Регистрация права собственности на жилую недвижимость осуществляется территориальным Управлением Федеральной регистрационной службы (Регистрационной палатой) путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Запись о праве содержит сведения о субъекте права (правообладателе), объекте права (имуществе), виде права и основании его возникновения (правоустанавливающий документ), при этом момент внесения такой записи считается датой государственной регистрации права.
В подтверждение произведенной процедуры регистрации собственнику выдается Свидетельство о государственной регистрации права.
Перечень документов, подаваемых в Регистрационную палату, может разниться в зависимости от того, на каком основании возникает право собственности нового владельца. Так, если квартира перешла по наследству, то в Регистрационную палату вы должны будете предъявить заявление с нотариально удостоверенной подписью, подлинник и копию паспорта, свидетельство о праве на наследство и оплаченную квитанцию об уплате госпошлины.
Если вы купили квартиру, то для государственной регистрации вашего права собственность на недвижимость вам понадобится, прежде всего, зарегистрировать договор купли-продажи жилого помещения.
Для этого в регистрационную службу предоставляется заявление о регистрации договора купли-продажи; документы о субъектах права (продавце и покупатели); оплаченную квитанцию об уплате пошлины за государственную регистрацию; подлинник и копию свидетельства о регистрации права или правоустанавливающего документа, подтверждающего право собственности продавца на данное жилое помещение; подлинники экспликации и техпаспорта БТИ; два экземпляра подлинников договора купли-продажи; подлинник и копию справки о лицах, зарегистрированных в данном жилом помещении; разрешение органа опеки и попечительства (при необходимости).
Чтобы осуществить регистрацию права собственности на жилье к его новому владельцу, в Регистрационную палату дополнительно необходимо предъявить два заявления: одно от покупателя – о регистрации его права собственности и другое от продавца – о регистрации перехода права собственности.
Также следует предоставить подлинник и копию квитанции об уплате государственной пошлины за регистрацию перехода права собственности. Кроме того, если продажа была совершена под условием, к общему списку документов потребуется приложить подлинники и копии документов, подтверждающих выполнение данных условий.
Регистрацию договора купли-продажи жилого помещения и перехода права собственности на жилье можно производить одновременно, осуществив подачу в Регистрационную палату пакета вышеперечисленных документов. Если же регистрация осуществляется в два этапа, то первым регистрируется договор купли-продажи.
Отдельного внимания требует регистрация права собственности на жилье в новостройке. Такая процедура может быть осуществлена лишь после того, как право собственности будет зарегистрировано строительной фирмой, инвестором или заказчиком.
Когда это произойдет, можно отправляться в Регистрационную палату, захватив с собой пакет следующих документов: заявление о регистрации права собственности; подлинник и копию паспорта; оплаченную квитанцию об уплате государственной пошлины; оригинал и две копии договора долевого участия; оригинал и две копии акта о результатах исполнения договора (акта приема-передачи квартиры); оригинал поэтажного плана и экспликации БТИ.
После приема пакета документов вам на руки будет выдана расписка в получении документов на государственную регистрацию. Свидетельство о праве собственности выдается через месяц после обращения в Регистрационную палату.
Как видим, регистрация права собственности на жилую недвижимость – непростое дело, требующее знания многих юридических нюансов, в которых не так-то легко разобраться неспециалисту. Поэтому если вы не хотите терять свое время, выясняя какие документы понадобятся в том или ином случае, рекомендуем сразу же обратиться за помощью к квалифицированному юристу.