Регистрация прав собственности на коммерческую недвижимость осуществляется территориальным Управлением Федеральной регистрационной службы (Регистрационной палатой). Рассмотрим, как выполняется эта процедура на примере регистрации права собственности при совершении сделки купли-продажи объекта коммерческой недвижимости.
Главная особенность регистрации права собственности на коммерческую недвижимость заключается в регистрации одного только перехода права от продавца к покупателю. Договор купли-продажи в данном случае регистрировать не нужно. При этом покупатель получает Свидетельство о государственной регистрации права собственности на тот или иной объект, а на самом договоре ставится штамп о регистрации перехода такого права.
Для регистрации права собственности на коммерческую недвижимость в Регистрационную палату необходимо предъявить следующие документы:
- две заверенные нотариусом доверенности от юридических лиц на право представлять обе стороны сделки;
- три оригинала договоры купли-продажи;
- акты приема-передачи, если по условиям договора такие акты уже должны быть подписаны (подлинники в трех экземплярах);
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица (по нотариальной копии от продавца и покупателя);
- учредительные документы юридического лица с изменениями, дополнениями и свидетельствами о регистрации произведенных изменений (нотариальные копии от продавца и покупателя);
- документ налоговой инспекции о присвоении ИНН (по нотариальной копии от продавца и покупателя);
- протоколы (выписки из протоколов) о назначении руководителей юридических лиц (по оригиналу и заверенной организацией копии от продавца и покупателя);
- для организаций, созданных до 1 июля 2002 года – по нотариальной копии свидетельства о внесении в соответствующий реестр для продавца и для покупателя;
- Устав с изменениями и дополнениями или последняя редакция Устава (по нотариальной копии от продавца и покупателя);
- Учредительный договор с изменениями и дополнениями или последняя редакция Учредительного договора (по нотариальной копии от продавца и покупателя);
- оригинал или заверенная организацией копия протокола заседания совета директоров, общего собрания участников акционерного общества с решением о совершении сделки либо решение участника (акционера);
- оригинал или нотариальная копия выписки из реестра юридических лиц;
- экспликация БТИ и кадастровый паспорт на здание (помещение).
Дополнительно продавец должен представить свидетельство об его праве собственности на данный объект.
Наконец, вместе с остальным комплектом документов в Регистрационную палату подается заявление о государственной регистрации перехода права собственности на объект коммерческой недвижимости (по экземпляру от покупателя и от продавца), а также подлинник платежного документа, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Отметим, что государственная регистрация права собственности на коммерческую недвижимость является процедурой, требующей знания многих юридических нюансов, в которых неспециалистам порой бывает непросто разобраться. Поэтому во избежание ненужных трат времени при возникновении такой необходимости лучше заранее заручиться поддержкой опытных юристов.