Хорошо, если общение с сотрудниками страховых компаний ограничивается приобретением страхового полиса раз в год, а вот пообщаться с ними на тему выплат при наступлении страхового случая — история немножко другая. И владельцы полисов ОСАГО не являются исключением из общей практики страхователей, не спешащих выплачивать компенсации. Основные сложности, с которыми сталкиваются автовладельцы, попавшие в ДТП, вызваны действиями страховщиков, которые нередко пользуются юридической неосведомлённостью своих клиентов.
Чаще всего владельцы ОСАГО жалуются на:
• затягивание рассмотрения случая и несоблюдение сроков выплат. В качестве аргумента может выступать ожидание результата экспертизы или отсутствие тех или иных документов от страховщика;
• занижение суммы выплаты. Например, по результатам расчёта независимой экспертизой сумма выплаченной компенсации за ремонт автомобиля обычно составляет 70–80 % от его реальной стоимости;
• отказ в выплате в результате отказа признавать случай страховым.
Иногда складывается ситуация, когда страховой полис больше не нужен. Например, автомобиль сломался, и владелец не может им пользоваться длительное время. Страховая компания может отказать в досрочном прекращении договора страхования ОСАГО и выплаты части средств, мотивируя, что законом это не предусмотрено. Однако это не совсем так. По закону страховщик может прервать договор в любой момент, а страхователь в этом случае обязан вернуть часть средств за неистёкший период.
Впрочем, некоторые сложности поджидают страховщика и при покупке полиса ОСАГО. В некоторых страховых компаниях распространена практика навязывания необязательных видов страхования, стоимость которых может превышать стоимость самого полиса в 1,5–2 раза. Человеку несведущему сложно разобраться самостоятельно в необходимости того или иного страхового продукта, поэтому перед походом за полисом неплохо бы расспросить знакомых автолюбителей или обратиться за консультацией к юристу.
В случае возникновения спора со страховой компанией помощь юриста по страховому праву просто необходима. Если со стороны страховой компании имеет место нарушения законодательных норм, свои права можно отстоять в суде. Проблема заключается в том, что не каждый страховщик знает свои права и порядок составления и подачи искового заявления. Здесь важен практический опыт, и только опытный юрист в состоянии правильно оценить ситуацию и предложить оптимальное решение проблемы. Многие споры при вмешательстве юриста решаются в пользу клиента без суда.