Права потребителя, который получил испорченный отдых в результате действий туроператора, - это юридическая и притом довольно сложная тема. Однако, прежде чем вдаваться в тонкости законодательства, рассмотрим процедуру заключения договора с туроператором, ведь доказать факт того, что вам испортили отдых возможно лишь при наличии грамотно составленного, с юридической точки зрения, договора.
Поэтому, прежде всего, внимательно изучите договор, который вам предлагает подписать туроператор. В нем должны быть досконально прописаны не только общие вещи (название отеля, количество его «звезд»), но и такие «тонкости» как наличие в номере душа, кондиционера и телевизора. А также наличие дополнительных услуг (бесплатное питание, бассейн, спортзал), транспортные моменты (тип самолета, доставка от аэропорта до гостиницы) и особенности экскурсионного обслуживания.
Если договор не подробен, а сотрудники турфирмы на удивление назойливо настаивают на его подписании, уклоняясь от ответов на прямые вопросы, то единственным верным решением будет отказ от заключения договора. Благо конкуренция на рынке туристических услуг сегодня очень высока, и найти более квалифицированного туроператора проблемы не составит. Если вам не очень удобно отказываться от сделки напрямую, по той причине, что сотрудники фирмы потратили на вас много времени, то уйдите, не прощаясь, под каким–либо благовидным предлогом.
Однако наличие грамотно составленного договора, хотя и значительно уменьшает ваши шансы на то, что отдых будет испорчен, само по себе не гарантирует, что этого не случится. Поэтому если по прибытии на место вы сталкиваетесь с явными нарушениями договора и не имеете желания оставить это без последствий, то данные нарушения необходимо зафиксировать. Ведь любые отклонения (в худшую сторону) от того, что было прописано в договоре, это и есть испорченный отдых. Если, к примеру, вас поселили в гостиницу с меньшим числом «звезд», чем было прописано в договоре, постарайтесь получить документы об этом у администрации гостиницы. В качестве доказательств сойдут фотографии (в том числе фотографии вашего номера) и показания свидетелей, в роли которых на суде могут выступить ваши земляки, проживающие в той же гостинице. Тем более, если они тоже недовольны действиями туроператора.
Потребитель имеет право на возмещение ущерба, понесенного в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обязанностей по договору. То есть, если вас поселили в номере или гостинице, класс которой ниже, то вы можете требовать возмещения убытков, ведь оплачивая договор, вы реально заплатили за более комфортные условия проживания, чем те, что получили на самом деле.
Дальнейший алгоритм вашего поведения прост. По возвращении домой сначала предъявите претензии менеджерам туристической фирмы устно. Если это не возымело действия или встреч с вами избегают, то изложите их письменно (в заказном письме). Если же и это не дает результата, то обращайтесь в суд. При наличии убедительных доказательств суд обычно встает на сторону потребителя.