Проблема некачественных лекарств стоит уже давно и очень остро. Согласно закону продавец обязан продавать только качественные лекарства, которые соответствуют строгим нормативам. На лекарства нельзя делать скидки, даже если только нарушена упаковка, а само лекарство выглядит неповрежденным, т.к. нарушение целостности упаковки может свидетельствовать о несоблюдении условий хранения или транспортировки.
В отличие от многих других групп товаров на лекарства обязательно должны быть установлены сроки годности, по истечении которых лекарства категорически нельзя употреблять. Все претензии к лекарствам после окончания срока годности считаются необоснованными.
Некачественными считаются лекарства, содержание которых не соответствуют указанным ингредиентам, а при их производстве нарушена технология. К некачественным лекарствам также относятся лекарства, которые хранились в ненадлежащих условиях, или нарушена их упаковка, или их вес не соответствует указанной на упаковке. Лекарства категорически нельзя продавать по истечении срока годности. Для установки непригодности лекарства необходимо проводить экспертизу, по результатам которой будет выявлен виновник.
Права потребителя лекарств
В отличие от многих товаров качественные лекарства не подлежат возврату и обмену, но в отношении некачественных лекарств действует федеральный Закон о защите прав потребителей. При обнаружении нарушения упаковки или истечения срока годности на момент продажи покупатель имеет право обратиться с требованием обменять лекарство на пригодное или вернуть деньги в полном объеме. Если по вине производителя, продавца или импортера лекарств потребитель пострадал, то он сам или его правопреемники имеют право на законных основаниях потребовать возмещения материального убытка или ущерба для здоровья.
Экспертиза по установлению изъянов в лекарственных средствах по закону производится за счет продавца, производителя или импортера. Потребитель может присутствовать во время проведения экспертизы. В случае своего несогласия с результатами экспертизы покупатель может обратиться в суд с требованием проведения дополнительных проверок и установления виновного.
Как уже было сказано, все лекарственные средства должны иметь срок годности, и если установлено, что лекарство использовано по его окончанию, то претензии относительно качества лекарств не принимаются.
Что делать потребителю, если лекарства оказались некачественными?
На имя продавца, изготовителя или импортера лекарств необходимо составить письменное заявление в двух экземплярах с указанием претензии. Первый экземпляр остается у продавца (производителя), а на втором должно быть сделано отметка о приеме заявления. Если по каким-то причинам продавец (производитель) отказывается принять заявление, то его можно вручить любому работнику этой организации, о чем должны свидетельствовать подписи любых двух свидетелей на втором экземпляре, который остается у заявителя. Заявление можно отправить по почте письмом с уведомлением о его вручении. Если адресат не реагирует на заявление, или отказывается признавать претензии, то можно подавать исковое заявление в суд.