Некачественные игрушки могут нанести серьезный вред ребенку и его родителям, поэтому по закону продавец (производитель) несет ответственность за качество товара. Дефекты игрушек нередко могут быть выявлены только во время эксплуатации.
В зависимости от конструкции и материала они могут проявляться по-разному, например: линька мягких игрушек, разрывы, поломка и рассыпание на составляющие части (это не относится к конструкторам), отказ управления (для радиоуправляемых игрушек). Нередко признать игрушки некачественными можно только при помощи экспертизы, которая определит, что выход из строя произошел из-за производственного брака или некачественных материалов, а не по вине потребителя.
На игрушки может быть установлен гарантийный срок или срок годности. Если же такой срок не установлен, то в случае обнаружения дефекта потребитель может обращаться с претензией к продавцу, производителю или импортеру в течение двух лет с момента приобретения игрушки или получения ее по почте (курьером) при дистанционной торговле. Когда чек потерян, то срок отсчитывается с момента изготовления игрушки.
Обычно не практикуется продажа игрушек с выявленными дефектами, но если они не угрожает здоровью человека, то игрушки могут продаваться со скидкой. В этом случае при покупке потребитель теряет право предъявлять претензии по поводу данного дефекта. Если же будут выявлены другие дефекты, то можно подавать претензию.
Права потребителя игрушек
В соответствии с законодательством РФ некачественные игрушки на основании претензии потребителя могут быть заменены на аналогичные игрушки по марке и артикулу без перерасчета стоимости. Игрушки других марок меняются с перерасчетом стоимости. Если выявленный дефект не делает игрушки полностью непригодными, то покупатель может попросить скидку на товар. Для некоторых видов игрушек можно сделать ремонт за счет продавца (изготовителя) или потребовать компенсацию за ремонт у третьих лиц.
Устранение дефектов должно быть проведено в срок, не превышающий 45 суток. При наличии гарантийного срока он продляется на срок, пока потребитель не может пользоваться игрушкой, который отсчитывается с момента подачи письменной претензии или сдачи в гарантийный ремонт.
Потребитель имеет право вернуть некачественные игрушки и получить ранее уплаченную сумму в полном объеме. Если из-за некачественных игрушек получен вред, то покупатель может обратиться с требованием о возмещении убытков.
Часто возникает спор об истинном виновнике дефектов, обнаруженных в игрушках, поэтому по закону экспертиза должна быть проведена за счет продавца, производителя или импортера. Покупатель имеет полное право присутствовать на экспертизе и оспорить свое несогласие с ее результатами в суде.
Что делать потребителю при обнаружении дефекта в игрушках?
На имя продавца, производителя или импортера надо составить письменное заявление с указанием претензии в двух экземплярах. Один экземпляр остается у покупателя с пометкой о приеме заявления или свидетельскими подписями двух человек о его вручении. Если продавец, производитель или импортер не реагируют должным образом на претензию, то можно подавать на него исковое заявление в суд.