Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с разочарованием от приобретения товара, который оказывался непригодным для употребления или имел дефект. Понятие бракованный товар, к сожалению, хорошо известно, однако мало кто знает, как защищены права потребителей в подобных ситуациях, какие действия необходимо предпринять для того, чтобы осуществить возврат денег или обменять бракованный товар.
Российское законодательство, а именно Закон «О защите прав потребителей», четко определяет условия, при которых товар можно считать некачественным. Согласно этим условиям бракованный товар не соответствует:
- условиям договора купли-продажи, заключенным между продавцом и покупателем;
- требованиям законов, регламентирующих качество и безопасность определенного вида товаров;
- образцу или описанию, если заявлено, что товар обязан им соответствовать;
- заявленным производителем свойствам, позволяющим использовать данный вид товара по назначению.
Правила возврата бракованного товара
Возврат бракованного товара и правила, в соответствии с которыми покупатель может его осуществить, регламентируются ст.18, 22, 23 Закона «О защите прав потребителей». Важно знать, что:
- покупатель имеет право требовать возврата денежных средств, уплаченных за товар;
- Закон обязывает продавца в установленные сроки принять бракованный товар и вернуть покупателю его полную стоимость;
- продавец не имеет права по своему усмотрению уменьшать покупную стоимость товара или заменять его на аналогичный;
- возврат крупногабаритного товара, а также товара весом более 5 кг должен осуществляться за счет продавца;
- отсутствие кассового чека не является препятствием к возврату бракованного товара;
- в случае обнаружения любого дефекта технически сложные товары могут быть возвращены в течение 15 дней со дня покупки;
- возврат денег покупателю должен быть осуществлен продавцом в течение 10 дней с момента предъявления соответствующего требования, каждый последующий день просрочки будет стоить продавцу пени в размере 1% от цены товара;
- сумма возврата определяется ценой товара на момент передачи денег покупателю.
Претензия на бракованный товар
Для того, чтобы вернуть бракованный товар, потребитель должен обратиться к продавцу в письменном виде, составив претензию. Претензия должна содержать:
- наименование товара и его цену;
- дату и место покупки;
- суть претензии — указать, что именно вас не устраивает в данном изделии, (поломка, дефект внешнего вида или иная причина, вынуждающая вас отказаться от использования товара);
- суть требования — возврат денежных средств или обмен на аналогичный товар;
- дату составления претензии, ваши контактные данные (ФИО, адрес проживания, телефон для связи), подпись.
Претензия составляется в двух экземплярах, один из которых передается продавцу, а другой остается у покупателя с пометкой о принятии продавцом. Если в установленные Законом сроки требования покупателя не удовлетворяется, он имеет право:
- обратиться в местный Комитет по защите прав потребителей с просьбой о помощи в разрешении конфликта;
- подать в суд исковое заявление о расторжении договора купли-продажи и возврате денежных средств, уплаченных за бракованный товар.