Рекомендации водителям, как вести себя на месте ДТП
Как показывает практика, многие водители, попавшие в ДТП, не знают своих прав и обязанностей и просто следуют указаниям инспектора ГИБДД. К сожалению, находятся даже люди, которые послушно под диктовку инспектора пишут объяснения, полностью полагаясь на порядочность представителя закона и не задумываясь об ущемлении своих прав.
Именно поэтому, порой через некоторое время, успокоившись, водитель с недоумением обнаруживает, что им же написанные документы не соответствуют действительности, схема составлена неточно, в рапорте инспектора появились дополнения, а кроме того, вдруг нашлись свидетели, по словам которых он сам оказывается виновным в происшествии.
В подобной ситуации часто водителю уже бывает невозможно помочь, поэтому знакомство с рекомендациями, как себя вести на месте ДТП, бывает очень полезным.
Сложно составить универсальные правила и рекомендации, как вести себя водителям, которые стали участниками ДТП, поскольку каждое происшествие имеет свои особые обстоятельства. Впрочем, каждый обнаружит для себя что-то нужное при изучении общих правил, как построить свои взаимоотношения с другими участниками ДТП и инспектором ГИБДД.
Несмотря на стресс из-за неприятной ситуации надо быть очень внимательным ко всем деталям происшествия и пристально наблюдать за составлением первичных документов на месте ДТП. Если водитель не согласен с записями в протоколе или схемой ДТП, то об этом надо прямо заявить. Все замечания инспектор обязан вносить в протокол.
Рекомендуется обратить особое внимание на следующие факторы:
- каким на момент аварии было состояние дорожного покрытия;
- в каком состоянии, в каком месте, на какой высоте располагались при столкновении средства организации дорожного движения, в том числе светофоры и дорожные знаки;
- где конкретно на дороге произошло ДТП;
- отметить, если на дороге была грязь, снег и лужи с указанием их размеров;
- проверить, правильно ли зафиксированы следы тормозного пути, положение посторонних предметов и фрагментов частей автомобилей;
- проверить уклон дороги;
- если видимость на дороге затруднена из-за погодных явлений, то можно настаивать на определении видимости на дороге, наличия посторонних препятствий и проведении контрольного торможения автомобиля;
- проверить зафиксированы ли дефекты дорожного покрытия, если они имеются с указанием их высоты, глубины, ширины и длины.
Иногда именно дефекты на дороге становятся причиной ДТП, поэтому, если все сделать грамотно, то ответственность может быть возложена на дорожную службу.
Очень полезными бывают фотоснимки и видеоролики с места ДТП, на которых хорошо видно расположение автомобилей, пострадавших людей и возможных свидетелей. Надо проследить, чтобы все пункты в документах были заполнены, что позволит избежать добавления информации уже после подписания документов. Категорически ни при каких условиях нельзя подписывать чистые бланки.
При общении с инспектором и другими участниками надо стараться соблюдать хладнокровие и быть вежливым. Все понимают, что в состоянии шока человеку трудно себя контролировать, но откровенные конфликты ни кому не пойдут на пользу.
Следует знать, что по закону свидетелями ДТП могут выступать любые люди, в том числе близкие родственники.
Полезно знать, что если после подписания документов вы вспомните важные детали или просто будете недовольны своими действиями во время составления первичной документации, то можно будет представить в ГИБДД другое более подробное объяснение. При этом, например, можно сослаться на стрессовое состояние на месте ДТП. Это право за участниками ДТП сохраняется до момента вынесения окончательного постановления по делу.