Если проанализировать правила расчета пенсии, которые закреплены в законе, то в них заметно прослеживается некий уравнительный принцип:
- установлен максимально допустимый коэффициент соотношения заработков за советский стаж (1,2),
- применяются предельные значения «пенсионных баллов» (см. подробнее здесь),
- перерасчет ограничен всем работающим пенсионерам тремя «баллами» (см. здесь).
То есть, несмотря на перевод основной массы пенсий на страховые принципы, согласно которым не должно быть единого размера пенсий для всех (каждый получает ту пенсию, которую заработал в течение своей трудовой деятельности), от «уравниловки» все равно уйти не удается.
Однако, если посмотреть размеры пенсий в отдельных регионах, то они различаются порой очень существенно. Из-за чего так происходит?
Дело в том, что размер пенсии привязан не только к величине трудового стажа и заработка пенсионера, но и к прожиточному минимуму в том регионе, в котором он проживает. Государство возложило на себя обязательства обеспечить пенсионерам уровень жизни не ниже того, который установлен для их региона. Это достигается с помощью назначения социальных доплат к пенсиям.
Предусматривается два вида социальных доплат: федеральные и региональные, в зависимости от того, за счет какого бюджета они производятся.
Федеральная социальная доплата к пенсии назначается органами Пенсионного фонда РФ, если в регионе проживания пенсионера величина прожиточного минимума, утвержденная на соответствующий год, меньше той же величины на федеральном уровне. Доплата устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера была равна региональному значению прожиточного минимума.
Региональная социальная доплата полагается пенсионерам в тех случаях, когда прожиточный минимум региона выше, чем федеральная величина. Ее назначают и выплачивают органы социальной защиты населения, действующие на территории конкретного региона. Размер региональной доплаты должен быть таким, чтобы денежное содержание пенсионера было равным величине прожиточного минимума этого региона.
Иными словами, выходит так, что в «богатых регионах», где высокий прожиточный минимум, пенсионеры получают региональные доплаты до этого минимума. А в регионах «победнее» пенсионерам выплачивают доплаты до того же регионального минимума, но он в них даже ниже федерального.
На 2018 год прожиточный минимум для пенсионеров на федеральном уровне утвержден в размере 8 726 рублей. Выше этой величины прожиточный минимум в 16 российских регионах:
Москва – 11 816
Московская область – 9 527
Архангельская область – 10 258
Республика Коми – 10 192
Ненецкий автономный округ – 17 956
Мурманская область – 12 523
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра – 11 708
Ямало-Ненецкий автономный округ – 13 425
Республика Саха (Якутия) – 13 951
Приморский край – 9 151
Хабаровский край – 10 895
Камчатский край – 16 543
Магаданская область – 15 460
Сахалинская область – 12 333
Еврейская автономная область – 9 013
Чукотский автономный округ – 19 000
Такие минимумы получают там пенсионеры, у которых недостаточно стажа или зарплаты для повышения пенсии. Остальные регионы не доходят до федерального значения прожиточного минимума, т.е. в большинстве регионов минимальная пенсия составляет либо 8 726 рублей, либо еще меньше.
Социальная доплата полагается всем пенсионерам, у которых суммарный размер всех получаемых социальных выплат меньше прожиточного минимума в его регионе.
То есть учитываются при назначении социальной доплаты размер пенсии, ежемесячной денежной выплаты (с учетом стоимости социальных услуг), дополнительного материального обеспечения, региональные субсидии на проезд, оплату коммунальных услуг и т.п.
Не принимаются во внимание только натуральные формы социальной поддержки и разовые выплаты. Чтобы получить социальную доплату к пенсии, необходимо обратиться с заявлением в отделение ПФР или орган социальной защиты (в зависимости от вида доплаты). Социальная доплата назначается только при условии, что пенсионер не работает.
01.02.2018 г.
Автор публикации: Сивакова И. В., кандидат юридических наук