Банки обязали вернуть деньги за навязанные страховки
Многие, кто оформляли банковские кредиты, хорошо знают: когда оказываешься в безвыходной ситуации и срочно нужны деньги, готов подписать любые бумаги, которые предлагает банк.
А уж в чём, как не в бумагах, банковские работники лучше всего знают толк!
Любой кредит сопровождается солидным пакетом документов, которые гражданин должен прочитать и подписать, выражая свое согласие с условиями банка.
Разумеется, большинство граждан полагаются на устные пояснения специалиста и подписывают документы, недостаточно их изучив.
Пользуясь этим, банки научились искусно выуживать с клиентов дополнительные деньги, и притом немалые, за явно надуманные услуги.
Первое место среди таких услуг занимает добровольное страхование клиента от всевозможных бед и напастей. После того, как Центробанк запретил банкам навязывать дополнительную страховку и предоставил срок «охлаждения» (см. здесь), в течение которого гражданин имеет право отказаться от такой страховки и вернуть деньги за нее, банки придумали, как ловко этот запрет обойти.
Теперь при оформлении кредита клиенту дают подписать согласие на подключение его к программе коллективного страхования. Участниками такой программы является по договору банк и страховая компания, а клиент, подключаясь к программе, по сути становится выгодоприобретателем, т.е. получит возмещение, если наступит предусмотренный договором страховой случай.
Суммы, которые перечисляются за такие «подключения», просто ошеломительные: в среднем 50 – 100 тысяч рублей. По документам они проходят как «комиссия за подключение» и сама «страховая премия». Поскольку формально гражданин не является стороной такого «золотого» страхования, то банки посчитали возможным не выполнять указания Центробанка по возврату денег в течение периода «охлаждения».
А для укрепления своей позиции они давали клиенту подписать уведомление о том, что он добровольно вступает в программу страхования и извещен о том, что отказ от нее не допускается. При этом граждане часто и не замечают, что переплатили банку, т.к. деньги за страховку просто плюсуются к общей сумме кредита, а сам клиент ничего отдельно не платит. Схема идеальная, и долгое время она позволяла банкам получать огромные барыши.
Но, к счастью, Верховный Суд пресек им эту золотую жилу. При рассмотрении жалобы одной такой «застрахованной» гражданки на отказ вернуть деньги за страховку, суд указал, что подобные сделки нарушают требования законодательства о банковской деятельности и защите прав потребителей.
Объектом страхования в подобных программах является имущественный интерес гражданина (на случай потери работы, нетрудоспособности и т.п.), следовательно, его и нужно признавать страхователем по таким договорам.
Поэтому требование Центробанка вернуть деньги за навязанную страховку распространяется и на подобные подключения к программам страхования.
Получив кредит в банке, внимательно проверьте, не подключили ли вас к программе коллективного страхования или т.п. услуге. Если да, то вы имеете право в течение 14 дней обратиться в банк, чтобы отказаться от страховки и вернуть свои деньги.
03.02.2018 г.
Автор публикации: Сивакова И. В., кандидат юридических наук