Законно ли, когда банк не принимает для оплаты квитанций наличные деньги?
Наверняка, многие сталкивались с такой ситуацией: нужно оплатить квитанцию, обращаемся в отделение Сбербанка (т.к. шансы найти их поблизости всегда выше по сравнению с остальными), но попытка отдать квитанцию с деньгами операционисту не имеет успеха – он сухо отвечает, что наличные деньги они не принимают, оплатить можно через терминал.
Причем самое интересное в том, что очередей к операционистам практически нет, тогда как у терминалов всегда наблюдается ажиотаж, и чтобы оплатить квитанцию, нужно проявить как минимум героическое упорство и нечеловеческое терпение.
Почему банки (в первую очередь, Сбербанк) отказываются принимать наличные платежи и законно ли это?
Согласно Правилам оказания коммунальных услуг потребитель имеет право самостоятельно выбирать, как ему оплачивать эти услуги – наличными деньгами или в безналичной форме путем перевода, банковской картой, через Интернет и в любых иных формах, предусмотренных законом. Аналогичные правила действуют при внесении налоговых и иных обязательных платежей от имени физических лиц.
Платеж физического лица наличными деньгами через банк с целью зачисления средств на счет получателя (говоря банковским языком – перевод денежных средств без открытия счета) признается банковской операцией. Следовательно, банк, будучи коммерческой организацией, созданной для оказания банковских услуг населению, не имеет права отказать гражданину, обратившемуся за осуществлением платежа.
Это жесткое требование закона: коммерческая организация, оказывающая услуги населению, не имеет права отказывать в оказании таких услуг тому, кто обратился за ними. Отказ допускается исключительно при отсутствии технической возможности произвести банковскую операцию.
Таким образом, отказ банка принимать наличные средства для проведения платежей от имени физического лица является незаконным. Однако при наличии в зале кассового обслуживания платежных терминалов, которые принимают наличные деньги и проводят платежи, отказ операциониста принять наличный платеж вписывается в рамки закона, поскольку сам банк не отказывает гражданину выполнить платеж наличными, предложив воспользоваться терминалом.
Другое дело – если терминала нет или он не работает. В таком случае операционисты обязаны принять наличный платеж от гражданина, иначе это будет грубейшим нарушением законодательства о защите прав потребителей. Если вам отказывают в принятии наличного платежа в банке, требуйте письменный отказ – это основание взыскать с банка компенсацию морального вреда.
Аналогичные ситуации часто возникают с оплатой кредита: банки иногда требуют платить по кредиту только через банковскую карту, оформленную у них же. С точки зрения закона – это навязывание дополнительных услуг потребителю, т.е. нарушение его прав.
Банк обязан предоставить возможность оплатить кредит наличными через кассу, при этом взимание комиссии за это недопустимо. Отстаивайте свои права и не переплачивайте банкам!
02.02.2018 г.
Автор публикации: Сивакова И. В., кандидат юридических наук