Безусловно, врач – одна из благороднейших профессий, которая достойна преклонения.
Принимаясь за лечение пациента, врач принимает на себя огромную ответственность за его жизнь и здоровье, поэтому он не имеет права ни на малейшую ошибку.
Но, к сожалению, жизнь зачастую показывает совсем иное: как и все люди, врачи тоже могут ошибаться, и такие ошибки стоят пациентам очень дорого.
Сложнейшей категорией дел в юридической практике считаются именно споры с врачами: основное затруднение вызывает получение достоверной доказательной базы. Согласитесь, что приходя на прием к врачу, мало кто из нас сразу задумывается над тем, как будет доказывать впоследствии врачебную ошибку.
Во время лечения пациент полностью беззащитен и редко когда может в полной мере осознавать, какие манипуляции с ним производят. Врач, как профессионал, изначально находится в более выгодном положении: он заполняет всю медицинскую документацию, сопровождающую процесс лечения, а следовательно, имеет возможность повлиять на ее содержание так, чтобы никакой ошибки, даже если она действительно была допущена, установить было невозможно.
Поэтому судебные споры с врачами относятся к той уникальной категории дел, когда все основные доказательства формирует сам ответчик. Не случайно в судебной практике встречается так мало дел, когда пациенты выигрывают споры с врачами.
Однако в последнее время Верховный Суд стал ориентировать суды на усиление защиты прав пациентов. В частности, раньше для того, чтобы привлечь врача к ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью пациента, нужно было доказать суду три обстоятельства:
- неправомерные действия или бездействие врача (лечение, выполненное с нарушением действующих стандартов),
- вину врача (умысел или неосторожность),
- причинение вреда жизни или здоровью пациента,
- причинно-следственная связь между нарушениями со стороны врача и наступлением вреда.
Теперь Верховный Суд указал, что достаточно лишь доказать факт некачественного оказания медицинских услуг и вред здоровью, – это уже дает право пациенту получить денежную компенсацию (решение по делу №5-КГ17-176). Такая позиция основывается на том, что оказание медицинских услуг гражданам подчиняется законодательству о защите прав потребителей, а оно предусматривает следующие особенности:
- исполнитель отвечает за некачественное выполнение договора независимо от своей вины,
- сам факт нарушения прав потребителя при оказании ему услуг исполнителем уже дает ему право требовать полного возмещения причиненного вреда и компенсации морального вреда.
По мнению суда, эти правила должны применяться в равной степени к медицинским услугам, оказываемым в рамках как возмездного договора с потребителем, так и медицинского страхования (обязательного или добровольного). Безусловно, это позволит намного повысит уровень защиты пациентов в судах. Доказать факт некачественного оказания медицинских услуг и степень причиненного вреда можно, обратившись в независимую экспертную организацию.
Главное, что устанавливать, как прежде, наступление вреда здоровью именно в результате неправомерных действий врача, теперь не нужно. А это было основным препятствием для удовлетворения исков многих пациентов. Знайте свои права и добивайтесь их защиты!
26.02.2018 г.
Автор публикации: Сивакова И. В., кандидат юридических наук