Всегда ли нужно обращаться с претензией к продавцу?
Все мы, желая того или нет, причастны в определенной степени к формированию современного «общества потребления».
Оно активно развивается, подпитываясь нашими растущими материальными потребностями, а естественным побочным эффектом такого процесса становится все большее число судебных споров по защите нарушенных прав потребителей.
Редко сегодня можно встретить человека, который бы ни разу не сталкивался с недобросовестным продавцом.
Когда возникает конфликт, всех захлестывают эмоции, а в пылу гнева очень высока опасность наделать ошибок, которые могут помешать добиться справедливости. Поэтому нужно заранее иметь четкое представление о том, как защитить свои права и привлечь к ответственности продавца-нарушителя. В первую очередь, следует точно знать, требуется ли официальное обращение к продавцу с претензией до того, как подавать иск в суд. Ведь если это обязательно, то суд вернет вам иск, если не будет приложена претензия с доказательствами ее направления ответчику.
Честно говоря, вопрос этот не так прост, как кажется: даже юристы с многолетним стажем не решаются ответить на него однозначно. Да, Закон о защите прав потребителей напрямую ничего не говорит о необходимости соблюдать досудебную процедуру урегулирования спора. Только для двух категорий споров законом предусмотрена обязанность потребителя направить предварительно претензию ответчику:
• по спорам с оператором связи, который оказывает услуги гражданам-потребителям,
• по спорам с перевозчиком по вопросам ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке пассажира, багажа или груза.
Следовательно, как многие считают, по остальным спорам претензию подавать необязательно, можно сразу обращаться с иском в суд, не теряя времени. Однако большинство судов такого мнения не придерживается и вот почему.
Закон о защите прав потребителей возлагает на продавца ответственность, дословно: «за просрочку выполнения требований потребителя» (ст. 23). Это означает, что продавца нельзя признать нарушителем до тех пор, пока он не исполнит в установленный срок требования потребителя. А как он узнает об этих требованиях, и вы сможете доказать факт их предъявления? Только с помощью письменной претензии!
Кроме того, за нарушение прав потребителей закон предусматривает возможность взыскания с продавца высокой неустойки, компенсации морального вреда, а для этого также нужно подтвердить суду, что продавец:
- не удовлетворил в добровольном порядке требование потребителя,
- нарушил предусмотренные законом сроки для выполнения требований потребителя,
- совершил все это намеренно, виновно.
В частности, вину продавца в несоблюдении прав потребителя невозможно будет доказать, если отсутствуют документы, подтверждающие уведомление продавца о факте нарушения и его бездействие или прямой отказ удовлетворить законные требования потребителя.
Поэтому, когда вы видите, что продавец игнорирует ваши устные требования, очень рекомендую составить письменную претензию (два экземпляра) и вручить ему под роспись. В случае отказа принимать претензию отправляйте ее заказным письмом с описью вложения и уведомлением – это будет надлежащим доказательством направления претензии. В претензии кратко укажите суть нарушения ваших прав и обязательно включите требование добровольно исполнить ваши притязания в разумный срок (обычно дается 10 дней).
Когда истечет срок для добровольного исполнения требований, смело можно обращаться в суд, приложив копию претензии с доказательствами ее вручения продавцу.
Таким образом, предварительное обращение к продавцу с претензией не является обязательным по большинству потребительских споров, но все же очень желательным. И сложившаяся судебная практика является тому красноречивым подтверждением.
Образец претензии продавцу при нарушении прав потребителя
«__»________г. я приобрел в вашем магазине, который расположен по адресу _____ (указать адрес торговой точки), _________ (указать наименование товара, в т.ч. артикул, модель, цвет и т.п. идентифицирующие признаки). Стоимость товара составила _______ рублей (указать цифрами и прописью), что подтверждается кассовым чеком.
Статья 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 возлагает на продавца обязанность передать потребителю товар, качество которого соответствует договору или обычно предъявляемым к подобным товарам требованиям, пригодный для обычных целей его использования.
В процессе использования товара в нем обнаружились следующие недостатки:
_________ (подробно перечислить все недостатки товара).
Гарантийный срок на товар согласно условиям договора и гарантийному талону составляет _______ (указать срок, если есть гарантия от продавца).
Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель, обнаруживший в товаре неоговоренные продавцом недостатки, по своему выбору вправе потребовать:
- заменить на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- снизить соразмерно покупную цену;
- незамедлительно устранить недостатки товара безвозмездно или возместить расходы, понесенные на их исправление потребителем или третьим лицом;
- возврата уплаченной за товар суммы, отказавшись от исполнения договора купли-продажи.
Руководствуясь указанной статьей, требую:
______ (указать, какие требования должен исполнить продавец)
В соответствии со ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» вы обязаны удовлетворить мое требование в течение 10 дней со дня предъявления настоящей претензии, в противном случае буду вынужден обратиться с иском в суд.
Прошу рассмотреть мою претензию в течение 10 дней со дня ее получения и предоставить свой ответ по ней в письменном виде, направив его по указанному мною адресу. Дополнительно сообщаю, что в случае неисполнения законных требований потребителя в установленный срок, с продавца взыскивается неустойка в размере 1% за каждый день просрочки, компенсация морального вреда и штраф – 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя.
«___»_________г.
дата подписания
____________/_____________/
подпись потребителя
Отметка о принятии претензии:
Претензия получена «__»__________г. ______________
Ф.И.О., должность представителя продавца
02.01.2018 г.
Автор публикации: Сивакова И. В., кандидат юридических наук