Из всех магазинов чаще всего мы посещаем, разумеется, продуктовые. «Магнит», «Пятерочка», «Ашан», «Лента» и другие известные торговые сети в последнее время стали для нас «основными кормильцами».
Главной концепцией, благодаря которой современные продуктовые супермаркеты заслужили широкую популярность среди населения, является самообслуживание.
Благодаря этому потребитель имеет возможность самостоятельно ознакомиться с основными характеристиками товара (составом, сроком годности, весом и т.д.) и выбрать то, что ему подходит.
Но работа по системе самообслуживания предъявляет и повышенные требования к магазину: выбор потребителем товара здесь в большей степени, чем в обычном магазине, зависит от того, какая информация о нем представлена на прилавке. Поэтому потребитель должен обладать максимально достоверными сведениями о товаре, чтобы решить, покупать его или нет.
Большие нарекания в этом плане вызывает организация торговли замороженными продуктами. Наверняка многие сталкивались с тем, что покупая рыбное филе, к примеру, весом 1 кг, по факту дома после разморозки у нас остается в лучшем случае только 800 граммов, а то и еще меньше. Но в магазине мы оплатили цену рыбы за 1 кг согласно указанному на упаковке весу. Получается, что оплаченные 200 г рыбы мы просто подарили магазину, оставив себе лишь воду.
Это очевидное нарушение прав потребителя и происходит оно прежде всего из-за того, что на упаковке нет сведений о весе «чистой рыбы», без льда. Некоторые продавцы еще и намеренно пользуются особенностями замороженных продуктов, специально увеличивая их вес с помощью льда. Наконец на подобные злоупотребления в розничных торговых сетях обратили внимание в Роспотребнадзоре.
По итогам проведенных проверок в отношении некоторых торговых сетей были вынесены постановления о наложении административного штрафа (100 тысяч рублей) за нарушение требований технических регламентов. В ответ на жалобы организаций Верховный Суд посчитал привлечение к ответственности правомерным, поскольку:
- замороженная продукция (в частности, рыба) продается потребителям вразвес, т.е. цена напрямую зависит от веса товара,
- согласно Правилам продажи продовольственных товаров продукты, реализуемые на развес, должны продаваться упакованными, причем без взимания дополнительной платы за упаковку,
- цена товаров, продаваемых вразвес, рассчитывается по весу нетто (т.е. без учета упаковки).
Итак, продаваемый вразвес товар имеет две составные части – сам товар и его упаковка. Так как лед не является частью замороженного продукта, суд отнес его к упаковке. Иное толкование приводило бы к тому, что лед должен был бы продаваться по той же цене, что и сам продукт, а это прямое нарушение прав потребителей. Следовательно, продавец обязан указывать на упаковке замороженного продукта его вес нетто (по которому рассчитывается цена) без учета льда.
Обратите внимание, что допустимая согласно стандартам доля льда в общем весе товара не может превышать 5%.
Поэтому, покупая в магазине рыбу или иной замороженный продукт вразвес, внимательно изучите его вес. Если размороженный продукт будет весить меньше, – это дает основание требовать не только возмещения переплаты денег, но и компенсации морального вреда по законодательству о защите прав потребителей.
Знайте свои права и не переплачивайте!
18.02.2018 г.
Автор публикации: Сивакова И. В., кандидат юридических наук