Отстаиваем в поликлинике не очереди, а свои права!
Обратившись в государственную поликлинику, понимаешь, что в России и без третьей беды не обошлось, под названием «бесплатная медицина».
Конечно, по сравнению с ситуацией, которая была в наших поликлиниках лет 20 тому назад, наблюдаются некоторые сдвиги в положительную сторону.
И во многом это происходит благодаря тем активным гражданам, которые не готовы мириться с недостатками системы и отстаивают свои законные права.
Долгое время ожидания приема, пренебрежительное отношение персонала, навязывание платных услуг, отсутствие бесплатных лекарственных препаратов – это лишь небольшой перечень типичных нарушений прав граждан в государственных поликлиниках.
На что нужно ссылаться при общении с сотрудниками поликлиники, чтобы напомнить им об их обязанностях?
1) Основным законом, которому подчиняются все работники системы здравоохранения, является Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ. В статье 19 представлен полный перечень прав пациентов (выбор врача, медицинской организации, получение консультаций врачей-специалистов и т.д.), которыми можно оперировать в дискуссиях с медперсоналом.
2) Очень полезный документ – Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (утв. постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2017 г. № 1492). В частности, там указано, что с момента обращения пациента сроки ожидания медицинской помощи не могут превышать:
• для неотложной медицинской помощи – 2 часа,
• для приема врачом-терапевтом, педиатром – 24 часа,
• для консультации врачом-специалистом – 14 дней.
3) Закон о защите прав потребителей также в полной мере применяется к отношениям в области оказания медицинской помощи по ОМС. Следовательно, пациент, как потребитель медицинских услуг, имеет право на:
• получение услуг надлежащего качества,
• на подробную информацию об исполнителе услуг и о самих услугах,
• соблюдение сроков, установленных законом для оказания услуг, а также для выполнения своих требований и т.д.
В случае нарушения своих прав можно обратиться к главному врачу поликлиники с письменной жалобой. В жалобе обязательно нужно указать свои Ф.И.О. и адрес проживания (анонимные жалобы не принимаются к рассмотрению), суть нарушения и конкретные требования. Жалобу лучше составить в двух экземплярах: один – отдать в приемную главврача, на втором потребовать у секретаря поставить отметку о принятии.
Все жалобы пациентов рассматриваются в общем порядке, который установлен Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ. Ответ на жалобу должен быть направлен пациенту не позднее, чем через 30 календарных дней с даты регистрации жалобы.
Если жалоба не дала результата, то жаловаться можно в региональное Министерство здравоохранения, Роспотребнадзор или в само Министерство здравоохранения РФ (на их сайте есть форма для электронных жалоб и обращений граждан). В случае явного нарушения сотрудниками поликлиники требований закона можно обращаться с жалобой к районному прокурору или сразу в суд с иском об обязании совершить необходимые действия, о возмещении ущерба (если таковой имеется) и компенсации морального вреда.
Не бойтесь отстаивать свои права! Закон сейчас предоставляет для этого широкие возможности!
25.12.2017 г.
Автор публикации: Сивакова И. В., кандидат юридических наук