Описываемый ниже способ обмана желающих установить новые окна или двери отличается тем, что сам факт совершенного мошенничества доказать будет крайне сложно. Итак, рассмотрим все по порядку.
Гражданин решил установить в своей квартире новые окна, либо захотел поменять входную дверь на более надежную и качественную, - это неважно.
Он просматривает объявления в газете или на каких-то сайтах и обращает внимание на предложение одной из фирм, выгодно отличающееся своей ценой.
Обычно такая фирма предлагает существенную скидку, мотивируя это тем, что она недавно открылась и поэтому для привлечения новых клиентов компания готова в течение какого-то срока (обычно месяца или двух недель) осуществлять все работы по себестоимости.
При этом не требуется вносить никакой предоплаты, для выполнения работ будет составлен официальный договор, согласно которому передача денег заказчиком произойдет лишь после оказания услуг и их приемки.
Если клиент соглашается, к нему приходит специалист-замерщик, принося с собой договор на оказание услуг. Вся хитрость данной операции заключается в том, что договор разбивается на две части, абсолютно независимые друг от друга (или может быть два отдельных договора).
Согласно первой части договора специалистом оказывается услуга по замеру оконных или дверных проемов для дальнейшей установки окон или дверей, и по завершении этой работы заказчику необходимо ее оплатить. Вторая часть договора подразумевает непосредственное изготовление окон или дверей, а также их монтаж.
Закончив работы по замеру и получив за них от заказчика причитающуюся по договору сумму, замерщик уходит, обещая в течении ближайшего времени перезвонить и согласовать точную дату работ по установке окон или двери.
Так и не заподозрив подвоха, клиент терпеливо ожидает изготовления продукции и звонка из компании. Время ожидания обычно зависит от наивности клиента и его веры в чистоту и непорочность нашего мира.
Когда измученный неизвестностью человек не выдерживает и звонит в компанию за разъяснениями, ему вежливо объясняют, что выполнение заказа задерживается по причине того, что (вариантов может быть масса):
а) отсутствуют комплектующие;
а) подвели поставщики стекла или металла;
б) предприятие в стадии банкротства;
в) предприятие просто завалено заказами и не успевает их выполнять и т.д.
А через какое-то время на звонки вообще перестают отвечать и фирма исчезает насовсем, чтобы с большой долей вероятности возродиться под другим названием.
Что может предпринять клиент в таком случае? Фактически ничего, ибо предоплату за изготовление продукции он не вносил, вторая часть договора так никем и не была подписана, а услуги по первой части компания полностью выполнила и претензий по ним у клиента нет, о чем он собственноручно расписался.
Какой из этого можно сделать вывод? Его уже давно сделал в «сказке о Попе и его работнике Балде» А. С. Пушкин: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». А от себя добавлю: если вы хотите заказать установку окон, кухонной мебели, дверей и т.п., категорически не рекомендуется заключать несколько отдельных договоров. Любые работы подготовительного этапа, требующие предварительных замеров, расчетов и т.д., должны включаться в единый договор заказа.
23.12.2017 г.
Автор публикации: Сивакова И. В., кандидат юридических наук