Во всем мире принято устраивать распродажи и объявлять сезонные скидки. Практически все торговые точки, начиная от крупных супермаркетов и заканчивая небольшими магазинчиками, в канун рождественских или новогодних праздников существенно снижают цены на товары.
Благодаря распродажам в магазины приходит множество покупателей, а сами магазины, получая прибыль от резко возросших объемов продаж, попутно избавляются от товаров, постепенно выходящих из моды, тем самым обновляя свой ассортимент.
Широко известна так называемая «черная пятница» - день, с которого уже традиционно начинается рождественский сезон распродаж. Впервые возникнув в США, «черная пятница» стала популярной во всем мире.
Помимо сезонных и других распродаж, магазины и торговые центры периодически устраивают всевозможные акции, также продавая товары по сниженным ценам.
Учитывая повышенный интерес покупателей к таким мероприятиям, некоторые не совсем добросовестные продавцы пытаются заработать на этом ажиотаже, организуя по сути фальшивые акции и распродажи. Рассмотрим, как они это делают.
Так, например, некоторые магазины перед тем, как объявить «распродажу», повышают цены на «распродаваемый» товар, а затем снижают ее, указывая на ценнике рядом с перечеркнутой, накануне повышенной ценой, новую, якобы скидочную. Бывает даже так, что после такой «скидки» товар стал стоить дороже, чем стоил прежде. Тем не менее, этот трюк часто оправдывается, и покупатель, привлеченный объявлением «сказочной» распродажи, приобретает, по сути, подорожавший товар.
Особенно часто подобные жульнические действия совершают торговые предприятия, занимающиеся продажей одежды, обуви и других товаров, настоящую цену которым покупателям узнать трудно, так как встретить аналогичный образец продукции в соседних магазинах сложно и его стоимость сравнить не с чем.
Есть и еще один излюбленный способ заработать на покупателях: устроить акцию «две вещи по цене одной», «купи две упаковки, а третью получи в подарок» и т. д. Обычно подвох состоит в том, что стоимость второй вещи или предлагаемого подарка уже заложена в общую стоимость покупаемого набора.
Иногда в продуктовых магазинах по акции «купи две по цене одного» пытаются продать товары с истекающим сроком годности (а иногда и с уже истекшим). Купить две упаковки просроченных продуктов, даже с существенной скидкой, - сомнительное удовольствие.
Довольно распространен такой «сравнительно честный» способ продажи, как объявление скидки по дисконтным картам магазина, причем цена для обладателей этих карт выделена крупным и ярким шрифтом, а цена для всех остальных - мелким и почти незаметным. Соответственно, люди, покупающие данный товар и не имеющие дисконтной карты, могут не заметить подвоха и посчитать, что бросающаяся в глаза цена именно та, по которой им продадут товар.
Нередко в супермаркетах можно увидеть картину, когда продаваемые со скидкой товары размещены на полке практически вперемежку с товарами, продающимися без скидки. При этом над самой полкой красуется надпись о проводящейся распродаже. В результате покупатель, приобретая товар с данной полки, наивно полагает, что купил его со скидкой, хотя это может оказаться совсем не так.
Так что, уважаемые покупатели, увидев в каком-либо магазине красочные объявления о проводимых акциях, распродажах и грандиозных скидках, не спешите радоваться и совершать необдуманные покупки. Времена тотального дефицита, к счастью, ушли в прошлое, теперь не покупатели бегают за продавцами, а продавцы за покупателями. Поэтому нередки ситуации, когда вещи, продаваемые с «небывалой скидкой», стоят дороже, чем такие же вещи, продаваемые в другом магазине безо всяких скидок.
24.12.2017 г.
Автор публикации: Сивакова И. В., кандидат юридических наук