Кто ответит за ущерб: служба заказа такси или водитель?
В наши дни поездка на такси совсем перестала считаться роскошью – напротив, многие все чаще предпочитают отказаться от личного автомобиля в пользу такси, т.к. это выгоднее.
С заказом такси также проблем не возникает: голосование на дороге давно кануло в прошлое, теперь достаточно нажать кнопку в телефоне – и экипаж будет подан через несколько минут.
И все же на фоне всех очевидных плюсов такси не стоит забывать о том, что это автомобиль, источник повышенной опасности, которым управляет обычный человек, и в дороге может случиться всякое.
Наверняка многие со мной согласятся в том, что часто среди таксистов попадаются такие водители, которые стремятся реализовать свои непризнанные таланты гонщика вне зависимости от того, с пассажиром они едут или без.
Безусловно, подобное лихачество рано или поздно заканчивается аварией, и в лучшем случае пассажир отделается лишь легким испугом. Но, к сожалению, в жизни немало гораздо более печальных примеров, когда ДТП наносит вред имуществу, здоровью пассажира или даже приводит к его гибели.
В обычном случае, когда пассажира везет частное лицо, отвечать за вред, разумеется, будет водитель и владелец транспортного средства (если это не одно и то же лицо). Но когда вред причинен в рамках платной поездки на такси, ситуация иная: помимо водителя и владельца автомобиля здесь участвует еще и третье лицо – служба заказа такси, через которую и заключался фактически договор перевозки.
Разумеется, в интересах пострадавшего – привлечь как можно больше ответчиков, поскольку так степень вероятности полного возмещения вреда намного выше. Да и взыскать ущерб с крупной компании гораздо проще, чем с водителя.
Так должна ли нести ответственность за неудавшуюся поездку служба заказа такси? Недавно в этом вопросе разбирался Верховный Суд, и он пришел к интересным выводам. Несмотря на то, что, на первый взгляд, служба заказа оказывает потребителям исключительно услуги информационного характера, юридически отношения между водителем такси и службой заказа оформляются агентским договором. То есть служба заказа заключает с пассажиром договор перевозки в интересах конкретного водителя, который принял заказ.
Агентский договор по закону может заключаться в двух формах: когда агент действует официально от имени того, в чью пользу заключает договор, или же когда агент не называет клиенту, для кого он заключает договор, и действует от своего имени. В последнем случае все права и обязанности по договору принимает на себя перед клиентом сам агент.
Поэтому суд решил, что если служба заказа такси, принимая заказ от пассажира, не обозначила ему, что услугу перевозки будет оказывать конкретный водитель или организация, владеющая транспортным средством, то она должна нести ответственность за любой вред, причиненный в результате поездки.
В подавляющем большинстве случаев заказ такси так и оформляется – клиенту приходит оповещение, что назначена определенная машина. Поэтому в случае причинения ущерба отвечать должен не только водитель и владелец автомобиля, но и служба заказа такси. Знайте свои права и не допускайте их нарушения!
06.02.2018 г.
Автор публикации: Сивакова И. В., кандидат юридических наук