Нейролингвистическое программирование или метод психологического влияния на людей, — это раздел практической психологии.
Однако часто в сочетании с аббревиатурой НЛП употребляют слово «манипулирование», которое имеет не научный, а скорее криминальный оттенок.
Неудивительно: знаниями основ психологии поведения человека активно пользуются не только врачи, маркетологи и коучи, но также следователи и те, на кого они «охотятся», — мошенники.
НЛП — очень эффективная технология. Если под действие уличных гипнотизеров-аферистов попадает 30% населения, то техникам нейролингвистического программирования поддается более 70% людей.
Мошенничество с помощью НЛП сегодня происходит не только на улицах и в общественных местах. Людей «зомбируют» с помощью Интернета и телефонной связи. Жертвой мошенников, владеющих нейролингвистическим программированием, может стать каждый, независимо от возраста, социального статуса и уровня образования. Но, в первую очередь, в зоне риска находятся дети и пожилые люди.
Как «программируют» людей с помощью НЛП?
НЛП — это по сути, эффективный способ коммуникаций. Человек, умеющий с помощью слов ("лингва" - язык) влиять на ощущения, восприятие и видение ("нейро" – нерв) другого человека или группы людей, уже может считать себя начинающим НЛП-специалистом. Опытный «НЛПишник» пойдет дальше: из своих навыков и идей он создаст эффективную систему, которая поможет ему добиваться желаемого результата. Именно таким «программированием» людей занимаются мошенники. Как это происходит?
Прежде чем получить от жертвы то, что он хочет (деньги, подпись, согласие на что-либо), преступник совершает три базовых действия:
- Наблюдает за человеком, фокусируя внимание на взгляде, жестах, выражении лица и речи. В Интернете в соцсетях изучает содержание его личных страниц, чтобы найти уязвимые места. По телефону завязывает разговор, чтобы оценить характер человека, его настрой, эмоциональное состояние, психологическое равновесие.
- Пытается подстроиться под человека, копируя его движения, тембр голоса, особенности мимики, ритм дыхания. Это помогает вызвать доверие к себе.
- Закрепляет результат с помощью вербальных приемов, таких как: повторение ключевых слов, произнесение комплиментов, использование необычных речевых оборотов, регулярный обзвон или рассылка сообщений с навязчивыми предложениями и скрытыми угрозами.
Какие приемы используют НЛП-аферисты?
Делают упор на базовые для человека ценности — дети, семья, здоровье, возраст, финансовое благополучие, успех. «Вы же хотите, чтобы ваш ребенок был здоров…». «Вы же мечтаете быть вечно молодой…».
Используют повышенный или чересчур пониженный тон речи, либо голосовые амплитуды, чтобы вызвать у собеседника состояние эмоциональной нестабильности. Такого человека проще убедить в чем-либо.
Ведут «обработку» жертвы в агрессивной манере с целью вызвать страх, чувство вины, ощущение неизбежности происходящего. «Если вы не пожертвуете в наш фонд, тысячи людей останутся голодными из-за вашей жадности».
Становятся слишком услужливыми, со всем соглашаются, готовы пойти на уступки и выполнить любое желание. Делается это для создания иллюзии доверительных отношений, чтобы затем было проще обманывать.
Решают проблемы, которые сами же и создают. Например, протягивают стакан воды в душном помещении, где проходит презентация чудо-кастрюль.
Давят на самое больное. «Ваш тип кожи предрасположен к заболеванию акне. Вы же не хотите, чтобы все ваше лицо было покрыто прыщами?»
Задача мошенников, которые используют приемы нейролингвистического программирования — «зацепить» и обмануть. А что чувствует человек, ставший жертвой НЛП? Примерно то же, что и пострадавший от криминального гипноза — он совершил действие, мотивам которого не может найти объяснение.
Чтобы этого не происходило, следует придерживаться нескольких правил:
- не вступать в диалоги с незнакомыми людьми;
- не ходить на презентации продукции, которые вам предлагают по телефону;
- не соглашаться на предложения воспользоваться услугами, которые вам предлагают по телефону;
- остерегаться слишком заманчивых предложений;
- дозировать информацию о себе в социальных сетях.