Правила покупки и возврата товара, приобретенного через интернет-магазин
Сторонники и противники интернет-торговли могут спорить сколько угодно на тему ее плюсов и минусов, но факт остается фактом: продажи через интернет прочно заняли свою немалую долю рынка и продолжают активно расти.
Разумеется, потребитель выбирает самый удобный для себя путь приобрести желаемый товар и не всегда выбор делается в пользу интернета, даже если цена там явно ниже.
Все риски покупки через интернет вытекают из удаленности продавца: он может находиться не только в другом городе, но и вообще в другой стране.
Учитывая повышенную опасность для потребителей в интернете, законодатель предоставил им дополнительные права, которые позволят им эффективнее защитить свои интересы.
Разберем основные юридические вопросы, часто возникающие у покупателей интернет-магазинов.
1. Если покупка совершена в зарубежном интернет-магазине, то по закону какой страны будет разрешаться спор?
Прежде всего нужно внимательно изучить текст публичной оферты, которая размещена на сайте интернет-магазина (а она должна там быть обязательно). По сути, это текст договора, к которому вы присоединяетесь, делая заказ на сайте.
Если такой договор предусматривает, право какой страны к нему применяется, то все отношения, вытекающие из договора, будут подчиняться этому законодательству. Разумеется, нужно выбирать только те интернет-магазины, которые позволяют применять закон страны потребителя.
Бывает и так, что в договоре не указана страна, чьи законы применяются. Тогда можно использовать правила российского Гражданского кодекса: если иностранный продавец осуществляет свою торговлю на территории России (признаками этого являются тексты на русском языке, размещенные на сайте, налаженная система приема платежей через российские банки и т.д.), то и применяться должно законодательство РФ.
2. Какую информацию обязан предоставить интернет-магазин потребителю?
Информационная обязанность продавца имеет огромное значение для правильного выбора товара потребителем. Особенно это важно при покупке по интернету, когда потребитель действует фактически «вслепую». Интернет-магазин должен предоставить полную информацию о:
• потребительских свойствах товара, правилах его безопасного использования, качественных характеристиках, месте изготовления,
• гарантийном сроке, правилах гарантийного обслуживания, о сроке службы или сроке годности,
• стоимости самого товара, а также его доставки, порядке оплаты,
• полном наименовании продавца (изготовителя), месте его нахождении, банковских реквизитах,
• организациях, уполномоченных принимать претензии от потребителей (наименования, адреса),
• порядке возврата товара.
Вся информация должна быть представлена полностью на русском языке.
3. В какой срок можно вернуть интернет-магазину качественный товар, если он не подошел?
Сделав заказ, потребитель имеет право отменить его в любое время до того, как получит товар. После доставки он может вернуть товар даже при отсутствии в нем недостатков в течение семи дней. В тех случаях, когда информация о порядке возврата товара не была доведена до потребителя в письменном виде, срок для возврата продляется до трех месяцев. Для покупок через интернет это чрезвычайно важно, т.к. очень часто, получив товар, потребитель понимает, что заказал совсем не то. Обратите внимание: вернуть качественный товар можно только при условии полного сохранения его первоначального внешнего вида и свойств.
На какие товары не распространяется правило о возврате:
1) Запрещается возврат только таких товаров, которые специально изготавливались по индивидуальному заказу покупателя и не могут использоваться больше никем, кроме него (например, выполненный по фотографии портрет);
2) Нельзя возвращать качественные товары, если они относятся к т.н. технически сложным (компьютеры, ноутбуки, смартфоны и т.п.) или к товарам, не подлежащим возврату и обмену в силу прямого указания Правительства РФ (предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические средства и т.д.).
При возврате товара продавец обязан вернуть потребителю выплаченные им деньги, за вычетом стоимости доставки, не позднее 10 дней со дня предъявления требования. За нарушение этого срока дополнительно взыскивается неустойка.
4. Как вернуть некачественный товар в интернет-магазин?
Правила возврата товаров, купленных по интернету, такие же, как для обычных товаров. При обнаружении недостатков в товаре потребитель имеет право предъявить продавцу любое из допускаемых законом требований:
• обменять на аналогичный, но качественный товар (без доплаты),
• обменять на товар другой марки (с пересчетом разницы в цене),
• сделать скидку с учетом обнаруженных недостатков,
• произвести бесплатный ремонт,
• вернуть деньги и забрать товар.
Помимо этого, потребитель может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков (например, стоимость поврежденного некачественным товаром имущества) и компенсации морального вреда.
В отношении технически сложных товаров возврат денег или обмен допускается только при наличии существенных недостатков (т.е. требующих дорогостоящего ремонта, проявляющихся неоднократно после их устранения или вовсе неустранимых).
Если недостатки обнаружены в период гарантийного срока, то автоматически презюмируется виновность продавца. Считается, что недостатки возникли по его вине, если он не докажет обратное. Следовательно, обязанность проведения экспертизы некачественного товара в период гарантийного срока возлагается на продавца.
О недостатках, которые проявились после гарантийного срока, можно предъявлять требования продавцу, но в пределах двухлетнего срока со дня передачи товара. Здесь уже действует презумпция вины потребителя, и он должен доказать, что эти недостатки возникли до передачи ему товара или вследствие отсутствия у него информации о правилах пользования товаром. Экспертизу должен будет оплатить потребитель, но если будет установлена вина продавца, то все расходы лягут на него.
Если товар причинит вред потребителю или его имуществу в пределах срока его службы, ответственность возлагается полностью на изготовителя.
Образец заявления в интернет-магазин о некачественном товаре
Руководителю _______________
полное наименование организации,
Ф.И.О. руководителя
от __________________________
Ф.И.О. заявителя полностью, адрес, конт. телефон
Заявление
«___»______г. я приобрел в Вашем магазине ________ (указать наименование товара, марку, артикул) стоимостью _______ рублей (указать цифрами и прописью). При покупке гарантийный срок на товар был установлен в течение _______ месяцев (гарантийный талон и товарный чек прилагаю).
В период гарантийного срока в ходе эксплуатации товара в нем были выявлены следующие недостатки: __________ (перечислить подробно характер недостатков).
Руководствуясь п.1 ст. 18 Закона РФ «О защите право потребителей», прошу:
(выбрать один из вариантов)
• заменить некачественный товар на качественный, аналогичной марки,
• заменить некачественный товар на качественный товар другой марки (с перерасчетом стоимости),
• произвести за свой счет ремонт и устранить недостатки в товаре,
• расторгнуть договор купли-продажи и вернуть мне уплаченные за товар деньги в сумме ______ (цифрами и прописью).
При назначении экспертизы товара на предмет определения причины возникновения заявленных недостатков прошу меня заранее известить о дате и месте ее проведения в письменной форме по указанному адресу.
«___»__________г.
________________
20.12.2017 г.
Автор публикации: Сивакова И. В., кандидат юридических наук