Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Ю. Пименов. О живом и мертвом в искусстве


Сб. статей "Искусство принадлежит народу"
Изд-во "Советская Россия", М., 1963 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.
OCR Detskiysad.Ru


Многомиллионная Москва — улицы, станции, большие заводы, новые кварталы старых окраин, краны новостроек, белье на ветру, голубое от чистоты и мороза, заснеженные деревья, подмосковные шоссе, уходящие в глубь страны, — по этим дорогам шла в дни войны техника на фронт, сейчас идут грузовики больших строительств, весной пойдут машины к теплому морю.
Все эти картины жизни и чувства жизни существуют в сознании человека сложным багажом воспоминаний, иногда ясных до иллюзии, иногда ускользающих, как сон. И каждый день проходит через человека якобы обыкновенная, но на самом деле драгоценнейшая сущность жизни. Художник навсегда закрепляет душу этих явлений, он как бы тонкий, сверхчувствительный приемник всех сложных состояний жизни и их выразитель.
На Западе нередко реализм в искусстве отталкивают как некую завершенную формацию в XIX век и в качестве современного искусства хотят утвердить или абстракцию или примитивизм. Это глубокая ошибка. Реализм в своем высоком и чистом понимании имеет безграничные возможности и безграничное развитие, он не нуждается даже ни в каких приставках «нео», так как реализм не понятие формы, а понятие подлинной сути жизни и изображения жизни, и, если внутри него не находится больших мыслей и нового чувства, он не реализм. А новая форма будет появляться в нем по мере выражения этих мыслей и чувств.
Мне кажется, что в изобразительном искусстве сложные состояния жизни и изображающая их настоящая, сложная и богатая форма современнее схемы, современнее ограниченного декоративизма. Конечно, и образный декоративизм, и образная лаконичность вполне правомочны в искусстве, но и сложные, «шопеновские», очень тонкие интонации должны развиваться в полной мере.
Современная передовая культура — это зрелое и глубокое понятие, это не сухая зрелость канцеляриста, не еюсюкающая инфантильность взрослого недоумка, который потерял детскую непосредственность и не приобрел зрелости. Взрослость современной культуры — это взрослость Человека с большой буквы, человека, который очень глубоко и чутко воспринимает и понимает мир.
Абстракционисты, чувствуя явную бесперспективность своего дальнейшего развития, часто вспрыскивают в свои вещи якобы человеческое содержание, давая им человеческие названия. Но от этого их беспомощность делается еще более явной.
Прошлой весной я был в Индии. В Дели в Доме искусств у нас был разговор с художниками, и один модный там абстракционист долго убеждал меня в глубоком содержании своего искусства. Он говорил, что серией пятен и линий он хочет передать, например, большую любовь к своему сыну, свое восхищение прелестью ребенка. Он говорил об этом долго, по-английски, затем переводчик переводил мне на русский. Я сказал ему, что если язык пятен передает прямое чувство, то зачем же при объяснении прибегать для передачи его же к человеческим словам, а не попробовать передать это прямо простыми абстрактными звуками, без всякого перевода...
А получается так: где нужно объяснить что-то по-настоящему, приходится возвращаться к настоящим человеческим словам.
Разговор этот происходил вечером, — за окнами в сумеречном мареве шли толпы людей в светлых одеждах, многие с тяжелой ношей на голове, разворачивались на площади старые, запыленные автобусы и длинные современные машины — над городом, повис южный и пряный запах. Это было так интересно и так наполненно, что все эти разговоры о пятнах казались жалкими и досадными.
И тут я с большой благодарностью вспомнил индийские вещи Семена Чуйкова, художника, который не боится идти по трудному пути образного искусства и в своих лучших вещах добивается высокого результата. Его индийские вещи сделаны очень верно, глубоко, с душевной нежностью к народу.
Никакая абстракция по-настоящему не может выступать против подлинного реализма — у нее для этого слишком легкий вес. Недавно нашим доморощенным абстракционистам сильно досталось.
Справедлива и умна эта критика в адрес скучных ремесленников от модной конъюнктуры.
Ремесленные стандарты любого толка противопоказаны искусству. Также в нашем живом деле нетерпимы и другие ремесленники — ремесленники с ретушерскими инструментами и аккуратной баночкой розового лака.
Реализм — прежде всего чувство нового, а реализм социалистический — в особенности. И на старое художник-реалист смотрит новыми глазами, глазами своего времени. Почему часто стараются выдать за реализм бесстрастное и сухое копирование действительности, бее-полый и вялый натурализм? Ведь это только дезориентирует людей, приучает их к плохому, мещанскому вкусу — и не только в искусстве, но и в жизни.
Портреты Крамского и жанры Дега — это реализм, реализм — искусство Сурикова и Валентина Серова, а вот салонные работы Константина Маковского, Кабанеля и Бугро — это мещанство, и реального там нет ничего.
Надо учиться по истории искусств разбираться в подлинном, это помогает и в оценках сегодняшнего дня. Например, я на днях внимательно посмотрел замечательные скульптурные портреты работы С. Лебедевой — это очень высокий, современный реализм. И картины Б. Иогансона, рисунки П. Митурича и Н. Куприянова, живопись А. Бубнова, душевные вещи Д. Мочальского и Д. Дубинского, пейзажи В. Стожарова, шаржи Ф. Решетникова, рисунки об Америке В. Горяева и О. Верейского, «Материнство» Е. Зеленского, «Дыхание весны» Б. Неменского и многие другие работы, — в советском искусстве очень много примеров подлинной традиции настоящего реализма.
Большая разница есть между традицией и традиционностью: традицией настоящий художник пользуется с позиций своего общества и своего времени, принимая ее как живую беседу, как отправную точку к движению и развитию. Традиционность же держит художника в издавна привычном и поэтому неверном для новых чувств, для нового времени.
Можно уважать таких традиционных художников, если они искренне убеждены в верности своего дела. Но надо и жалеть их, так как они, увлеченные только музейным техницизмом, слепы и глухи к красоте и богатству своего времени. Изображаемый ими мир похож только на полюбившееся им музейное прошлое.
Репин и передвижники были не музейными и не традиционными художниками, а в жизнь, да и в музеи тоже, пришли как подлинные новаторы и революционеры. Потому-то Третьяковская галерея и велика, что она состоит из вещей замечательных и не похожих друг на друга, всегда новых и по отношению к прошлому. Они, конечно, похожи глубиной отношения к миру, но отблеск своего времени делает это искусство оригинальным и непохожим.
Это-то и есть живое искусство реализма, и оно же становится классикой. Другое же, имитирующее искусство называется эклектикой.
В памяти живет большое и малое. Я прекрасно помню тот подъем, который выпал на нашу молодость в первые годы пятилеток, — среди разрытой земли, строительных лесов и горячих стихов Маяковского.
Я очень хорошо помню и пронизывающий холод военной московской квартиры. Я помню и проливной дождь на старой улице Ордынке, и бесконечные толпы людей под зонтами, и танки, выходящие с Красной площади в день парада Победы, и слезы на лицах, смешанные с дождем.
И солнечные летние дни, брызги воды от вбегающих в реку детей, голубые тени в лыжных следах среди заваленных снегом деревьев и опять бесконечно растущие кварталы сегодняшних городов, куда переезжают или уже переехали люди, где на балконах выставлены новогодние елки, а за форточками висят сумки с вкусными вещами... Мне странно и скучно, и даже неловко смотреть на то, как кто-то старается вместо живого искусства, передающего огромное многообразие мира, подсунуть людям грязные пятна или канцелярскую ретушь. Мне не хочется на это смотреть, и жалко художников, которые тратят на мертвую чепуху драгоценное человеческое время и чудесные человеческие чувства, — если такие у них есть. Люди переживают жизнь глубоко, и им не нужны холодная абстракция и холодная эклектика.
Художник должен быть постоянно внимательным и тонким наблюдателем жизни. У него не все сразу пойдет в дело, но он должен постоянно быть готовым увидеть главное. Это большое напряжение и большой труд. Хемингуэй написал в письме к молодому писателю: «Только дураки считают, что у нас легкое ремесло». Работа художника — дело нелегкое. И художник всегда страдает оттого, что между ним и его работой стоит яркий образ мира, силу которого передать почти не удается. Но он надеется, всегда надеется, что хотя бы малая часть того, чем он взволнован, дойдет до зрителя и толкнет его к дальнейшему открытию мира. В настоящее искусство все приходит из жизни, глубоко переживается художником и в случае удачи остается поэтическим памятником времени. Из русской деревни пришли в искусство крестьянки Венецианова, бабы Архипова и картины Пластова, полные свежести природы и запаха молока. С парижских улиц перешли на холст лукавые девочки Ренуара и усталая продавщица Мане. Из жизни же пришли в наше искусство портреты Нестерова, став прекрасной галереей советской интеллигенции.
Просто из семьи Наташа и Миша Кончаловские в искусстве отца стали и живописью и обаятельными русскими образами. Откуда-то из Подмосковья привез С. Герасимов свои, прекрасные пейзажи, Г. Нисский — яхты и шоссе, А. Дейнека — своих сухоногих и очень современных бегунов.
Жизнь — превосходная среда для искусства: мне даже легче писать статью, когда я слышу, как за стеной жена сына гладит белье и поет, а за окнами лежат молодые кварталы родного города.
Мы должны быть очень внимательны к молодежи, к молодым художникам и должны радоваться, что у нас сейчас такая горячая и неравнодушная молодежь.
Но процесс формирования художника — процесс глубокий, и он должен начинаться с первых курсов художественных школ. Нельзя скучно учить! Нельзя с первого курса учить одному ремеслу — в молодом студенте надо развивать художника в первую очередь, художника сложного, умного, современного. Тогда он и ремесло будет учить сознательно и охотно, ведь оно будет необходимо для решения творческих задач.
У нас много хороших молодых художников: Т. Салахов, А. и С. Ткачевы, Е. Грибов, Г. Ханджян, И. Голицын, Г. Епишин, А. и П. Смолины, Г. Захаров и многие другие — это уже зрелые, но еще молодые, они поднимаются от вещи к вещи, очень по-разному, но с очень глубокими внутренними связями.
Интересно смотреть, как не просто и не легко работает Г. Коржев. Вещи у него бывают разной удачи, но художник он настоящий, и на нем отчетливо, но не крикливо лежит этот особый отсвет времени. И из Павла Никонова, мне кажется, должен развиться настоящий, живой художник, — последняя вещь у него неудавшаяся, по-моему, это его ошибка, но до нее он работал - от жизни к искусству, серьезно и неравнодушно.
Молодые художники хотят делать новые вещи — это право и потребность всех художников, и не только молодых. Но это — дело трудное, так как сделать по-настоящему новую вещь, новую по существу, по чувству, много труднее, чем даже хорошо повторить уже известный образец.
Я бы сказал, что сейчас, при огромном разнообразии форм, стиль современного искусства заключается в особом характере его души, в особом новом внутреннем смысле. И именно это и является началом нового большого стиля, а не какие-нибудь внешние его признаки. Я имею в виду то искусство в большом мировом плане, которое мы называем прогрессивным, то есть подлинно живым.
Мы сами еще не всегда представляем себе тот большой поворот в искусстве, который совершил метод социалистического реализма — он поставил перед искусством задачи совсем нового смысла и другого качества.
Нашему искусству предстоит большая работа — в ней нужны многие манеры и многие душевные интонации.
Сейчас идет широкое движение нового советского искусства: и в станковых формах, и в прикладных, и в декорации, и в плакате. Когда плывет большая лодка,, длинные полосы тины, цепляющиеся с правого и левого борта, соединяются за кормой и остаются позади. Так же ремесленники всех мастей остаются позади искусства, как бы они ни стремились вперед.
В народе существует огромный интерес к искусству, — об этом не могут и мечтать пустые залы западных художественных выставок.
И художники хотят давать народу не сенсации вокруг искусства, а искусство — современное, умное и горячее.

Продолжение книги ...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +