Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

A. Васнецов. Молодые художники служат народу


Сб. статей "Искусство принадлежит народу"
Изд-во "Советская Россия", М., 1963 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.
OCR Detskiysad.Ru


Наше изобразительное искусство переживает сейчас исторический этап. Не только на выставке, на улице, в троллейбусах, метро — везде можно слышать жаркие споры о живописи, о художниках, о дальнейшем развитии нашего социалистического искусства.
Посещение Никитой Сергеевичем Хрущевым, руководителями партии и правительства выставки «30 лет МОССХ» показывает, какую огромную заботу и заинтересованность в наших делах проявляет партия.
Критика, которой подверглись на этой выставке некоторые работы, в том числе и мои, последующие затем обсуждения и встреча советской интеллигенции с руководителями партии и правительства, где выражено было беспокойство по поводу некоторых явлений в нашем искусстве, обязывают нас, художников, задуматься над нашим творчеством, взвесить все критические замечания, советы и сделать из них нужные выводы.
Критика партии была своевременной и правильной. Мы, молодые художники, благодарны партии за помощь и за критику. Мы глубоко верим в партию и считаем, что все, что она для нас делает, послужит на пользу советскому искусству.
Эта критика затронула важнейшие проблемы нашего искусства. Центральный Комитет партии поручает нам, художникам, самим разобраться в наших творческих делах. Мы должны это сделать, но сделать спокойно и обстоятельно, обсудив все наболевшие теоретические, практические и организационные вопросы. Сделать все для того, чтобы наше искусство развивалось, шло вперед по пути социалистического реализма, завоевывая новые высоты.
Но Нельзя думать о движении вперед, не анализируя прошлое. Что происходило в середине пятидесятых годов в нашем искусстве? В результате осуждения культа личности на XX съезде партии были восстановлены ленинские нормы жизни и создана та здоровая творческая атмосфера, которая помогла устранению всего наносного, мешающего нашему искусству и которая открыла дорогу молодым творческим силам.
Нам, молодым, не было тогда еще и тридцати лет. Мы были действительно молоды и со всем пылом молодости устремились в те широкие ворота творчества, которые открыла нам партия. Тогда появилась именно та молодежь, которая сейчас заняла прочное место в нашем искусстве.
Кто они, эти люди? Они самые разные, но их объединяет единая цель служения народу. И несмотря на разность творческих манер, у них общая идейная направленность. Среди художников я назову живописцев И. Попова, В. Стожарова, Г. Коржева, Н. Андронова, Т. Салахова, В. Попкова, П. Оссовского, Э. Браговского, П. Никонова, Д. Жилинского, братьев А. и П. Смолиных; скульпторов Ю. Александрова, О. Комова, Л. Кремневу, Д. Шаховского, А. Пологову, Т. Соколову, Ю. Нероду, Ф. Фивейского; графиков Г. Захарова, С. Красаускаса, И. Голицына, А. Бородина, И. Обросова и многих, многих других.
Я скажу совершенно искренне, и все они, наверное, со мной согласятся: все мы — товарищи, хотя и спорим, даже ссоримся, ошибаемся; мы радуемся взаимным успехам, хотя развиваемся по-разному: одни нашли себя, а другие еще ищут. Нас объединяет преданность советскому искусству. Мы — советские художники, хотя у некоторых субъективно хорошие замыслы не всегда находят правильное воплощение и объективно приводят к ошибкам.
Я присутствовал на заседании Идеологической комиссии при ЦК КПСС с участием молодых писателей, композиторов, художников, скульпторов. Это был откровенный, нужный и полезный разговор.
В чем же дело, в чем причины некоторых противоречий нашего роста? Почему мы заслуживаем критики?
Новое поколение всегда вносит в искусство новые поиски, новое видение. Природа новаторства определяется общим ходом развития общества. Новое содержание уже не укладывается в старые формы, как бы хороши они ни были. Например, передвижники прекрасно понимали высокий уровень профессионального мастерства Брюллова или Бруни. Но их не могла удовлетворить оторванность творчества этих художников от современной жизни, они казались им недостаточно реалистичными. Передвижники считали, и справедливо, что надо стать ближе к жизни, чаяниям и надеждам народа. Они были настоящие новаторы, они порвали с академическим искусством того времени, вышли на самостоятельную дорогу.
Наше поколение уже не удовлетворяла та живопись, которая занимала доминирующее положение в эпоху культа личности, хотя все молодые художники прекрасно понимали, что в то время было сделано много, что были и есть прекрасные художники, правдиво отразившие нашу советскую действительность, к которым молодежь относится с глубоким уважением. Суть дела была не в отрицании молодежью основных принципов советского искусства и большого этапа его развития, а в стремлении преодолеть помпезность, лакировку, бездушие, которые в большой степени были характерны для того времени.
Я думаю, что в искусстве моего поколения очень ясно можно проследить эту линию полемики с отжившим. Художники как бы говорили и говорят: если там — парадность и лжеоптимизм, то у нас, наоборот, все сурово, все сдержанно. Эта реакция естественна. Но излишний полемический задор часто приводит к обратным результатам, ограничивает художника чересчур узкими рамками и создает новые штампы. И я считаю, что в основе творчества молодежи должно быть не одно отрицание ошибок прошлого, а утверждение, новая позитивная программа. Только она может двинуть искусство вперед и по-настоящему выявить индивидуальность художника.
Активное постижение мира, стремление к величественному как в чувствах и переживаниях, так и в сюжетах, выраженных в простых и строгих формах, — вот что делает, как мне кажется, советское искусство поистине новаторским. Все это есть у многих молодых художников, но у некоторых из нас еще осталось много спорного от излишней горячности, от стремления отмежеваться от всего дурного, что было раньше. В излишнем полемическом задоре, в ненужной горячности, а порой и поспешности я вижу основу наших ошибок и противоречий. Для того чтобы их преодолеть, надо эти причины ясно представлять. Неправильное понимание некоторыми художниками и искусствоведами их природы не помогает нашему росту.
Мне посчастливилось. Я родился в семье, где слово «художник» не было чем-то далеким, таинственным. С детства меня окружали картины моего деда — выдающегося русского живописца Виктора Васнецова. Со страниц семейных альбомов смотрели на меня портреты Сурикова, Горького и Станиславского. Русская культура представлялась мне в живом обличье. Атмосфера творчества, чистоты и преданности своему делу была, есть и остается тем наследством, которому я стараюсь быть верен всегда. Входя в Дом-музей Васнецова, где прошло мое детство, я всегда испытываю трепет, и понятно: стены, видевшие стольких русских художников, напоминают о величии и многообразии русской культуры, ее традициях, о том, что все мы ее прямые наследники.
Русское искусство — оно так богато и так велико! Это же история столетий. Я не понимаю, когда из этого богатого и сложного искусства выхватывают один этап или одно имя. Все русское искусство, все русские художники — Рублев и Дионисий, Антропов и Никитин, Александр Иванов и Щедрин, Венецианов и Федотов, Сорока и Щедровский, Перов и Саврасов, Репин и Суриков, Левитан и Серов, Борисов-Мусатов и Петров-Водкин, Юон и Кустодиев, а также безымянные творцы великого народного искусства — все это наше живое художественное наследие. Русское искусство сложное, огромное, прекрасное, порой противоречивое, но оно все наше, и каждый выбирает в духовные отцы того, кто ему всего ближе.
Советское искусство является наследником русской школы, но это не означает, что мы равнодушны к наследию мирового искусства, в частности к наследию западноевропейской классики. Никто не может пройти мимо величественных фигур Джотто, Мантеньи, Микеланджело, Тинторетто, Караваджо, Веласкеса, Сурбарана, Рембрандта, а также мимо высоко ценимых нами имен замечательных художников французской школы: Курбе, Ренуара, Дега, Ван-Гога и других.
К сожалению, надо сказать, что в период культа личности отдельные приверженцы академической догмы настойчиво стремились отбить охоту проникнуть за стену хрестоматийного благополучия и увидеть истинное лицо этих великих мастеров. Я знаю молодых людей, отрицающих старое искусство и признающих, например, только Пикассо, Леже, Матисса. Однако легкомысленные подражатели не представляют себе, что в основе творчества этих больших художников лежит глубокое освоение великих художественных традиций прошлого.
Через увлечение старыми мастерами прошли все художники: большие и малые, старые и новые. Меня увлекает монументальная простота композиции, ясность пространственного построения, сила реализма таких художников, как Караваджо, Сурбаран, Веласкес. Но такое увлечение имеет и обратную сторону. И действительно, одним из недостатков моих работ «Завтрак», «Разговор», «Вешают белье» является некоторая чернота, недостаточная выявленность цветового строя. Критика, которой подверглись эти работы, очень полезна, она, несомненно, поможет мне в дальнейшем.
То, что я сделал, — это лишь только этап, необходимый этап профессиональных поисков реалистического языка. Эти поиски также связаны с моей работой в области монументальной живописи. Ей я отдаю много сил и времени, — например, я участвовал в оформлении Дворца пионеров и школьников на Ленинских горах. В настоящее время работаю над панно «1905 год».
Монументальная живопись сейчас развивается в основном как чисто декоративная. Она, несомненно, и в таком качестве может существовать в современной советской архитектуре. Отрицать такую живопись трудно. Но считать, что только такая живопись может быть в новой советской архитектуре, — значит обкрадывать и живопись, и архитектуру. Не менее нужна архитектуре живопись образная, живопись идей, несущая в себе страсти и пафос человеческого духа.
Социалистический реализм — это вопрос идеологии, вопрос художественного метода, а Не вопрос профессиональных приемов. И действительно, какое разнообразие творческих почерков, манер, непохожих друг на друга писателей, поэтов и художников знаем мы: Маяковский и Горький, Фаворский и Сергей Герасимов, Дейнека и Нестеров, Матвеев и Мухина. О каком единообразии и узости может идти речь?
Показательно, что и на Западе прогрессивные художники становятся под знамя реализма, потому что нет ничего разнообразнее и живее реалистического искусства. Я не верю в гибель реализма, в то, что в век атома, космоса и кибернетики реализм устарел и не нужен. Это было бы слишком печально.
В сегодняшнем западном абстракционизме воля, разум и мысль художника уже не имеют никакого значения. Подражание такому «искусству», выражение якобы подсознательных эмоций человека, а по существу непроизвольное краскоизвержение я отрицаю. Подобное подражание встречается, к несчастью, и у нас. Легкомысленные авторы таких «работ» не представляют, какой вред они наносят советскому искусству.
Я думаю, что одной из великих традиций русского искусства — русских писателей, композиторов, художников — является служение народу, дух товарищества, а также дух доброжелательности и бескорыстия. Как относился Пушкин к молодому Гоголю и какую любовь и уважение снискал он у своих молодых друзей. Вот пример для нас настоящей творческой дружбы. Разница в понимании профессиональных вопросов не может служить основанием для взаимной вражды и недоверия. Все мы заинтересованы в судьбах нашего искусства в равной степени и поэтому должны вместе решить все вопросы — взаимные, не всегда справедливые обвинения не создают правильной обстановки в наших союзах. Нашим ответом на критические замечания и советы партии, на ее призыв служить народу, помогать ему в великом деле строительства коммунизма должен быть вдохновенный творческий труд для народа.

Продолжение книги ...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +