Занятия лепкой играют важную роль в развитии детей. Мелкая моторика (соответственно речь), пространственное воображение и конструктивное мышление, наблюдательность, усидчивость, аккуратность – это далеко не полный список качеств и навыков, развитию и выработке которых способствует лепка.
Дети начинают лепить довольно рано, примерно в том же возрасте, когда впервые берут в руки карандаш и проводят первую линию – в три года. Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, свои преимущества и недостатки.
Однако для детей младшего возраста предпочтительным материалом для работы является глина, пластилин подходит для старших детей. Помимо материала для поделок, в процессе лепки пригодятся инструменты – разнообразные шпатели, палочки, стержни, ножи для пластилина и так далее. Еще одним необходимым атрибутом при работе с глиной является влажная хлопчатобумажная тряпочка.
На первых занятиях дети знакомятся с глиной. В сказочной или игровой форме педагог рассказывает малышам, что представляет собой глина, для чего она используется, как ее обрабатывают, что из нее изготавливают. Дети знакомятся с материалом на ощупь, пробуют ее мять, разламывать глиняный комок, отрывать от него кусочки и присоединять их обратно, катать между ладонями, сплющивать и так далее.
После ознакомления с материалом и его свойствами, дети пробуют основные движения, которые используются при лепке. Поскольку трехлетние дети не способны концентрировать свое внимание на каком-либо деле и быстро теряют интерес к любому занятию, задачей педагога является проводить обучение в интересной для малышей форме. Лучше всего, если отработка движений будет связана с игрой или каким-либо творческим заданием.
Например, такой прием, как «отщипывание», в ходе которого от большого комка глины пальцами отделяются маленькие кусочки, дети будут с удовольствием отрабатывать, изготавливая конфеты для куклы или шарики для бусиков. Катание «колбасок» с использованием поверхности стола и собственной ладони станет интересным, если это будут колышки для забора или червячки для рыбалки. Скатывание шариков между ладонями или с помощью ровной поверхности стола – это мячик, яблочко, яичко, а раскатывание тонких лепешек – блинчики для куклы.
Так в игровой форме дети получают важнейшие навыки работы с глиной, которые послужат основой для более сложных поделок. Для того чтобы обучение базовым движениям проходило наиболее эффективно, педагог показывает соответствующие движения и одновременно комментирует свои действия, а малыши в это время повторяют за ним все необходимые движения.
На следующем этапе задача немного усложняется. Дети учатся соединять однотипные детали между собой. Первым шагом к соединению деталей является лепка «бубликов». Для этого ребенок должен скатать «колбаску» и соединить ее края друг с другом. Дальше детям можно дать задание слепить пирамидку, снеговика, неваляшку, лесенку и другие простые предметы, состоящие из уже знакомых малышам деталей.
При выполнении подобных заданий дети учатся делать составные поделки, соединять между собой кусочки глины и детали будущей игрушки, осваивают такие понятия, как форма и размер. Кроме того, малыши изучают строение предметов, приобретают первые знания о пропорциях, изучают порядок соединения деталей и расположения в пространстве частей разных размеров.
Например, при лепке снеговика или пирамидки дети узнают, что самый большой шарик располагается внизу, за ним – поменьше, а самый маленький – наверху. Педагог объясняет, что такое расположение частей обеспечивает устойчивость конструкции, и показывает на примере своей поделки, что будем, если самый маленький шар расположить внизу, а самый большой – наверху.
Научившись делать составные фигуры из простых элементов, дети отрабатывают такой прием, как сплющивание. Для этого ребенок должен скатать глиняный шарик и раздавить его между ладонями или придавить ладонью к столу. Заданиями для отработки этого умения могут быть лепка печенюшек для куклы, блинчиков, пряников и так далее.
После того, как дети осваивают расплющивание глиняного шарика, им предлагают задания, подразумевающее соединение двух разнотипных частей в одной фигуре. Такими заданиями могут быть лепка грибка, зонтика или шляпки для куклы, цветочка или ягодки на ножке.
Освоив составные фигуры из разноплановых деталей, дети переходят к работе с поверхностью глины. Они учатся делать на поверхности глиняного шарика или валика углубления различной формы (вмятинки пальцами, борозды, воронки). Кроме того, малыши отрабатывают навыки изготовления деталей с отверстиями. Заданием для отработки этих приемов может быть изготовление пуговки, бусинки, яблока (с характерными вмятинами). Кроме того, при помощи стержня или тонкой палочки дети могут нарисовать смайлики на глиняном «блинчике».
Научившись соединять между собой детали разной формы, дети переходят к более сложным приемам лепки. Они лепят посуду, кукол, животных, традиционные народные игрушки и так далее. Педагог показывает основные приемы, позволяющие создавать предмет с полостью внутри (вазу, стакан, кружку), учит маскировать место соединения деталей.
Овладев основными навыками лепки, дети приступают к украшению своих поделок. Они могут при помощи шпателя и стержня вырезать орнаменты на поверхности игрушки или предмета посуды, изображать шерсть у глиняных животных, вырезать черты лица у глиняных кукол и человечков. Украсить глиняную посуду ровным орнаментом помогут специальные штампики, глиняные (высушенные и обожженные) или вырезанные из ластика. На таких штампиках может быть изображено что угодно: цветочки, листики, геометрические фигуры.
Готовые детские поделки необходимо высушить, а при наличии такой возможности – подвергнуть обжигу. Высушенные поделки дети могут разукрасить гуашью или акриловыми красками.
В библиотеке нашего сайта много литературы о различных видах декоративно-прикладного искусства для детей, в том числе и о лепке в детском саду.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.