В развитии ребенка чрезвычайно важную роль играет такое направление изобразительного искусства, как скульптура. Скульптура – это композиция не на плоскости, а в пространстве. Она обладает не только сюжетом, формой и цветом, но также объемом и глубиной. Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции.
Помимо развития мелкой моторики и пространственного мышления, навыков создания формы и построения композиции, на уроках эстетического воспитания, дети получают интересные сведения об этом виде изобразительного искусства. Занятия, посвященные скульптуре, подразумевают ознакомление с различными скульптурными произведениями.
Педагог, ведущий занятие, рассказывает детям о том, что скульптура бывает круглая (автономная, ее можно рассмотреть со всех сторон) и рельеф (выпуклое изображение на плоскости, имеющее только одну сторону). Дети узнают, чем отличаются разные виды рельефа (барельеф, горельеф), какие приемы используются для изготовления разных типов скульптурных изображений.
В ходе знакомства со скульптурой, дети узнают, что произведения бывают монументальные и станковые. Монументальные произведения рассчитаны на массового зрителя, зачастую они не автономны, а связаны со скульптурным ансамблем. Примерами таких скульптур являются памятники, установленные на улицах и площадях многих городов России. Отличительной особенностью монументальной скульптуры являются ее размеры, которые с реальными размерами изображаемого объекта соотносятся в масштабе один к трем.
Для ознакомления с монументальными скульптурными произведениями рекомендуется организовывать детские экскурсии с посещением памятников в своем городе. В ходе таких экскурсий преподаватель или экскурсовод рассказывает детям об истории того или иного памятника, кем он создан, в честь кого возведен и в какой исторический период. Кроме того, лектор должен обратить внимание детей на композиционные особенности произведения и художественные приемы, благодаря которым передан характер изображенного героя.
Станковая скульптура отличается меньшими масштабами. Нередко размер произведения соотносится с размером модели в масштабе один к одному, если размер художественного произведения меньше своей модели, то это называется скульптура малой формы. Произведения композиционно не связаны с ансамблем, являются довольно мобильными и автономными. Для ознакомления детей с данным направлением изобразительного искусства рекомендуется организовывать экскурсии в музеи и художественные салоны, где представлены коллекции станковой скульптуры и скульптуры малой формы.
При рассматривании скульптурных произведений рекомендуется не только сообщать детям основные сведения о той или иной скульптуре, но и задавать наводящие вопросы о художественных и композиционных особенностях произведения, обращать внимание детей на мелкие детали, существенные для понимания сюжета произведения или характера героя.
Ознакомление детей с лепкой
Лепка подразумевает изготовление множества мелких деталей, что в свою очередь тренирует мелкую моторику и способствует развитию интеллекта, улучшает память, прививает усидчивость. В дальнейшем такие навыки существенно облегчают обучение ребенка в школе. Дети, занимавшиеся лепкой в дошкольном возрасте, раньше и успешнее овладевают письмом, быстрее выполняют задания, лучше усваивают материал. Поэтому лепка обязательно должна быть включена в программу дошкольного воспитания.
Для ознакомления детей с основами лепки обычно используются три наиболее распространенных материала: глина, пластилин, соленое тесто.
Глина является традиционным материалом для лепки. Она дешева, пластична, хорошо держит форму во влажном состоянии и сохраняет ее при высыхании. Кроме того, глину можно подвергнуть обжигу, в результате чего поделки становятся прочными и долговечными, приобретают устойчивость к влаге. Готовые глиняные поделки легко окрашиваются всеми типами красок. Если речь идет о детских занятиях, немаловажным становится и такое свойство глины, как легкость уборки. Единственным недостатком глины для детских занятий является относительная сложность ее приготовления из природных материалов, если заниматься этим самостоятельно.
Сорта глины различаются составом (а следовательно и цветом), происхождением и пластическими качествами. Глина бывает красной, желто-коричневой, белой, розовой, голубой, в зависимости от минералов и пигментов в ее составе. Пластичность глины определяется содержанием песка – чем больше, тем менее пластичен готовый состав.
Пластилин является синтетической массой. В отличие от глины, он не отвердевает, не подвергается обжигу, изделия из него сложно раскрасить. В то же время, пластилин выпускается разноцветным, и его гамма довольно широка.
При лепке из глины основное внимание уделяется форме, к которой впоследствии добавляются детали – вырезаются или прилепляются. Лепка из пластилина, наоборот, предполагает большое внимание к разрозненным деталям, из которых в процессе работы выстраивается форма. Например, если необходимо слепить человека в красных штанах, синей рубашке и белой кепке, из глины лепится целостная фигура, которая после высушивания (и по возможности обжига) раскрашивается в соответствующие цвета. Лепка из пластилина подразумевает изготовление отдельно ног из синей массы, туловища – из красной, других частей тела - из пластилина соответствующего цвета с последующей сборкой частей в единую конструкцию.
Многие педагоги считают, что детям предпочтительнее лепить из глины, чтобы у них формировалось не дробное, а целостное восприятие предметов. Но более разумной кажется точка зрения, согласно которой оба эти материала и обе техники лепки должны присутствовать в образовательной программе.
Слоеное тесто как материал для лепки по своим свойствам сходно с глиной, но является менее пластичным. Мелкие детали из этого материала выполнить сложнее. Зато он дешев, легко приготавливается и прекрасно отмывается, готовые поделки можно испечь в духовом шкафу и впоследствии раскрасить.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.