Одним из самых интересных и в то же время полезных занятий для ребенка является рисование. Дети начинают рисовать приблизительно с трехлетнего возраста. Инструментами и материалами для рисования может выступать все, что угодно, но при первом знакомстве детей с изобразительным искусством используются карандаши и краски.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают рисовать, используются нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется универсальный растворитель (вода), они легко отстирываются от одежды и отмываются от мебели, не вызывают аллергических реакций и пищевых отравлений (если краска попадет ребенку в рот, что в младшем возрасте случается нередко).
Кроме того, для занятий необходимы кисти различного размера из мягкого ворса. Идеальными считаются кисти из белки или шерсти пони, которые достаточно мягкие и в то же время сравнительно недорогие. Также понадобится бумага, при этом чем младше ребенок, тем больших размеров листы нужны ему для творчества. Для творчества дошкольников подойдет плотная бумага для рисования или черчения формата А3.
Еще один важный предмет для работы с красками – стаканчик с водой, причем младшим детям лучше купить пластиковый стакан-непроливайку со специальной крышкой, удерживающей воду внутри емкости при ее падении. Не помешает также пластиковая палитра, роль которой может выполнять обыкновенная белая тарелка.
На первом занятии педагог в игровой форме рассказывает о красках и кистях, зачем они нужны, что ими можно нарисовать. Здесь же уместен рассказ о том, какие бывают цвета, что можно нарисовать каждым цветом. Перед тем, как начать работать красками, малыши учатся держать в руках кисть. Когда ребенок овладеет навыком удержания кисти в руке, вслед за наставником он может попробовать ею поработать. Сначала малыш учится водить сухой кистью по бумаге, отрабатывая интенсивность нажима и точность движений. После тренировки и этого навыка можно приступать к работе с красками.
Работа с красками для малыша начинается с использования одного цвета. Это помогает ребенку сосредоточиться на отработке навыка пользования кистью и краской. На первых порах при работе с одним цветом дети отрабатывают следующие упражнения: рисование прямых и волнистых линий, штрихов, замкнутых контуров и их раскрашивание.
Кроме того, при работе с краской ребенок узнает, сколько краски набирать на кисть, как ополаскивать кисть, как ее отжимать и какой стороной ставить в подставку. Если ребенок учится рисовать гуашью, она не должна быть слишком жидкой, чтобы не растекаться по листу бумаги.
Когда дети овладевают основными, доступными их возрасту, приемами работы с краской, когда их линии, штрихи и контуры получаются аккуратными, можно постепенно вводить остальные цвета. В первое время дети используют два цвета, научившись рисовать двумя цветами, получают в распоряжение третий и так далее, пока им не станет доступна вся палитра.
При введении в работу второго цвета рисунки на некоторое время становятся менее четкими и аккуратными. В этом нет ничего страшного и неожиданного. Маленький ребенок не в состоянии сосредоточится сразу на нескольких делах – использовании двух красок и поддержании аккуратности. Но постепенно малыши совершенствуют навыки рисования красками, к их рисункам возвращается аккуратность.
На первых порах рисунки остаются хаотичными, предметное рисование трехлетним детям пока недоступно. Хотя в стандартных образовательных программах в планах занятий для малышей присутствует рисование простых предметов, детские рисунки в этом возрасте мало похожи на то, что ребенок хотел изобразить. Тем не менее, выполняя такие задания, малыш учится рисовать замкнутые линии и раскрашивать полученный контур краской того же или другого цвета. Рисуя предмет с комментариями педагога, ребенок тренирует наблюдательность, развивает воображение, отрабатывает аккуратность.
Взрослому, обучающему ребенка рисовать, необходимо понимать, что в младшем возрасте от него нельзя еще требовать аккуратных рисунков, изображения предметов, похожих на себя и более-менее точного соответствия цветов. Все это придет позже, по мере совершенствования навыков рисования. А для малыша пока достаточно просто уметь рисовать замкнутые и разорванные линии, аккуратно закрашивать контуры, а также аккуратно набирать краску, тщательно полоскать, хорошо отжимать кисть, не смешивать краски на рисунке и не пачкать одну краску другой в упаковке. Однако, давая задание нарисовать предмет, педагог должен дать подробные указания, какой цвет необходимо использовать.
Если малыш при возможности пользоваться разными цветами упрямо рисует только одним цветом (или двумя), можно мягко сказать ему о возможности пользоваться всеми цветами палитры, но если он не хочет, то настаивать нельзя. Любая диктатура может легко погасить интерес ребенка к рисованию, и заинтересовать его снова будет довольно трудно. Кроме того, чтобы сохранить и стимулировать интерес ребенка к рисованию красками, нельзя создавать неприятные для него ситуации в связи с этим занятием.
Так, если ребенок испачкался сам или испачкал мебель, пролил воду, испортил краски, не промывая кисть – ни в коем случае нельзя его ругать. В этом случае можно вместе с ребенком устранить беспорядок и его причины. Тем более нельзя ругать ребенка, если у него не получилось выполнить задание или если рисунок оказался испорчен. Если такое произошло и ребенок расстроился, необходимо его пожалеть и утешить, а потом попытаться нарисовать еще раз.
Во время второй попытки малышу следует немного помочь и при достижении какого-либо результата похвалить. В этом случае интерес ребенка к рисованию красками будет подкреплен положительными эмоциями, и его успехи не заставят себя ждать.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.