Кто побывал на выставке московских художников в Манеже, тот, без сомнения, был поражен тем, так сказать, многошумьем, какое царило в некоторых залах, яростью спорящих между собой зрителей. И это не удивительно. В путаных, часто бестолковых, но искренних и горячих спорах дискутировался вопрос: с подлинным ли искусством выступили московские живописцы и скульпторы на своей ретроспективной выставке?
По этим спорам можно было судить, как близко принимают к сердцу вопросы искусства советские люди, как они выросли за последние годы, как нужно, необходимо искусство в жизни.
Надо признаться, что нападки приверженцев «нового» на искусство социалистического реализма не были неожиданностью для многих художников. Они исподволь готовились давно, и мы видели, как накапливались силы для удара по искусству жизненной правды, по искусству для народа, по священным традициям великих предшественников социалистического реализма.
Печать, радио, телевидение, к глубокому сожалению, неоднократно предоставляли свои высокие трибуны для пропаганды таких взглядов на искусство, которые глубоко чужды и нашей идеологии, и нашему народу, и нашему представлению о великой роли искусства в формировании человека нашей эпохи, человека коммунистического завтра. Но, как говорится в народе, сколько веревочку ни вить, а кончику быть. Пришел и этому делу конец.
Н. С. Хрущев и другие руководители нашей партии и правительства на месте ознакомились с тем, что происходит в Манеже, в жизни художников вообще. Благотворный метод — все в жизни видеть своими глазами — помог найти мудрые и справедливые решения и разрядил затянувшиеся дискуссии и споры.
Наша партия и правительство решительно встали на защиту советского реалистического искусства, которое долгое время, повторяю, всяко, подспудно и открыто, подтачивалось кучкой демагогов и любителей дешевого успеха, противопоставлявших себя, свой утлый индивидуализм тому вечно юному, вечно новому, вечно прекрасному искусству, что именуется у нас социалистическим реализмом.
Что же породило эти уродливые и печальные явления в нашем обществе, какие соки питали бессовестных недорослей и самовлюбленных недоучек? Ведь они ставили под сомнение, пытались низвергнуть все то, к чему стремились художники реалистического склада, зримо и правдиво раскрывавшие в своих работах жизнь народа.
Трудно в немногих строках небольшой заметки достаточно подробно осветить этот вопрос. Всего лучше говорится об этом в прекрасной речи Л. Ф. Ильичева на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства. Ясно только одно, что этот отряд мнимых «новаторов» проник в нашу среду, прикрывшись модной левой фразой, чтобы ударить с тыла по сторонникам социалистического реализма. Во всяком случае, ждать от них доброго было трудно. И не случайно работы, ими демонстрируемые, по слову Н. С. Хрущева, казались намалеванными хвостом осла.
Ясно и то, что всякая сознательная или бессознательная попытка подменить социалистическое содержание нашего искусства антинародным, формалистическим штукарством на руку только политикам и дельцам Запада. Им не дает покоя монолитное единство нашего народа, они спят и видят, что их труды и немалые расходы увенчаются долгожданным шумным успехом.
Наш долг, долг художников-реалистов, поступать сейчас и всегда так, как говорил В. И. Ленин, считавший, что сами художники-реалисты во всеоружии профессиональных знаний и опыта должны выступать против чуждых, враждебных нам нравов и тенденций в искусстве.
Не могут те, кто создавал искусство, снискавшее любовь и уважение миллионов людей в нашей стране и за ее рубежами, мириться с возрождением формалистического фокусничества. И мы, художники-реалисты, не миримся и не будем мириться с раздутым, субъективистским своеволием, бессмысленным и вредным, которое пытается навязать нам группка формалистических фокусников.
Сейчас можно услышать такие разговоры, что вот-де, прогнав с поля саранчу, мы откроем путь новой беде — на место саранчи не наклюнется ли какой-нибудь грач. Из тех, что некогда благоденствовали при Сталине, а теперь вышли из оцепенения, в котором пребывали последние годы, и подозрительно зашевелили носами.
Что можно ответить на подобные опасения? Только одно: эти опасения не имеют под собой реальной почвы. Нужно знать и верить, что у нас навечно утвержден ленинский курс в жизни, и порукой тому Центральный Комитет партии во главе с Н. С. Хрущевым.
Еще хуже иное недомыслие: будто бы в интересах нашего изоискусства сосуществование с задиристой и чванливой группкой «новаторов». Оставим пока в покое их бесцеремонное жонглирование всем известными и почитаемыми словами: новаторство, современность и т. д. Спекуляция такими и подобными им великими категориями слишком обнажена, чтобы ввести в заблуждение кого-либо. Даже простаки начинают отворачиваться от таких приемов пропаганды «нового искусства».
Позволю себе привести опять-таки слова из речи Л. Ф. Ильичева: «Идея сосуществования в области идеологии на деле есть не что иное, как предательство интересов марксизма-ленинизма, интересов социализма». Яснее и вернее не скажешь.
Естественно, между прочим, спросить: о чем в эти дни думали наши искусствоведы? Обидно, что некоторые из них занимали выжидательную позицию перепуганного обывателя: «Чья-де возьмет или там видно будет». А были и такие, что очертя голову решили идти в ногу и даже впереди «атакующих» социалистический реализм, его великие традиции и его сторонников. Буржуазная политическая жизнь Запада подсказала им методы наскока и бравады по отношению к нашему искусству.
Хорошо бы, если б по этому, очень болезненному и во многом запутанному вопросу выступили ведущие деятели нашей литературы, изменив своему странному обидному равнодушию к работам художников кисти и резца. Давно пора нам начать налаживать более деловую и сердечную связь, полезную, нужную для той и другой стороны, для блага нашего великого народа. Силы-то у нас есть больше, чем мы предполагаем в себе. Было бы только настоящее чувство ответственности за свое дело, за свое место в общей великой стройке коммунистического завтра.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.