Беседы руководителей партии и правительства с художниками и ведущими мастерами других отрядов нашей культуры заставили всех нас глубоко призадуматься над основными проблемами художественной жизни.
Если обратиться к изобразительному искусству, то хочется начать с двух художественных кредо, диаметрально противоположных друг другу.
Вот слова, принадлежащие Илье Ефимовичу Репину:
«...Наша задача — содержание... Краски у нас... должны выражать наши мысли, колорит наш — не изящные пятна, он должен выражать нам настроение картины, ее душу».
А вот другое. Американский скульптор Айбрэм Лосоу откровенно заявляет: «Когда я свариваю скульптуру, в работе моей не участвует никакая сознательная мысль».
Итак, на одном полюсе — высокая эстетическая правда реалистического искусства, щедро питающая духовную жизнь людей неувядающими, одухотворенными художественными образами, а на другом — фиглярство трюкачей, хвастающих отсутствием мысли в их работах.
И подобную деградацию ума пытаются выдать за новаторство, которое только и способно будто бы выразить мысли, чувства человека. Какое кощунство! Какой откровенный цинизм торгашей, выполняющих социальный заказ — оглупить человека, опустошить его душу. И вот, когда от этих мыслей о реализме и абстракционизме переходишь к анализу конкретных явлений нашей действительности, то начинаешь более внимательно их оценивать.
На выставке «30 лет МОССХ», хотели этого или не хотели ее организаторы, встретились лицом к лицу две концепции, два художественных принципа: видеть смысл и задачу искусства в том, чтобы воспеть красоту новой жизни, зажечь в сердцах людей любовь к ней, к простому нашему человеку, раскрыв подлинную красоту его души, или видеть в нашей прекрасной действительности, в живых людях с трепетным сердцем и пламенной душой только материал для демонстрирования своих заумных исканий.
И вместо благородной формы изображения, свойственной полнокровному реалистическому искусству, давшему и дающему миру столько волнующих душевных переживаний и эстетического наслаждения, человек с его высокими эмоциями и мыслями оказывается только материалом для манерного живописного или скульптурного изображения, доводимого до грубейшего искажения облика человека.
Хочется проиллюстрировать эти мысли на конкретных примерах. Возьмем наиболее благополучные, с точки зрения наличия хотя бы следов мысли, скульптуры Эрнста Неизвестного.
Его «Отбой». После воздушной тревоги человек снимает противогаз с лица, выражающего ужас. Но, изображенное противоестественными формами пластики, это человеческое лицо никак не выражает ужаса войны. Этот «ужас», изображенный в столь уродливой форме, перестает быть ужасом и не вызывает в зрителе соответствующих эмоций.
А его «Раненый»? Глядя на человеческое тело, изувеченное скульптором, зритель остается совершенно равнодушным. Это лишенное эмоций, выхолощенное и не только бесформенное, но и бесчувственное изображение свидетельствует об одном: новаторство автора заключается лишь в том, чтобы в изображении человека не увидеть самого человека. Человека с душевными переживаниями, с совершенными формами тела, которыми так щедро наградила его природа. И, как всякое неправдоподобие, эти работы могут вызвать у здорового зрителя только, мягко говоря, удивление.
Кстати сказать, в своих «новаторских» искажениях человека Неизвестный открытий не сделал. Гораздо большим опытом в уродовании человека обладает французский скульптор Цадкин, которому по-ученически старается подражать Неизвестный.
На выставке целый ряд работ посвящен такой вечной теме, как материнство. И здесь яркий материал для разговора о двух полюсах в изобразительном искусстве.
Скульптура Сергея Орлова «Мать». Сколько глубоких мыслей и волнующего человеческого чувства вложил скульптор в замечательную фигуру, созданную в дни Великой Отечественной войны!
Скульптура изображает старую женщину, согбенную под бременем войны, женщину-мать, отдавшую защите Родины, быть может, не одного своего сына. Сколько в этой старой женщине благородной материнской скорби, сколько в ней простой человеческой красоты и сколько ответных человеческих чувств вызывает она у зрителей!
И другая работа — молодого скульптора Пологовой, называющаяся «Материнство». Она — свидетельство того, что ни сердце, ни разум художника не участвовали в ее создании. В погоне за оригинальностью пластического приема автор оставляет в стороне все, чем богат человек,— красоту души и тела. Нарочито огрубленная и искаженная форма изображаемого скульптором существа напоминает первобытного человека той эпохи, когда он не успел еще далеко уйти от своих предков. Естественно, возникает вопрос: зачем понадобилось так обезобразить женскую красоту? Почему мать должна уставиться на свое дитя таким бессмысленным, остановившимся взглядом? Почему полные благородной красоты формы человеческого тела так изуродованы?
В этой работе автор не проявила никакой любви к человеку. А равнодушный мастер никогда не передаст всю глубину и красоту такого прекрасного чувства, как материнство.
Где же правда искусства? В холодном ли, равнодушном изображении уродливых людей, лищенных всяких человеческих чувств, или в опоэтизированном выражении вечного материнского чувства, переданного с такой проникновенностью?
Явно бесперспективна в искусстве всякая попытка подменять глубокое изображение действительности афишированием псевдооригинальности своих творческих приемов: «Неважно, мол, что я изображаю, а главное, чтобы видели, какой я непохожий на других, какой я смелый и необычный».
На выставке «30 лет МОССХ» представлено много портретов, отличающихся большим разнообразием творческих приемов.
Вот полный романтической приподнятости, великолепный портрет Максима Горького «Буревестник революции» (работа Ивана Шадра).
Или портрет Достоевского нашего старейшего скульптора Сергея Коненкова. Как глубоко выражена им трагедия мыслителя, не находившего выхода из противоречий между жуткой действительностью и своей страстной мечтой о моральном преображении человека.
Но наряду с такими работами, глубокими по мысли и чувству, мы видим на выставке, например, портрет известного французского писателя Ромена Роллана. Три скульптора — Сидур, Лемперт и Силис думали не о том, чтобы показать величие и гуманизм Ромена Роллана, а больше всего были заняты тем, как бы поэффектнее продемонстрировать самих себя и свои формальные ухищрения.
Так и хочется напомнить им замечательные стихи английского поэта Блейка:
Что, маэстро, важнее всего в портретисте? Он ответил:
— Особые качества кисти.
— А еще? — Он, палитру старательно чистя, повторил:
— Разумеется, качество кисти!
— А еще? — Становясь понемногу речистей,
Он воскликнул: — Высокое качество кисти!
Глубокая пропасть лежит между великим реалистическим искусством и упадочным, внутренне опустошенным, модернистским искусством, в какие бы псевдоноваторские одежды оно ни рядилось, будь то кубизм, футуризм, дадизм или абстракционизм.
Уму и чувствам человека нового мира глубоко чуждо «искусство», которое пытается оболгать и исказить человека, презреть самое дорогое и самое ценное, ради которого свершаются революции, воздвигаются новые города, покоряется космос.
Человек — это чудесное сочетание ума, чувства и силы. Как же смешны те, кто пытается создать искусство, лишенное и ума, и чувства, и силы.
Семена ядовитого западного поветрия появились у нас не впервые. Еще сорок лет назад мы уже видели все эти уродливые формы. В первые годы революции формализму было легче рядиться в тогу революционного искусства, но и тогда он был забыт буквально через несколько лет. Сейчас к формализму скатываются лишь отдельные авторы, преимущественно из молодежи. Случается, что иные из них даже искренне видят в заумных исканиях попытку отразить современность.
Задача мастеров старшего поколения — терпеливо и душевно разъяснять молодежи опасность формалистических заблуждений, в которых, нужно сказать прямо, повинны и некоторые наши искусствоведы и литераторы: они кружат голову еще не созревшим художникам фразами о «новой» форме, ничего не говоря о конкретном содержании, о котором, кстати, эти любители формализма меньше всего думают.
Надо спросить у организаторов выставки «30 лет МОССХ», почему они допустили обеднение нашего реалистического искусства, многие мастера которого представлены далеко не лучшими работами.
На выставке наряду со старшими прекрасными мастерами активно выступает и наша талантливая молодежь. Но одновременно целые стены предоставлены беспомощным как по форме, так и по содержанию работам, только дискредитирующим наше искусство в глазах массового зрителя.
Мы, художники-реалисты, за неустанные поиски новых средств выражения своих мыслей. Но мы только за такие плодотворные поиски, которые помогают ярче выявить одухотворяющую художника высокую Мысль. Мысль будит Чувство, а Чувство двигает кистью или резцом Таланта. Мы только за такое искусство!
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.