Было это пятьдесят лет назад. В дачной местности под Петербургом, в Куоккале, на даче у Корнея Ивановича Чуковского собиралась молодежь, пили чай; сам хозяин был в то время молод, не говоря об авторе этих строк. Но помнится, что самым молодым по темпераменту был человек, которому в ту пору было около шестидесяти лет. Он говорил увлекательно и вызывал нас, молодежь, на разговор. Этот человек (стариком я назвать его никак не могу) был Илья Ефимович Репин.
Перечитайте «Далекое близкое», письма Репина — и вы получите представление о молодости духа этого человека, о той неукротимой энергии, с которой он боролся за подлинное искусство — искусство реализма. Он писал своему учителю Крамскому: «...Наша задача — содержание... Краски у нас — орудие, они должны выражать наши мысли, колорит наш — не изящные пятна, он должен выражать нам настроение картины, ее душу, он должен расположить зрителя, как аккорд в музыке».
Убежден, что настоящий художник не может не ценить силу и глубину реалистического искусства. Реализм — единственная верная дорога, дорога нелегкая, она требует от художника постоянного душевного волнения, самоотверженного творческого труда, проникновенных исканий. Реализм не терпит фальши, елейности, украшательства и, в равной степени, принижения и очернения действительности.
На встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства и на заседании Идеологической комиссии при ЦК КПСС с участием молодых литераторов, художников, композиторов, работников кино и театров шел разговор о том, как лучше можем мы служить народу, святому делу строительства коммунизма. Разговор шел о том, что на свете существует и враждебная идеология, ее надо распознавать и разоблачать, какой личиной она бы ни прикрывалась.
Те «традиции» и то «новаторство», которые стоят в стороне от жизни народа, от марксистско-ленинского учения, от политики, в равной степени чужды советскому искусству.
И это понимали лучшие наши художники слова, лучшие деятели нашего искусства.
...В автобиографии Владимира Владимировича Маяковского есть строки, относящиеся к 1910 году, когда поэт готовился к поступлению в Училище живописи, ваяния и зодчества и работал в студии художника П. Келина:
«Пошел к Келину. Реалист. Хороший рисовальщик. Лучший учитель. Твердый. Меняющийся. Требование — мастерство. Гольбейн. Терпеть не могущий красивенькое».
Вот пример, когда великий новатор в искусстве даже в пору юношеских «левых» увлечений с уважением относится к реалистическому мастерству. Он резко отзывался и о «ворочающих неслышащими, заткнутыми ватой ушами» профессорах Императорской академии художеств, и о «беспардонном ослинохвостце юнце Зданевиче».
Новаторское искусство не рождается само собой, оно связано неразрывно со всем тем, что создавалось на протяжении веков величайшими мастерами слова и живописи. И наоборот, отрицающие, зачеркивающие начисто реалистическое искусство, мастерство великих реалистов в большинстве случаев лишены таланта.
...Не могу забыть эпизод в Луврском музее в Париже.
Лувр, как всегда, был переполнен парижанами и туристами. В знаменитой галерее, где находились картины Леонардо да Винчи, Тициана, Джорджоне, Веронезе, бродил босой парень в туго обтягивающих ляжки штанах, в кожаной блузе, в очках с черными стеклами. Что он мог видеть сквозь эти очки? Да он и не смотрел на картины, а, презрительно оттопырив губу, шлепал босыми пятками по паркету, вызывая недоумение у посетителей. Сторож, дежуривший у «Джоконды», сказал:
— Вы думаете, это бедняк? Этот тип приезжает на шикарной «машине... Ничего святого, черт их возьми!
«Их»... Значит, он не одинок, этот «тип»... Они бродят по Лувру, демонстративно ухмыляясь, и, стоя у «Свободы на баррикадах» Делакруа, у шедевра Милле «Собирательницы колосьев», у творений Домье, Курбе, переглядываются с видом авгуров. Наверно, среди них есть так называемые счастливчики, которым удалось сделать карьеру как абстракционистам, выгодно сбыть свои опусы меценатам за океан. У самых известных есть и личный секретарь, и дорогой автомобиль, и роскошная мастерская, где «мэтр» бойко торгует своими «шедеврами». И как это грустно, если вспомнить, что Винсент Ван-Гог умер в нищете!
Возможно, есть среди этих людей и настоящие художники, в прошлом изучившие основы техники живописи, но что поделаешь, если на абстрактные картинки установилась мода! Такие картинки может рисовать и абсолютно неграмотный в живописи, бездарный мазила, и даже не двуногое существо, а обезьяна или кошка. Впрочем, обезьянам и кошкам это прощается: они не ведают, что творят, не знают, что они двигают вперед абстрактное искусство...
Белинский писал в свое время, что в художнике Чарткове Гоголь хотел изобразить даровитого художника, погубившего свой талант и самого себя жадностью к деньгам и «обаянием мелкой известности».
«Мелкая известность» — какое точное определение! Известность среди тех критиков, которые больше всего боятся отстать от моды, известность среди «маршанов» — перепродавцов и кучки богатых меценатов. Как мелка и ничтожна эта известность по сравнению с всемирной известностью произведений великих мастеров! Их творениями любуются, ими гордятся не только соотечественники, но народы всех стран. На этих произведениях учатся поколения художников...
Гоголь в «Портрете» пишет о действительно гениальном художнике, которого противопоставляет изменившему подлинному искусству светскому портретисту Чарткову:
«Всем пренебрегал он, все отдал искусству. Неутомимо посещал галереи, по целым часам застаивался перед произведениями великих мастеров, ловя и преследуя чудную кисть. Ничего он не оканчивал без того, чтобы не поверить себя несколько раз с сими великими учителями и чтобы не прочесть в их созданьях безмолвного и красноречивого себе совета».
Откровенные недоучки или вообще ничему никогда не учившиеся абстракционисты хвастаются тем, что они не знают мук творчества, не знают, какой путь прошла живопись, и уж, конечно, они не спрашивают совета у великих мастеров. Эти люди замыкаются в себе, занимаются «самовыражением», но, спрашивается, что может выразить, чем осчастливить человечество такой «самородок»...
Передо мной лежит репродукция картины, называющейся «Весна». Она представляет собой два десятка разноцветных заштрихованных и незаштрихованных прямоугольников. Это и есть весна, весна — время года, вдохновлявшее великих поэтов, художников, композиторов... И разноцветные прямоугольники!
Что это? Сумасшествие или шарлатанство? И самое удивительное, что эта репродукция — не что иное, как почтовая открытка, поздравление с Новым годом, присланное из-за границы. Убежден, что послать эту открытку заставило здоровое чувство юмора.
Может быть, это — просто реакция на пейзажи, точно копирующие природу, на раскрашенные фотографии, которых, кстати сказать, немало?
Настоящий художник против бездушного копирования природы. Леонардо да Винчи говорил, что художник, который рисует так, как видит глаз, без участия разума, напоминает зеркало, которое отражает любой поставленный перед ним предмет, не познавая его.
Наш Гоголь пишет: «...художник, наглядевшись на природу, уже отдаляется от нее и производит ей равное создание».
Вот почему мы восхищаемся «Порывом ветра» Камилла Коро, пейзажами А. Саврасова, Ф. Васильева, И. Левитана, Клода Монэ. Это произведния искусства, разные и вместе с тем индивидуальные. Даже в пейзаже, казалось бы, отражающем только природу, можно выразить большую идею. Вспомним «Владимирку» Левитана — скорбный путь энтузиастов революции...
Не случайно я обратился к «Портрету» Гоголя: его связь с художниками была прочной, потому что он сам был великий художник слова. Перечитываешь эту чудесную повесть и находишь в ней мысли, не утратившие значения и в наши дни.
Порой на западных выставках видишь картины, напоминающие рисунки детей... Здесь художник-профессионал подделывается под рисунок ребенка. И вот что можно найти у Гоголя: «Это, казалось, не были вовсе труды ребенка-самоучки. Иначе в них бы, при всей бесчувственной карикатурности целого, вырывался острый порыв. Но здесь было видно просто тупоумие, бессильная, дряхлая бездарность, которая самоуправно стала в ряды искусств...»
Действительно, в подлинных детских рисунках мы видим нечто свежее, оригинальное, увиденное глазом ребенка (то, что Гоголь называет «острым порывом»). А в примитивном «грязном малевании» (выражение Гоголя), которое выдается некоторыми художниками за живопись, все искусственно...
Я вслушиваюсь в споры о подлинном и мнимом новаторстве, о традициях реализма. Я думаю и о художниках, и о литераторах...
Потворство некоторых писателей и критиков-искусствоведов абстракционизму — вещь вредная. Конечно, не оно вызвало появление абстракционистов у нас. Тут были другие, более глубокие причины - шумиха вокруг этого, с позволения сказать, направления в живописи, подогревание к нему интереса из-за границы, жажда некоторых молодых художников во что бы то ни стало прославиться. А главное, на какое-то время у некоторых художников и литераторов «заснуло» чувство идеологического восприятия проблем искусства. А ведь все вопросы в искусстве — в том числе и, казалось бы, сугубо «технологические» — все они связаны с идейным содержанием.
Неверно, будто резкая критика тех или других формалистических вывихов может послужить тем, кто хочет вывести из-под огня критики серые, хотя и «правильные» произведения. Нет, у нас правда всегда берет свое. Прислушайтесь, как народ, рассматривая и осуждая картины абстракционистов, в то же время отмечает каждую неточность, неверность, искажение действительности или приукрашение ее в картинах, которые считаются реалистическими, но таковыми в глубоком смысле слова не являются. Критикам следовало больше, внимательнее прислушиваться к голосу народа.
Народ, которому широко открыты двери в музеи и галереи, театры и библиотеки, умеет разбираться в том, где правда и где фальшь в произведении, как бы себя ни аттестовал сам автор — «реалистом» ли, «левым» ли... И уж, разумеется, народ никак не примет тех, кто заразился уже затихающей даже на Западе эпидемией абстракционизма.
Идея произведения — вот что решает его судьбу. И, конечно, мастерство. Великую идею, которая движет народ к счастливому будущему, может исказить даже проникнутый добрыми намерениями художник, если у него нет таланта, если он — замкнувшийся в себе самовлюбленный упрямец и притом невежда...
Вот какие мысли занимают меня, человека, который не считает себя ни художественным критиком, ни знатоком искусств, но любит наше искусство, верит в него, верит в то, что для истинного художника главное — служение народу и партии, которая ведет его к светлой мечте человечества — коммунизму.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.