Большим событием в идейно-творческой жизни нашей страны явились встречи руководителей партии И правительства с деятелями литературы и искусства. Задачи, которые поставлены перед литературой и искусством, стали предметом активного обсуждения на собраниях, в печати, в нашей художнической среде.
Никто сегодня не может отрицать того, что в последние годы в стране создана исключительно благоприятная для творчества обстановка. Восторжествовало доброжелательное, товарищеское, принципиальное и взыскательное отношение к художнику. Я думаю, что для мастеров изобразительного искусства всех поколений пришла пора делом — новыми произведениями — ответить на ту повседневную заботу, которую проявляет партия о развитии многонациональной советской культуры.
В безвозвратное прошлое ушли годы, когда вкус одной «выдающейся личности» определял направление художественного творчества.
Культ Сталина проявлялся в попытках увести искусство от изучения жизни с ее трудностями, радостями, борьбой. Подлинное искусство подменялось парадными напыщенными декларациями. При этом некоторыми критиками они выдавались за образец, которому должны следовать все.
В это же время многие большие художники создавали произведения настоящего искусства о жизни народа, произведения подлинно реалистические. Их искусство и получило дальнейшее развитие в нашем обществе.
Оздоровление моральной атмосферы в стране после XX съезда КПСС стало предпосылкой для нового расцвета искусства. Обращение к живой народной жизни, человеческому бытию, стремление создать яркий художественный образ современника — все это не могло не принести побед советскому изобразительному искусству.
На многочисленных всесоюзных и республиканских выставках последних лет, на выставке «30 лет МОССХ» появилось много произведений, посвященных современности и являющихся свидетельством общего подъема и роста нашего искусства. Но, к сожалению, мы не обошлись без перехлестов и ошибок.
В экспозицию выставки московских художников попали некоторые произведения, незрелые в идейном и художественном отношении. В то же время там не оказались или были слабо представлены такие яркие живописцы русской художественной школы, как Нестеров, Юон, Грабарь, Архипов и другие.
Ошибки в организации выставки являются прямым результатом того, что некоторые деятели искусства в последнее время неверно понимали сущность борьбы нашей партии за утверждение ленинских принципов руководства в искусстве. Они готовы были рассматривать партийное руководство искусством как силу, сковывающую свободу творчества, забывая о том, что наше искусство служит народу и не может иметь интересов, отличных от интересов советских людей, строящих светлое здание коммунизма.
Резко и принципиально осудив эти ошибки, партия еще раз подчеркнула, что главная проблема литературы и искусства социалистического реализма — это проблема формирования нового человека с коммунистическим мировоззрением. Ведь давно известно, что художественное мышление и новаторство связаны с психологией человека, его характером и социальной значимостью. Наш художник имеет дело не с умозрительными категориями, он обращается к человеку, к народной жизни, он «вживается» в повседневные факты, осмысливает и переживает события окружающей действительности.
«Только выдающиеся произведения большого революционного, созидательного пафоса, — говорил Н. С. Хрущев на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства 8 марта, — доходят до глубины души и сознания человека, рождают в нем высокие гражданские чувства и решимость посвятить себя борьбе за счастье людей. Авторы таких произведений достойно, заслуженно пользуются признательностью народа».
Я часто думаю о моих учителях, о традициях великого русского искусства — традициях Александра Иванова, Сурикова, Репина, Константина Коровина, Архипова, Касаткина, Валентина Серова; я думаю о живом вдохновенном искусстве, созданном нашими мастерами за годы Советской власти. Это искусство большой жизненной правды, высокого гражданского сознания и активного воспитательного воздействия. Посмотрите на произведения больших советских художников, они подкупают сердечным волнением и творческой фантазией, они всегда окрашены большой любовью к человеку.
Но важна не столько сама традиция, сколько ее творческое развитие. Никакая традиция и никакое новаторство не могут служить оправданием идейной опустошенности. Не эпигонство, не эклектика, не «сезонное» использование традиций нужны нам! Подлинный новатор знает, кого выбирать себе в учителя: это прежде всего великое русское, прогрессивное европейское искусство, это классика социалистического реализма.
Мне хотелось бы подчеркнуть здесь огромное значение формирования художника как личности. Талант, трудолюбие, духовная и интеллектуальная зрелость, высокое понимание своего назначения, своей гражданской ответственности — вот черты, без которых немыслим художник.
Все новые и новые поколения приходят в наше прекрасное и человечное многонациональное искусство. Еще совсем недавно Коржев, Салахов, Оссовский, Иванов, Нечитайло, Цыплаков, Верейский, Ильина и десятки их сверстников ходили в «молодых». А теперь на смену этим уже зрелым мастерам пришли новые талантливые художники. Это москвичи братья Смолины, Обросов, Комов и Смирнов, волгоградец Боско, киевский график Якутович и живописец из Армении Котамджян, челябинец Головницкий и молдаванин Тухарь, Гедиминас Иокубонис из Литвы и Аман Амангельдыев из Туркмении. Десятки имен, десятки ярких дарований и сотни подлинно новаторскх произведений, представляющих собой идейно-художественную ценность.
На заседании Идеологической комиссии при ЦК КПСС с участием молодых писателей, композиторов, художников, работников театра и кино Л. Ф. Ильичев говорил в своем выступлении о том, что, сурово осуждая формалистическое фокусничество, надо со всей определенностью сказать и о другой, оборотной стороне формализма — о ремесленничестве и натурализме, которые обедняют литературу и искусство. Молодые художники должны помнить об этом: безжизненное тупое копирование натуры так же бесплодно, как и формалистические выверты.
Молодежи всегда был свойствен поиск новых выразительных средств. Социалистическому реализму чужд догматизм. Художник имеет право на эксперимент в искусстве, но не на эксперимент ради эксперимента: художественный поиск должен быть идеологически оправдан. Никаких уступок чуждой нам идеологии здесь быть не может.
Откровенный обмен мнениями, большой душевный разговор с руководителями партии и правительства о консолидации творческих сил оставили глубокий след в сердцах всех советских художников. Мне вспоминаются проникновенные слова Никиты Сергеевича: «Как дирижер в оркестре следит за тем, чтобы все инструменты звучали слаженно и стройно, так и партия в общественно-политической жизни направляет усилия всех советских людей к достижению единой цели». Теперь нужно засучив рукава браться за новые, большие дела. Я обращаю этот призыв особенно к молодежи. К тем, кто продолжит дело, начатое нами, и тем, чей творческий путь только начинается.
Впереди у всех нас — ответственные дела. Мы все должны будем принять активнейшее участие в выставках «Москва — столица нашей Родины», во второй выставке изобразительного искусства социалистических стран. В ближайшие годы состоятся также выставки «Советская Россия», «На страже мира» и ряд других.
И пусть на каждой из этих выставок — международных, всесоюзных и республиканских — появятся новые произведения советских художников, рассказывающие о жизни и труде великого народа нашего — строителя и творца!
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.