Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

А. В. Красильников. "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"


Вернуться в начало книги >>

Продолжение книги...


Узнав, в каком трудном положении оказался наш учитель, он приехал в Новопокровское.
Федор Павлович прибыл в воскресенье. В это время мы с Федором Федоровичем находились в горнице,- я читал ему рассказ А. М. Горького. Он в полудреме, с закрытыми глазами слушал меня, откинувшись на спинку кресла.
Войдя в прихожую, Федор Павлович с присущим ему юмором громко произнес:
- Здоровеньки булы, дорогие хозяева. Ждали - не ждали, принимайте гостя! - И, подойдя к хозяйке Полукерье Федоровне, взял ее за руки, поцеловал в лоб.
Федор Федорович, услышав знакомый голос, резко встал и быстро пошел к двери:
- Как я рад твоему приезду, дорогой Федор Павлович! Спасибо, что не забываешь старика!
Федор Павлович спросил:
- Как твое здоровье, дружище? Что-то вид у тебя неважный. Ты нам очень нужен. Мы с тобой затеем такие дела, что тебе и во сне не снилось. Лечиться тебе надо - вот о чем прошу подумать. А то ты очень сильно сдал с тех пор, как я видел тебя в последний раз. Возвращусь домой, сразу же буду хлопотать, чтобы тебя устроили на лечение в больницу...
Никуда я не поеду,- перебил гостя Федор Федорович.- В больнице мне будет еще хуже. Без дела, без работы я совсем захирею.
- Тогда надо здесь лечиться,- не унимался Хитровский,- надо чаще выходить на свежий воздух, в лес, на реку, в поле. У вас места как на курорте, кругом зелень, хвойный лес. Займись рыбалкой, посиди на берегу речки. Когда следишь за поплавком, обо всем забываешь. Но об этом поговорим несколько позже. А теперь расскажи, что у вас здесь случилось. За что тебя судили? Кто этот человек, посмевший оклеветать тебя? Да ладно, и это ты расскажешь позднее. Я хочу сообщить тебе кое-что очень важное, касающееся вашей дальнейшей работы...
И Федор Павлович начал рассказывать о том, что предполагается сделать для расширения и укрепления промысла.
- Ваша золотая хохлома,- говорил он,- имеет авторитет не только в нашей стране, но и за ее пределами. Вы сами видите, как много стало поступать к вам заказов от организации "Экспорт". За вашу продукцию нам платят золотом. А это очень важно. Каждый рубль пойдет на развитие народного хозяйства. Видите, ваше частное дело красильщиков связано с общегосударственным делом. Поэтому вам нужно сейчас смелее продвигать вперед художественную роспись. А это значит, надо готовить как можно больше мастеров-художников. Открою новость. Решается вопрос о расширении вашего промысла. Идет ориентация на город Семенов. Пока дела у них неважные. Но если им помочь... Эта помощь должна сводиться к одному - подготовить для них квалифицированных рабочих, которые смогли бы поехать туда для постоянной работы и обучить мастерству желающих из местного населения. Вот так-то, дорогие друзья! Дел впереди для вас очень много. Отбросьте в сторону мелкие обиды и начинайте работать.
Федор Федорович и Степан Федорович с большим интересом отнеслись к новостям, которые привез Хитровский. А когда он сказал, что нашей золотой хохломой очень интересуется Максим Горький, радости их не было конца.
Они просили рассказать подробнее о знаменитом писателе: где он сейчас? чем занимается?
Федор Федорович предложил:
- А нельзя ли преподнести Алексею Максимовичу подарок? Сделать что-нибудь для него и послать?
- Это идея! - загорелся Федор Павлович.- Только подготовить надо что-нибудь такое, что было бы памятью о золотой хохломе на долгие годы. Я немедленно займусь этим делом. Посоветуюсь с руководством губисполкома. Надеюсь, они поддержат нас...
Хитровский сдержал свое слово. Через некоторое время он написал Федору Федоровичу, что идею о подарке А. М. Горькому поддержали в губкоме партии и губисполкоме. Решили сделать полный набор обстановки для его личной библиотеки. Полуфабрикаты изготовить на городской мебельной фабрике и переправить их для раскраски в Новопокровское.
Зимой, в начале 1928 года, Федор Павлович на двух подводах перевез все изделия Федору Федоровичу. К моей большой радости, мне посчастливилось принять непосредственное участие в росписи этого замечательного подарка великому писателю. Вот как это получилось...
Мы, ученики Федора Федоровича и Степана Федоровича, разошлись по своим местам для самостоятельной работы. Я в это время вместе со старшим братом Константином работал в своей мастерской. Федор Федорович оставался с дочерьми Ириной и Женей. Чувствуя, что ему трудно справиться с выполнением такого большого и ответственного задания, он и пригласил меня помочь. Больше трех месяцев трудились мы с ним, не считаясь со временем. Работали по 12 - 14 часов в сутки. Задача была очень сложная. Набор обстановки включал более ста предметов, все они были разные по размерам и форме. Для каждого нужно было изготовить особые рисунки.
Вот неполный перечень этих предметов: письменный стол с двумя выдвижными ящиками, к нему необходимые для работы принадлежности - разборный чернильный прибор, пресс-папье, два квадратных стакана для карандашей, деревянный нож для разрезания бумаги, три кресла, диван, овальный стол, двенадцать стульев, шахматный стол, к нему два шестигранных табурета, тумбочка, на которой должны стоять деревянный круглый поднос и графин с водой, и множество разборных подвесных полок для книг и т. д. и т. п. Все это было расписано и отправлено Алексею Максимовичу на остров Капри.
Подарок Алексею Максимовичу очень понравился. В одном из писем он сообщал Хитровскому: "Чем мне отблагодарить Красильниковых за хохломские изделия, которыми я ежедневно любуюсь, а итальянцы от них в восторге?.."

КОНЕЦ ГЛУХОМАНИ

К концу 20-х годов наш край, несмотря на некоторые перемены,оставался еще очень глухим. Отдаленность от городов и железной дороги сказывалась на всех сторонах местной жизни. Крестьяне в большинстве своем были безграмотными, жили в страхе перед богом, были в тисках религиозного мракобесия. В радиусе 10 километров было у нас шесть церквей, четыре старообрядческих скита. В радиусе 30 километров - три монастыря. И вся эта "христова братия" по-своему старалась влиять на умы людей, Особое усердие проявляли они в том, чтобы чем-нибудь насолить Советской власти. Запугивали темных людей светопреставлением, приходом антихриста, вечным горением в огне на том свете. Проповедовали терпение и покорность слабых перед сильными, бедных - перед богатыми.
Народ нуждался в разъяснении линии партии большевиков и Советской власти, которые призывали людей встать на путь, ведущий к равенству, культуре, зажиточной жизни.
За решение этих вопросов взялось наше поколение хохломичей.
Огромные перемены, которые начались в крае в 30-х годах, происходили при нашем горячем, активном участии. Началось все в 1925 году, когда в Новопокровском по призыву Центрального Комитета комсомола в связи со смертью В. И. Ленина была создана первая в нашей местности комсомольская ячейка. Правда, на первых порах она состояла всего из трех человек - меня, Андрюши и Акиндина Тюкаловых.
С чего мы развернули свою деятельность?
Было намечено три главных направления. Первое- разъяснение политики партии и правительства по восстановлению народного хозяйства страны, укреплению Советской власти на местах, ликвидация безграмотности и подъем культуры среди всего народа, изменение старого уклада крестьянской жизни. Второе - оторвать народ от религии, от церкви, третье - подготовить кустарей к переходу на новую, более высокую ступень общественного производства в хохломском промысле.
Конечно, все эти важные вопросы немыслимо было решить нам троим. Начиная работу, мы надеялись на поддержку деревенской молодежи и более сознательной части молодых мужиков. Молодежи в нашем селе было много: одних наших сверстников, 1906 года рождения, человек пятнадцать. А если учесть тех, кто годом постарше да годом помоложе, то нас уже становилось 40 человек. Это могла быть серьезная сила, если ее направить по правильному пути.
Мы не ошиблись. К 1927 году наша комсомольская ячейка выросла до 12 человек. Да больше десятка молодых людей из несоюзной молодежи примкнули к нам.
Нашим наставником и советчиком был замечательный человек, сельский учитель Андрей Петрович Рябинин. Мы считали, что комсомольской ячейке нужно было прежде всего подыскать подходящее помещение для красного уголка, где можно было бы собираться для бесед, для репетиций и других мероприятий.
Таким помещением, по нашему мнению, был дом священника. Нас поддержало руководство уезда, и мы под аплодисменты молодежи, под смех и шутки молодых мужиков, под вопли старух выдворили отца с насиженного места. Поповский дом состоял из трех комнат. Чтобы сделать зрительный зал, нам пришлось выпилить две внутренние стены. В передней части зала устроили сцену.
Работа заметно оживилась. Почти каждый вечер на наш огонек приходили не только молодые, но и пожилые люди.
Мы решили нанести крепкий удар по религии. Этому были посвящены все мероприятия: выступления "синей блузы", беседы на атеистические темы, рассказы об об- манах священнослужителей, выпуск стенной газеты и т. д. И, наконец, был устроен диспут о вреде религии для народа. На диспут был приглашен к нам очень грамотный атеист из Москвы. Его противниками были священнослужители, начетчики, руководители старообрядческой паствы, евангелисты. Два дня продолжался этот диспут. Народу собралось множество. Пришли люди из окружающих деревень и сел. Споры носили резкий характер. Старое упорно пыталось доказать свою правоту.
Но новое вопрос за вопросом разбивало их доводы. Под смех и свист молодежи один за другим покидали трибуну проповедники мракобесия.
Эта дискуссия явилась поворотом в умах людей. В 1928 году большинство населения дало письменное согласие на закрытие церкви и выселение священника из пределов нашего района.
Это была большая победа. Народ все больше и больше тянулся к культуре.
Комсомольская организация решила на бывшей усадьбе священника разбить стадион. Футбольное поле и другие спортивные площадки мы могли сделать своими силами. Но у нас не было ни средств, ни материалов на изгородь и скамейки для зрителей.
Собрали мы комсомольское собрание и решили обратиться за помощью к населению. Пошли по домам. К радости, никто не остался безразличным к нашим просьбам. Кто сколько мог, давали тесу. Нарубили и привезли столбы и жерди, изготовили входные ворота. Гвозди выделило товарищество "Красильщик". Вывеску расписал Федор Андреевич Бедин.
Когда в один из воскресных дней мы собрались, чтобы поставить изгороди, вышли почти все молодые мужики. Даже некоторые пожилые люди не усидели дома и трудились вместе с нами.
На стадионе в летнее время с утра до позднего вечера слышались голоса, смех, шутки людей разных возрастов. Днем здесь развлекались дети. А по вечерам, после рабочего дня, собирались взрослые - играли в волейбол или футбол, тренировались на турнике или брусьях.
В наших местах, как я уже говорил, справлялось много праздников и гульбищ, куда собирались повеселиться все жители округи. Такие гульбища частенько заканчивались скандалами и драками, доходившими до ножей и кольев. Малочисленная милиция была не в силах одна справиться с этими буянами. На помощь ей и решили прийти мы, чтобы общими усилиями навести порядок и прекратить хулиганство.
Для поднятия нашего авторитета в глазах людей секретарь комсомольской организации Акиндин Тюкалов через крайком комсомола достал бесплатно комсомольскую форму: длинные темно-синие с красной окантовкой трусы, ботинки, гимнастерки с отложными воротниками и двумя нагрудными карманами, широкий кожаный ремень с перекинутой через плечо портупеей и комсомольские значки на грудь. Каждому комсомольцу было выделено по милицейскому свистку. На гульбище мы должны были явиться в полной форме. В порядке комсомольской дисциплины мы не имели права прикасаться к спиртному, даже в самой малой дозе. Ходили мы, соцмильцы, как нас прозвали в народе, группами по три человека. Как только где-либо начиналась пьяная заварушка, сразу же со всех сторон начинали раздаваться трели свистков, и мы бегом мчались, чтобы помочь милиционеру разнять разбушевавшихся хулиганов.
Вскоре любители скандалов и драк поняли, что мы составляем крепкую силу и вступать с нами в драку бесполезно, так как нас поддерживает не только сельская молодежь, но и все те, кому противны были скандалы и драки. Дело налаживалось. Драки стали все реже, потом и совсем прекратились.
Хохломские мастера шли в те годы во главе перестройки старой жизни. Они понимали, что бороться в одиночку невозможно, что нужно объединить все усилия для достижения победы. А ведь в прошлом они были собственниками своего клочка земли, своего хозяйства, своей красильной мастерской. Казалось, такой уклад жизни, существовавший веками, нелегко будет сломать, люди будут цепляться за собственность. Но произошло иначе. Мастера Новопокровского без особых усилий расстались со старым. В конце 1927 года, когда в районе не велось еще и речи о коллективизации сельского хозяйства, они организовали товарищество по совместной обработке земли. Вначале это было неболь- шое, слабенькое хозяйство. В него вошли семь бедняцких семей. У них было всего три лошади, три стареньких плуга и три деревянные бороны, но это был дружный, крепкий коллектив.
Середняки смотрели на новую затею как на шутку, из которой, по их мнению, ничего не получится. А кулаки и торговцы встретили это мероприятие в штыки. Они похитили семенное зерно из магазеи, спрятали в глубокий омут реки единственную сеялку, которую выделило товариществу государство, начали преследовать организаторов товарищества, угоняли с пастбища в лес лошадей.
Но товарищество устояло. Это была еще одна победа нового над старым. Всем стало видно, что обобщенный организованный труд более продуктивен. Когда был снят первый урожай в товариществе,- а хлеба уродилось в три раза больше, чем у единоличников, - народ понял, что это не пустяковая затея, а реальная возможность перехода к новой, более зажиточной жизни. К концу 1929 года почти половина хозяйств села вступила в члены товарищества. А в 1930 - 1931 годах все население Новопокровского записалось в первый организованный в районе колхоз.
Войдя в колхоз, каждое хозяйство получало весьма ощутимую выгоду. Раньше в летний период крестьянской семье в полном составе приходилось заниматься обработкой земли, сеять и убирать урожай. Для этого надо было на время прекращать работу в мастерской. Теперь правление промколхоза (так называлась тогда артель, ведущая одновременно и сельское хозяйство, и красильное производство) имело возможность регулировать использование рабочей силы, обеспечить вполне нормальный ход работы в поле и выделить часть людей для постоянной работы в производстве. Таким образом, в каждой семье один-два человека были постоянно заняты в мастерской и имели круглый год твердый заработок. А кроме того, в семью поступало и то, что давало поле.
Надо заметить, что и в настоящее время такой порядок сохраняется. Правда, сейчас нет промколхозов и все производство сосредоточено на фабрике, но во многих семьях хоть один человек да работает на производстве, а остальные трудятся в колхозе.
Итак, бывшие кустари явились зачинателями всего нового в наших краях.
Еще в 1928 году они первыми в округе слушали голос Москвы по батарейному приемнику, приобретенному товариществом. Первыми смотрели в красном уголке кино. В 30-х годах переоборудовали церковь под клуб, организовали хорошую художественную самодеятельность. Имели свою библиотеку, насчитывавшую более 2000 книг. Построили помещение под столовую, открыли детский сад. А в 1948 году новопокровцы первыми в районе от движка зажгли в своих домах лампочки Ильича.
Так период с 1925 по 1933 год явился поворотным в жизни моих земляков. Наш глухой лесной угол начал превращаться в центр культурной жизни округа.

ПУТЬ К АРТЕЛЬНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ И СБЫТУ

Нижегородский губисполком (Скоробогатовская волость перешла в состав Нижегородской губернии) еще в 1922 году поставил задачу упорядочить вопрос с хохломским промыслом, вырвать его из рук торговцев и скупщиков.
Для этого в Семинский куст был направлен специальный уполномоченный Борис Иванович Кубанцев, который провел большую работу по организации закупок у кустарей и подготовил базу для перехода к артельному труду.
В 1923 году в деревне Шабаши образовалось товарищество "Красильщик". Правление товарищества занималось организацией производства, обеспечением кустарей полуфабрикатами, маслом, красителями и сбытом готовой продукции. Общественных мастерских в то время еще не было. Красильщики продолжали работать на дому, в своих мастерских. Окрашенные изделия сдавались на склад товарищества. Оплата производилась через бухгалтерию, которая вела счета на каждую семью.
Полуфабрикаты закупались на стороне: ложки, ополовники и ковши в Семеновском районе, а токарные изделия - у частных токарей в деревнях Гордеево, Никодим, Слышково, Архипиха, Колываново и Белбаж.
Так было положено начало перехода от кустарщины к артельному производству и сбыту в хохломском промысле. В 1924 году в деревне Кулигино было создано отделение товарищества. На следующий год отделения возникли в Новопокровском и Хрящах. Так образовались четыре центра хохломского производства. Через несколько лет было завершено кооперирование почти всех красильщиков куста. В 1926 - 1927 годах в товарищество входили кустари более 140 хозяйств из 14 деревень. С работающими членами семей это составляло до 300 человек.
Но успешно проведенное кооперирование кустарей поставило новую проблему. Чтобы сбывать изделия, нужно было совершенствовать роспись, ведь большинство кустарей были простыми красильщиками.
Где взять художников? Переучивать людей или обучать молодых? Как это сделать? Где взять учителей? Где найти место для обучения?
На первых порах решить эту задачу помогли старые замечательные художники - Николай Григорьевич и Анатолий Григорьевич Подоговы и знакомые нам Федор Федорович и Степан Федорович Красильниковы. Они взяли на себя обучение без всякой оплаты по нескольку человек из молодежи и терпеливо вводили их во все сложности горячей окраски. Это была первая школа по подготовке новых кадров высокого класса, которые и составили в дальнейшем костяк художественного коллектива, придавшего хохломе современное направление. Из этих учеников вышли такие замечательные мастера, как Федор Андреевич Бедин, Александр Георгиевич Тюкалов, Иван Дмитриевич Смирнов, Андрей Семенович Тюкалов, Федор Николаевич Подогов, Александр Васильевич Веселов - нынешний директор семинской фабрики "Хохломский художник", Яков Дмитриевич Красильников и некоторые другие.
Все эти молодые мастера, в свою очередь, стали воспитателями того поколения художников, которые работают и в настоящее время.
Так, с 1925 года начался период новых творческих поисков в области хохломской росписи.
Год от года расширялся ассортимент токарных изделий, увеличивалось производство расписной мебели. Значительно улучшалось и качество полуфабрикатов.
Продукция с хохломской росписью быстро находила спрос и признание в народе. Поступали заявки от торговых организаций не только из городов Советского Союза, но и из-за границы. Особенно возросла потребность в детской мебели и токарных фигурных изделиях.
Все это требовало от руководства товарищества перестройки всего производства. Надо было сделать решительный рывок вперед, заводить свое столярно-мебельное и токарное производство и как можно скорее переводить кустарей-надомников в общественные мастерские.
В 1927 - 1930 годах в крутой излучине Узолы, между деревнями Семино и Шабаши, построили красильный цех, механический цех для изготовления столярно-мебельных изделий, помещение для просушки пиломатериалов, склады для хранения материалов и готовой продукции, контору, две водяные токарки. Весь этот комплекс построек образовал небольшой промышленный городок.
В 1932 году было приобретено станочное оборудование (правда, не новое, а списанное на городском промышленном предприятии) для механического цеха. Это дало возможность перейти к кооперативной работе, что вело к увеличению производительности труда и на этой основе к увеличению выпуска столярно-мебельных изделий и расширению ассортимента. Начали выпускать детские гарнитуры, составленные из столика, четырех стульчиков, двух креслиц и диванчика на два места. Большим спросом пользовались гарнитуры из овальных и круглых столов, шести стульев, двух кресел и дивана для взрослых.
Все изделия имели разборную конструкцию, что было важно как для окраски, так и для транспортировки. Кроме мебели, изготовлялись шкатулки, ларцы, чернильные приборы, пресс-папье, полочки для полотенец, этажерки и т. п.
Постройка общественных мастерских позволила организовать подготовку новых кадров. Обучение проводилось индивидуальным и бригадным методами. К мастерам-специалистам по столярному и красильному делу прикреплялись по одному, три и пять учеников, которые обучались непосредственно на рабочем месте.
В 1930 - 1932 годах построили красильный цех, контору и другие помещения в Кулигинском отделении. Несколько позднее, в 1934 - 1935 годах, аналогичные постройки были возведены в Новопокровском и Хрящах. Оставался нерешенным вопрос с организацией своего токарного производства. Токарный полуфабрикат по- прежнему приобретался на стороне, у кустарей.
С переводом производства в общественные мастерские изменилась и вся организация труда. Если раньше кустари в своих мастерских выполняли все операции полностью, теперь каждую отдельную операцию стал выполнять один человек. Появились новые профессии: вганивальщик-грунтовщик, шпатлевщик, олифильщик- лудильщик, художник, отделочник, лачильщик, печник и т. д. Теперь легко было подготовить мастеров отдельных профессий. Раньше, бывало, для овладения всем циклом окраски требовались годы, теперь рабочий, изучающий одну операцию, осваивает ее в три-четыре месяца.
Так произошел коренной переворот в хохломском народном промысле. Он вернул себе былую славу и быстрыми темпами пошел вперед.
Спрос на продукцию все возрастал. Теперь имеющееся в нашем кусте производство не обеспечивало всех потребностей и запросов торгующих организаций. Надо было расширять производство, но в Ковернинском районе возможностей для этого уже не было. Выход был найден в организации нового хохломского промысла в Семенове. Вот как это произошло.
В 1916 году в Семенов из Нижнего Новгорода приехал энтузиаст - любитель народного искусства Георгий Петрович Матвеев. Туда же переехал из наших мест мастер по окраске Юзиков. Они и стали организаторами нового промысла.
Семеновцы довольно быстро переняли все тонкости этого дела. Уже к 1930 году здесь полностью была завершена организация производства. И это вполне закономерное явление. Семеновцам не пришлось осваивать сложные технологические приемы окраски - они получили их готовыми, проверенными многими десятками лет работы народных умельцев. Им также не нужно было длительное время для организации промфонда с обо- рудованием. Все это они перенесли в готовом виде из Ковернинского куста. В обучении рабочих на помощь семеновцам пришли наши лучшие специалисты. Из Новопокровского переехали в Семенов на постоянное жительство замечательные мастера - братья Иван Дмитриевич и Яков Дмитриевич Красильниковы, братья Иван Георгиевич и Александр Георгиевич Тюкаловы, Константин Архипович Цветков, Наташа Тюкалова и другие. Они оказали большую помощь в обучении семеновских мастеров хохломской росписи.
Несколько раз выезжали в Семенов Федор Федорович и Степан Федорович Красильниковы, Николай Григорьевич Подогов, Федор Андреевич Бедин. Давали советы, проводили консультации, показывали практически, как лучше построить тот или другой орнамент.
В Семенове значительно легче решился вопрос и с набором рабочей силы, чем у нас, в сельской местности. Помогало развитию семеновского промысла и наличие железной дороги.
Все это вместе взятое позволило семеновцам быстро набрать силу и стать сильным конкурентом хохломичей. Пришло новое время.
В 1930 году товарищество "Красильщик" было ликвидировано. На базе имеющегося промфонда и производственных кадров организовалась промартель "Хохломский художник" с центром в Семине.
Причины ликвидации товарищества, которое сыграло огромную роль в жизни промысла, надо было искать в том, что возникшие колхозы подчинили себе все кадры, занятые до этого в промысле. Это тормозило развитие производства. Создание артели освобождало рабочую силу. Колхозы организовали подсобные промыслы и стали именоваться промколхозами. Такие промколхозы были организованы в Новопокровском, Хрящах и Гордееве. На базе Кулигинского отделения бывшего товарищества была создана артель. В 1933 году по решению Горьковского облисполкома возник Ковернинский межрайхудожсоюз, в систему которого вошли все артели и промколхозы. Золотая хохлома из года в год поднималась: увеличивалось количество изделий, улучшалась окраска и художественная роспись.
В 1937 - 1938 годах начали поступать большие заказы из-за границы, в частности из Америки. Товары, изготовленные для экспорта, отправляли через семеновскую контору "Экспорт". Много хохломских изделий экспонировалось на международных выставках.
Стало меняться и токарное производство. Талантливые мастера изыскивали новые, более совершенные формы изделий. В окраску начали поступать вазы разных форм и размеров, братины, сахарницы, тарелки, кондейки, стаканы для карандашей, масленки и т. п. Токарный полуфабрикат для окраски поступал в плановом порядке из Гордеевского и Каманского промколхозов, от Ермиловской, Осинской и Павловской артелей, входящих в систему межрайхудожсоюза.
Но... недолго пришлось цвести золотой хохломе. Началась Великая Отечественная война.
Все, кто мог взять оружие в руки, с первых дней войны ушли на фронт. Остались недописанными завитушки кудрины, засохли непромытые кисточки. Умолк оживленный говор в цехах. Замерла жизнь в красильном производстве. Прекратили работу и токари, подняли затворы у плотин, спустили воду. Не стало шума токарных станков и визга резцов. Даже древесина возле токарок потемнела с торцов, ожидая свою бесполезную гибель. Уныло выглядели станки, затихшие без движений.
Нередко можно было видеть надписи: "Цех закрыт. Все ушли на фронт". Судите сами: в Новопокровском из 60 хозяйств 40 человек ушли воевать, в Гордееве из 20 токарей выбыли 18, в Семинской артели из 30 столяров остались 5 человек. Такое же положение было и в других деревнях.
В эти тяжелые времена руководству артелей и промколхозов приходилось принимать всевозможные меры по изысканию хотя бы небольшого количества полуфабрикатов, чтобы дать работу оставшимся дома старикам и женщинам, умеющим производить окраску.
Работали в очень трудных условиях, как говорится, на два фронта. Днем женщины и старики уходили в поле, а вечерами в мастерских садились на свои низенькие скамеечки, чтобы поработать несколько часов. Тогда нечего было и думать о художественной окраске изделий. Брались за изготовление водоносных коромысел, тесали топорища, черенки для железных лопат и киркомотыг, которые шли для фронта, изготовляли штукатурную дрань и кровельную щепу, плели короба и делали плетюхи. Даже организовали гончарное производство по изготовлению тарелок, плошек, блюд, чашек, горшков, кружек и... детских свистулек и окрашивали их под хохлому.
Несмотря на такое положение, пожалуй, самое тяжкое за всю историю существования хохломского промысла, он выстоял, выдержал все невзгоды и трудности, не затух, продолжал существовать.
Чтобы не дать погибнуть промыслу, нужно было перво-наперво решить главный вопрос - готовить кадры из подростков 14 - 15 лет.
В 1943 году на базе Семинской артели была открыта профтехшкола с тремя отделениями по подготовке художников, столяров и токарей по дереву. Для обучения были привлечены мастера-старики: по росписи - Ф. А. Бедин и Н. Г. Подогов, по столярному делу - И. Г. Поляков и А. Т. Бусов, по токарному - П. В. Власов.
Профтехшкола за время своего существования (до 1947 г.) подготовила два выпуска молодых специалистов, всего 154 человека, из них 85 художников, 44 столяра- краснодеревщика и 25 токарей по дереву. Среди художников было много девушек. На первых порах эта молодежь и явилась основной рабочей силой.
И все-таки долго еще в послевоенное время в промысле оставалось тяжелое положение. В 1950 году удельный вес художественных изделий снизился до 40%.
Но понемногу промысел снова пошел в гору. Вернувшиеся после войны мастера сразу включились в работу. Семинская профтехшкола готовила новых мастеров. К 1953 году выпуск художественных изделий довели до 70% от общего количества продукции. В 1952 - 1953 годах промысел пережил еще одну реконструкцию: был выделен из промколхозов. На базе бывших промколхозов возникли промысловые артели. Это способствовало закреплению постоянных кадров.
50-е годы для хохломского промысла были характерны большими заказами из Москвы по изготовлению экспонатов для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки: комплект предметов для обстановки кабинета ученого, 17 большеразмерных ваз (одна высотой 220, диаметром 60 сантиметров и 16 ваз размером 120 на 40 сантиметров). Весь комплект составлял тематически единое целое: 16 республик в системе Советского Союза.
Выточил эти вазы замечательный мастер Федор Харлампович Малышев, а роспись произвел Федор Андреевич Бедин с бригадой молодых мастеров.
На одной стороне 16 ваз Федор Андреевич изобразил гербы союзных республик, а на обратной стороне воспроизвел в росписи главные отрасли народного хозяйства. И все это, написанное очень компактно, собранно, грамотно, обрамлялось золотыми травами. На большой вазе с одной стороны был Герб Советского Союза, а на обратной выполнен портрет В. И. Ленина в обрамлении винограда, ягод и трав. В 1953 году в хохломской окраске было введено новшество: впервые начали применять новые материалы- лаки и грунтовки, изготовленные промышленностью.
Так промысел, едва не павший в годы войны, стал оживляться, подниматься со ступеньки на ступеньку, чтобы достичь той славы, которую он имеет сейчас.
В эти годы большую помощь оказывал промыслу Научно-исследовательский институт художественной промышленности.
С 1948 по 1956 год я работал главным инженером Ковернинского художпромсоюза. Мне часто приходилось обращаться с разными вопросами в этот институт: приобретение оборудования, транспортных средств, красителей, получение древесины. Не помню ни одного случая, чтобы мне не помогли. Горячее участие в судьбе хохломского промысла советом, моральной поддержкой принимала научный сотрудник института Вероника Михайловна Вишневская, сейчас кандидат искусствоведения. Она каждый год приезжала в наши края, целыми неделями ходила пешком от артели к артели, знакомилась с ходом дела, подсказывала, что и как нужно делать, чтобы восстановить былую славу промысла, часами просиживала возле художников, наблюдала за работой, подмечала недостатки в росписи. При ее участии была проведена творческая конференция с приглашением всех ведущих мастеров семеновцев и хохломичей. Такие конференции сопровождались выставками, где обсуждались экспонаты.
В институте было изготовлено и передано нам в производство большое количество проектов новых форм токарных изделий, создававшихся на основе богатого наследия в области русского искусства обработки дерева.

ФЕДОР АНДРЕЕВИЧ БЕДИН

Искусствоведы считают, что Федор Андреевич Бедин занимает особое положение среди ковернинцев. Это человек с поистине неистощимой фантазией, создатель разнообразнейших травных узоров. Он никогда не писал по эскизам, в памяти хранил великое множество вариантов растительного орнамента.
Родился Федор Андреевич в 1888 году в семье бедного крестьянина в деревне Большие Бездели. Лет с десяти помогал отцу в красильной мастерской. С детства в нем отмечали какие-то особые качества, выделявшие его среди сверстников. В народе о нем говорили:
- Вот парень растет - и умный, и любознательный. За что ни возьмется, все в его руках спорится, все горит! Был он застенчив, несколько замкнут в себе, но это как-то не мешало ему в жизни. Он всегда и во всем имел авторитет как среди сверстников, так и среди взрослых.
В хохлому он пришел не с детских лет, как это было принято в семьях потомственных мастеров и как можно было ожидать от него, а значительно позже. Поначалу он занимался столярным ремеслом и особенно увлекался резьбой по дереву. Причем проявил себя высококвалифицированным мастером. В молодые годы он исполнил большую, очень сложную, требующую точных расчетов работу,- изготовил резной иконостас для новопокровской церкви. Ему нужно было вставить все иконы в резные рамы, изготовить резные двустворчатые "царские врата" и две боковые двери, смастерить резные стенки для аналоя, ларец для хранения "тела господня" и возвышение под купол в стене алтаря.
Больше года трудился Федор Андреевич над этим заказом, вырезая одну за другой детали, и когда все было исполнено - смонтировал из них иконостас и все остальное, а потом покрасил все бронзовым порошком и покрыл лаком. Когда зажигались свечи, бронза горела золотом.
Узнав о замечательном творении Бедина, народ повалил в церковь. Приходили и приезжали люди не только из местных деревень, но и из других приходов.
Федор Андреевич вообще был большим мастером на всякие выдумки, чем не один раз удивлял народ. Вот одно из множества его "чудачеств".
В крещение богослужение переносилось из церкви на реку и совершалось вокруг большой проруби. Две недели при 30-градусном морозе Федор Андреевич трудился над построением изо льда алтаря, точно такого же, какой был в церкви. Две недели выкалывал из реки глыбы льда толщиной в полметра, обтесывал их топором, придавая форму больших кирпичей, затем обстругивал рубанком и фуганком и укладывал одну на другую, создавая стены. Внутри алтаря сделал изо льда аналой, на него поставил ларец. По бокам аналоя установил два ледяных подсвечника высотой в полтора метра, с толстыми ледяными свечами, обвитыми позолоченной бумагой.
Нельзя сказать, что делал он это из-за глубоких религиозных чувств. Как увидим далее, особого благоговения он к церкви не испытывал. Просто ему надо было куда-то вкладывать свою фантазию, выдумку, он любил всякую ручную художественную работу, любил потешить народ. Тогда, в крещение, народу собралось на берегах Ройминки тьма-тьмущая.
Но больше всего Федора Андреевича тянуло к художественной росписи. Вот почему, несмотря на немолодой возраст (было ему 34 года), он решился пойти на обучение к Степану Федоровичу Красильникову, чтобы набраться от него высокого мастерства.
Очутившись в мастерской знаменитого художника, он с жадностью начал вникать во все тонкости работы. Незаурядный ум, особый талант, настойчивость помогали ему в быстрейшем достижении намеченной цели. Потребовалась всего только одна зима, чтобы он овладел всеми секретами росписи. Степан Федорович говорил про него:
- Поверьте мне, из него получится большой мастер, имя которого будут знать повсюду.
Это предсказание сбылось. Федор Андреевич стал одним из ведущих мастеров хохломской росписи. Характерной чертой этого знаменитого художника был поиск нового стиля росписи, совершенствование орнаментов, соединение в них традиционных травки и осочки с ягодами и плодами. Сошлюсь на наблюдения искусствоведа Т. И. Емельяновой, высказанные в книге "Золотые травы России" (Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1973):
"Бедина считают мастером орнаментов из мелкой изящной "травки", и, пожалуй, действительно, в этой области нет ему равных. Никогда не повторяющиеся его травные композиции изобилуют ягодами, лесными и полевыми цветами... Золотистая гамма с вкраплением теплой зелени, красных и коричневых пятен передает ощущение наполненного солнцем леса" (с. 57).
Ф. А. Бедин не хотел идти за художниками конца XIX - начала ХХ века, увлекавшимися трафаретной росписью. Он часто спорил с любителями "переплетов" и доказывал, что в такой росписи нет ничего живого, "одни кишки, переплетенные между собой, да еще торчат головы устрашающих драконов".
- Нам нужно искать новые формы росписи,- говорил он.- Посмотрите кругом, сколько цветов на лугах, сколько ягод. Тут тебе земляника и клубника, черника и брусника. А рябина, калина, черемуха?! Ведь все это мы можем использовать для нашей росписи...

Продолжение книги... >>






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +