Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

А. В. Красильников. "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"


Вернуться в начало книги >>

Продолжение книги...


Все 50 лет, посвященных золотой хохломе, Федор Андреевич провел в поисках нового, более совершенного типа росписи. Его работа в этом направлении нашла отражение в творчестве учеников. Последователей у Федора Андреевича было много. Больше сотни молодых людей обучил он искусству росписи своим, бединским стилем. Многие из его воспитанников работают в настоящее время и являются ведущими мастерами промысла.
Мы все, хохломичи, считаем, что Федор Андреевич совершил настоящий подвиг - он спас хохлому от полного затухания в годы Великой Отечественной войны. Ему в то время было уже за 50 - его на фронт не брали. Но, как участник гражданской войны, он считал, что должен что-то делать, чтобы помочь своим землякам.
Когда все ведущие мастера ушли на войну, в артелях не осталось почти никого, кто бы мог продолжать работу по художественной росписи. Тогда-то он и проявил инициативу.
Вместе со своим другом Подоговым Николаем Григорьевичем пошли они в правление Семинской промартели и предложили открыть профтехшколу. Как я уже рассказывал, в 1943 году такая школа была открыта. Федор Андреевич возглавил отделение художников и с первого дня существования профтехшколы полностью отдался этой работе. Он понимал, что много придется преодолеть трудностей. Приходилось не только учить ребят росписи, но быть и наставником, и организатором, и воспитателем этих подростков.
Их нужно было знать: кто к чему способен, кто как будет учиться. Нужно было научить их добросовестно относиться к труду, привить им любовь к избранной профессии.
С этого и начал Федор Андреевич.
Чтобы быть ближе к своим ученикам, он часто не уходил домой после работы, оставался с ними в общежитии. Вечерами собирал вокруг себя, рассказывал им о старых мастерах хохломы, о том, как сам стал мастером, о своих поездках на международные выставки и т. д. Иногда приносил из мастерской кисточки и краски, на стеклышке показывал, как нужно создавать тот или иной орнамент.
Вскоре Федор Андреевич завоевал большую любовь и уважение своих питомцев. Видя его простоту в обращении, его трудолюбие, спокойствие и терпение, они относились к нему не только как к мастеру и знаменитому художнику, а многие, особенно те, у кого отцы погибли на фронте, считали его вторым отцом.
Очень трудная забота легла в те времена на плечи старого учителя. Группа его учеников была самая большая - 58 человек. И всех нужно было обучить тому, чего они никогда не делали. Но это было еще не главное. Нужно было учитывать срок обучения. Если в настоящее время в Семеновском профтехучилище обучение проводится в течение трех лет, то в те времена и думать не приходилось о таких сроках. Сама обстановка требовала как можно быстрее дать производству специалистов. Федор Андреевич понимал это и делал все от него зависящее, чтобы в более короткое время подготовить этих подростков к самостоятельной работе. И вот результат! Через шесть месяцев, в январе 1944 года, был сделан первый выпуск. Радости учителя не было конца. Все его воспитанники - 58 человек - выдержали выпускные экзамены и были направлены в промартели.
Хороших мастеров воспитал Федор Андреевич! Многие из них стали замечательными художниками и сейчас продолжают работать, передавая свои знания молодому поколению.
Всего, что сделал за свою долгую жизнь для нашей золотой хохломы Федор Андреевич Бедин, описать невозможно. Об этом надо создавать целые книги. За свое художественное мастерство он был удостоен десятков дипломов всесоюзных и международных выставок, множества благодарностей и ценных подарков. О нем писали часто в журналах и газетах, восхваляя его мастерство. Нет, всего, что он сделал, перечислить невозможно! Но все же мне хочется рассказать о некоторых, особенно важных этапах его творчества, когда были проявлены все его прекрасные качества и способности художника.
В музее бывшего Ковернинского художпромсоюза была когда-то огромная ваза, высотой более метра, диаметром 60 сантиметров, расписанная Федором Андреевичем на пушкинский сюжет "У лукоморья дуб зеленый". Он сумел воспроизвести всех персонажей сказки. Тут и русалка на ветвях сидит, и белка грызет орешки, и леший бродит, и морские богатыри во главе с дядькой Черномором. А вокруг них красивая разживка хохломскими травами. Можно спорить насчет того, правомерно ли в хохломской росписи обращение к литературным сюжетам. Во всяком случае это было талантливое произведение, которое создал человек, не имеющий почти никакого образования, - он не окончил даже начальной школы.
В 50-х годах в Ковернинский художпромсоюз поступил заказ из Москвы на изготовление и роспись полной обстановки кабинета ученого. В обстановку должны были войти двухтумбовый рабочий стол, необходимые для работы принадлежности - чернильный прибор, пресс- папье, деревянный нож для разрезания бумаги, два конусных стакана для карандашей, настольная лампа,- три кресла, диван, овальный стол, к нему шесть стульев, тумбочка под радиоприемник, подставка под бюст В. И. Ленина, этажерка, настенные подвесные полки для книг. Заказ был очень ответственным, и его выполнение можно было поручить самым лучшим мастерам. Изготовление полуфабрикатов передали мастерам высшего класса, столярам Н. Н. Дубкову, И. В. Чижову и Курнакову. Окраску доверили Федору Андреевичу Седину, зная, что он вложит весь свой талант, умение и старание в эту работу. Не дожидаясь изготовления столярами всего комплекта обстановки, Федор Андреевич сразу включился в расчеты, какими должны быть рисунки для каждого предмета в отдельности. Делал наброски на бумаге и отбирал лучшие. Не только днем, но и ночами, закрывшись в своей комнате, он упорно, шаг за шагом продвигался вперед, писал и писал на бумаге разные орнаменты, раскрашивал фон и делал разживку. Это нужно было для того, чтобы убедиться самому в том, все ли получается так, как представлялось его воображению, а также для того, чтобы облегчить работу художнику. Раскраску он решил поручить своим ученикам, лучшим мастерам производства- Евдокии Железновой, дочери своей Анне, Лидии Масловой.
Когда пришло время начать раскраску, Федор Андреевич, несмотря на пожилой возраст, ежедневно делал "пробежку" более 10 километров от Новопокровского до Семина и обратно, так как Дуся Железнова и его дочь работали в Новопокровской мастерской, а Маслова- в Семинской артели.
Вот он и "бегал" не только для того, чтобы проверить точность работы своих питомцев, но и, если надо, своевременно оказать помощь.
Заказ был выполнен отлично. Когда собрали все предметы и разместили их в комнате в таком порядке, в каком они должны стоять в кабинете ученого, посмотреть пришли все рабочие. Слышались слова восхищения, поздравления с успешным завершением столь важного и ответственного заказа.
Говоря о Федоре Андреевиче как о знаменитом мастере современной художественной росписи, нужно отметить, что он не порывал связи со старинной двухцветной росписью.
В его доме хранилось расписанное Федором Андреевичем чудо-блюдо диаметром 80 сантиметров (собрат тому, о котором я писал в главе "Тайны сундука"). Внутри блюда написан "пряник" в обрамлении трав и осочки. А на полях блюда славянскими буквами сделана надпись: "Сия чаша для бурлаков - на здоровье кушайте да хозяина слушайте!"
Видел я у Федора Андреевича стеклянный графин с травной росписью, и вновь надпись славянскими буквами: "Живи просто, проживешь лет до ста".
Мы, хохломичи, очень сожалеем, что не удалось спасти его домик, где много хранилось различных предметов, расписанных его рукой в разные годы его жизни. Дом сгорел в сухое лето 1972 года. Тут были детские столики и стульчики, вазы и братины, поставки и бочата, чашки и кондейки, деревянные подносы и настенные панно, шкатулки и полочки для полотенец и много, много других изделий.
Внутри дома, где только была возможность для раскраски, все было расписано. В простенки между окнами вставлены щитки, на которых изображены всадник на вздыбленном коне с оголенной саблей в правой руке и девица-краса - длинная коса. Это были картины, написанные Иваном Анисимовичем Красильниковым. Шифоньер расписан "кудриной", шкаф - "травкой". Даже табуреты, стулья, кадка для воды, печь, двери - все было покрыто хохломской росписью. В сенях на стене два больших панно. На одном изображены три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. На втором- березовая роща с поляной, на которой множество разнообразных цветов. В середке, между панно, на большом щите портрет самого художника и его жены, писанный в полный рост. Входная дверь с улицы разрисована по мотивам "Сказки о золотом петушке". Даже с наружной стороны все стены, наличники окон, углы были украшены "золотыми травами".
Федор Андреевич был замечательным талантливым мастером не только в художественной росписи. Он прекрасно владел лобзиком, выпиливая из фанеры разные красивые по форме и раскраске предметы: карнизы к окнам, рамки к портретам, шкатулки, ларцы, стенки к полочкам для полотенца и т. д.
За что бы он ни брался, все получалось не только красиво, но и шло на пользу людям. В 20-х годах часы имелись еще не в каждом доме, а тем более проезжим и проходящим людям негде было узнать время. Вот Федор Андреевич и придумал соорудить солнечные часы. На пригорке, на раздорожье, вкопал в землю толстый столб высотой в полтора метра. Сконусил верхнюю часть, в торец вбил стальной штырь. Изготовил квадратную железную пластину, покрыл ее алюминиевой краской, надел на штырь, по углам закрепил гвоздями, чтобы не сдуло ветром и не содрали ребятишки. Принес из дома часы-ходики, повесил их на гвоздь, вбитый в столб, и с восхода солнца до заката сверял тень от стержня со своими часами и отмечал длинной чертой часы, более короткой - получасы. Сколько было слышно благодарственных слов в адрес этого человека! Каждый прохожий подходил к этим часам и узнавал точное время.
Федор Андреевич слыл не только талантливым художником, но при всей его скромности - смелым и решительным человеком. Когда в Новопокровском решили закрыть церковь, нужно было снять с купола шпиль высотой метров восемь и крест. Среди жителей села не нашлось никого, кто отважился бы забраться на крышу круглого купола. Всем обществом попросили Федора Андреевича и его учителя Степана Федоровича выполнить это дело.
- Ну что же, Степан Федорович, мы с тобой ставили шпиль, нам, видимо, суждено и снимать его,- говорил он. На удивленье собравшихся со всего села людей, они, как акробаты, открыв люк изнутри купола, выбрались на крышу и ползком, цепляясь за швы железа, добрались до шпиля, привязали к нему веревку для страховки, обвязали ее вокруг себя и спокойно начали спиливать деревянный шпиль. Через десять минут под крики людей шпиль с крестом полетел на землю. Сойдя к народу, Федор Андреевич сказал:
- Ну вот и все. Делов на час, а паники хоть отбавляй... Такой уж он был - Федор Андреевич Бедин!

ТОКАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Красильное дело немыслимо без токарного производства, которое в нашей местности тоже имеет свою историю. Родовые семьи токарей насчитывают по пять-шесть поколений: Власовы и Устиновы из деревни Гордеево, Малышевы в Ермилове и др.
Не все сразу наладилось в токарном деле, которое было известно еще в XVIII веке. Главное, что надо было решить, какую силу приспособить для вращения станков?
Ручной привод слишком слаб и малопроизводителен. Конный привод тоже малоэффективен и дорогостоящ. Использовать силу ветра, приспособив для этого ветряные толчеи? Но здесь человек будет в полной мере зависеть от ветра. Ветер дует - работа идет. Нет ветра- работа приостановилась.
Многочисленные речушки с ключевой водой, которые не замерзают зимой и не высыхают летом, видно, сами навели людей на мысль использовать силу их течения в токарном деле.
Удобство заключалось и в том, что возле этих речушек произрастает древесина лиственных пород, а это значит, есть сырье для токарного производства на месте.
Так появились десять токарок в деревнях Гордеевой, Колыванове, Никодиме. Это было огромное событие в развитии хохломского промысла. В токарках устанавливали по два станка и при работе в две смены они выпускали большое количество изделий. С организацией токарного производства расширился и ассортимент изделий: появились точеные чашки, солонки, поставки, бочага, кондейки и т. п.
Токарное производство развивалось, переходя от изготовления простых вещей к более сложным, от блюда, чашки, солонки к разнообразным вазам, братинам, круглым шкатулкам, поставкам, столовым и подарочным наборам, сувенирам и т. д.
Наши токари, как и художники, обладают виртуозностью в работе и незаурядной фантазией. Их оборудование и инструменты не сложны. Это токарные станки прадедовской конструкции и режущие инструменты: металлическая полутрубка, два конусообразных треугольных ножа и два крючкообразных резца. Без всяких измерительных приборов, на глазок, они изготовляют изделие точно и красиво. Чтобы представить, как практически проходит цикл превращения древесного кряжа в полуфабрикат для окраски, пройдемся по всем процессам токарного производства. Начнем с изготовления чашки, самой старинной формы изделия, от которой в дальнейшем переходили к освоению новых, более сложных видов.
Все начинается с того, что от бревна отрезается кряж длиной 70 - 80 сантиметров. Затем один конец кряжа зарубается топором по диаметру зажимного патрона на токарном станке.
Кувалдой-молотом токарь заколачивает зарубленный конец кряжа в стакан патрона и включает мотор. В правой руке у него полукруглая трубка, насаженная на деревянную ручку. Ею снимается с поверхности древесины кора и неровности. Ножом-гладильником токарь зачищает цилиндрическую поверхность кряжа.
Теперь можно делать разметку по высоте будущей чашки. Ножом-резаком делается углубление под углом 45 градусов внутрь кряжа. Тем же ножом закругляются стенки будущей чашки вниз, к донцу. Теперь дело за крючкообразным резцом-выбиральником. Токарь зажимает под правую руку деревянную ручку, на которую насажен резец, пальцами левой руки прижимает стержень к опорной планке, налегая всем корпусом, и направляет резец внутрь кряжа, слегка поворачивая его против хода вращения. Мастер повторяет эту операцию до тех пор, пока глаз и левая рука на ощупь не подскажут, что больше углубляться внутрь нельзя и что толщина стенок будущей чашки уже в норме. Тогда он берет резец-гладильник, зачищает, начисто обрабатывает стенки чашки, снимая тонкий слой стружки, удаляя за- зоры, оставшиеся от работы резца-выбиральника. Выточив внутреннюю часть, токарь ножом-резаком отрезает чашку от кряжа. Но чашка еще не готова. Она похожа на конусообразную воронку. Теперь надо удалить конус и сделать кольцеобразное донце. Одну за другой токарь отрезает полуготовые чашки и складывает их в стороне от рабочего места. Закончив обработку одного кряжа, заделывает второй, но уже несколько толще, чем предыдущий. И так обрабатывает всю партию, кото- рую в состоянии изготовить в течение рабочего дня. Вытачивая последний кряж, самый толстый по диаметру, он оставляет возле патрона отрезок древесины, равный высоте последней чашки, и изготовляет из него шаблон, на который будет надеваться чашка. Чтобы чашка сцепилась с шаблоном, острые края остатка кряжа срезаются небольшим конусом и закругляются. Сделав шаблон, токарь берет из партии заготовок самую большую чашку и насаживает ее на шаблон. Затем резцом-выбиральником закругляет нижнюю часть чашки, образуя кольцеобразное донце-подставку.
С изготовления этих простых по форме изделий и начало развиваться в хохломском промысле токарное производство. Можно считать, что чашка явилась прообразом всех современных, более сложных изделий, так как для всех предметов обработка древесины и внутренняя выточка аналогичны процессу изготовления чашки. Разница заключается только в форме того или иного изделия. Проследим переходы от простой чашки к более сложным изделиям.
С о л о н к а. Главная ее часть представляет собою ту же чашку, поставленную на ножку с плоской подставкой. Сверху надевается выточенная крышка.
Поставок, или поставец. У него совсем простая форма цилиндра, только сверху он, как и солонка, закрывается крышкой с коковкой.
Б о ч о н о к. Здесь почти те же процессы обработки, что и у поставка. Только у поставка наружные стенки прямые, а у бочонка нижняя и верхние части несколько ско- нушены, а вверху и внизу нарезаются неширокие обручи. Закрывается бочонок крышкой, такой же, как у солонки, разница только в том, что на крышке солонки имеется закругленная коковка, а у бочонка поверхность крышки плоская.
Вот цветочные вазы. Здесь много разнообразия по формам и размерам: от маленьких (10 - 12 сантиметров по высоте) до гигантов высотой 120 - 220 сантиметров, диаметром 40 - 60 сантиметров, которые выточил знаменитый токарь Федор Харлампович Малышев.
Вот несколько видов таких ваз.
Ваза-горшок. Вид у нее простой, и изготавливается она из одного куска древесины.
Второй вид вазы более сложный. Эта ваза состоит из двух частей: основания и горловины, вставленной сверху на основание. Ваза большого размера с узкой горловиной, ваза с более высокой горловиной, с более сложным основанием.
В практике работы хохломичей известно множество ваз разных форм. А кроме того, они точат братины, масленки, фруктовницы, сахарницы, чайницы, кофейницы, кондейки, вазочки для варенья, бокальчики и стаканчики для вина и коньяка, конусные стаканы для карандашей и т. п.
Токари в хохломском производстве должны быть не только мастерами своего дела, но и художниками, то есть должны понимать и учитывать не только красоту и гармоничность форм своих изделий, но и объемную площадь, которая пойдет под раскраску.
В настоящее время при фабриках существуют художественный совет и творческие группы, куда входят лучшие мастера - художники, токари, столяры. Они решают все вопросы, связанные с переходом на выпуск новых изделий. Каждое новое предложение обсуждается сначала в творческой группе. Здесь вносятся поправки, изготавливаются несколько вариантов изделия. Только после этого выносится решение художественного совета, разрешающее массовый выпуск.
Словом, у токарей свое дело. Работа их также требует выдумки и фантазии. Токари тоже в постоянном поиске нового. Подчас месяцами вынашивают задумку, рисуют новое изделие на бумаге. Вот, кажется, все продумано. Мастер-токарь Яков Кузьмич Староверов закрепил болванку в патроне токарного станка, подготовил режущий инструмент. Можно включать мотор и начинать работу.
Но что-то с ним случилось? Он оперся рукой на опорную планку, смотрит куда-то в сторону и стоит будто в оцепенении минут десять. Рядом его товарищи работают, а он стоит.
Не думайте, что он тратит попусту дорогое время. Не настала пора для работы рук, пока работает голова. Еще и еще раз мысленно проверяет себя мастер, все ли продумано, выйдет ли из-под резца его то, что он задумал.
Но вот он выпрямился, подошел к ящику с инструментом, взял нужный, включил мотор. Послушные руки начали свое дело. Всего несколько минут, и задуманное изделие готово. Отрезав от болванки, мастер берет его в руки, внимательно осматривает, поворачивая в разные стороны, проверяя, все ли так получилось, как хотелось.
Вроде неплохо... Только тут нужно немного подточить, здесь подправить, немножко увеличить площадь под роспись. И снова к станку. Одно за другим появляются пробные изделия и откладываются в сторону.
Но вот, кажется, наконец сделано то, что задумано. Можно нести образец на просмотр в творческую группу, показать художникам. Что они скажут? От их придирчивого взгляда зависит, пойдет ли в производство новое изделие.
И так месяц за месяцем, год за годом продолжает свое творчество этот талантливый мастер. Им созданы десятки новых видов изделий, пополнивших ассортимент продукции фабрики. Как и мастер росписи, он тоже художник.

СОВРЕМЕННАЯ ХОХЛОМА

Если сравнить современную хохлому с той, какой она была в начале ХХ века, то разница покажется oгромной. Современная хохлома находится ныне на такой высоте, что ее изделия из предметов хозяйственного обихода стали произведениями искусства и служат украшением нашего быта. В любой современной квартире прекрасно смотрится мебель с хохломской росписью: кофейные и журнальные столики, табуреты и скамеечки, детские гарнитуры, украшенные "золотыми травами", ягодами, цветами, птицами. Настенные панно украшают помещения фирменных магазинов, кафе, ресторанов. Специальные наборы для салата, компота, варенья можно встретить в сервировке праздничного стола. Хохломский промысел сегодня - это современное художественное производство, предприятие народных художественных промыслов.
Что же дает ему промышленная основа?
Произошла концентрация промфонда, оборудования, транспорта. Создано единое руководство, единое планирование производства и сбыта продукции. Достигнута ритмичность в работе.
С организацией в 1960 году фабрики построено три токарных цеха, где работают более 50 квалифицированных токарей. Теперь они полностью обеспечивают художников полуфабрикатами для окраски. Второй выигрыш производству дает механизация в столярно-мебельном производстве. Постройка механического цеха с современным оборудованием позволила наладить поточный метод по изготовлению деталей и узлов для мебели.
От лесопильного цеха древесина поступает в сушильные камеры, далее передается в раскроечное помещение, оттуда в механический цех для изготовления деталей, на рейсмус, строгатель, фрезерный станок, сверлильно-долбежные станки. Наконец, детали передаются в сборочный цех.
Такой способ производства значительно облегчил труд столяров, повысил производительность труда и увеличил выход мебели для окраски, на которую имеется неограниченный спрос торгующих организаций. На фабрике освоен и совсем новый вид производства мебельных полуфабрикатов - прессование отходов древесины - стружки и опилок. В цехе установлены мощные гидравлические прессы в 150 - 400 килограммов давления на один квадратный сантиметр площади. Этот цех в системе производства приобрел большое значение, по- тому что, хотя фабрика и расположена в окружении лесов, ей приходится возить деловую древесину за 500 километров по железной дороге до станции Правдинск и оттуда перевозить автомашинами еще 60 километров. Стоимость такой древесины очень высока, а это удорожает продукцию.
В настоящее время на территории Семинской промартели, где раньше находились только красильный и столярный цеха да складские помещения, создан целый промышленный комплекс: 2 красильных, 2 механических цеха, 3 сушильные камеры, лесопильный цех с мощной пилорамой, 2 парокотельные установки, контора, клуб, библиотека, столовая, прессовочный и тарный цеха и т. д. Закончено строительство нового здания красильного цеха на 150 рабочих мест. Здесь также будут размещаться администрация, гостиница и музей фабрики.
Но главное достижение фабрики - это люди, обеспечивающие весь ход производства. Когда-то фабрика переживала большие трудности с набором и закреплением рабочей силы. Местные жители были прочно связаны с сельским хозяйством, с колхозом. От правления колхоза зависело,отпустит оно человека на фабрику или не отпустит. Теперь, когда колхоз имеет много техники, часть людей высвобождается и переходит на постоянную работу в производство. В настоящее время фабрика имеет устойчивые кадры прекрасных мастеров, знатоков своего дела. Все это создало благоприятные условия для быстрого развития нашего художественного промысла.
Сегодня фабрика "Хохломский художник" и объединение "Хохломская роспись" выпускают разнообразных изделий более чем на 7 миллионов рублей в год. В ассортименте свыше 300 наименований. Все изделия выпускаются с высокохудожественной росписью.
Спрос на хохломские изделия возрос настолько, что две фабрики не могут полностью обеспечить запросы торгующих организаций. Продукция хохломичей отправляется более чем в 30 стран мира. Ни одна выставка или международная ярмарка не обходятся без хохломских изделий.
И роспись уже стала не та, какой она была даже 30 лет назад. Она гораздо сложнее, изысканнее по рисунку, живописнее по цвету. Особенно развилось фоновое письмо, широко использующее растительный орнамент. Художественной росписью занимаются ныне только женщины. В трудные годы войны, получив полную свободу действий, женщины быстро преодолели недоверие к себе, набрали опыт, проявили смекалку и старательность, быстро и в совершенстве овладели всеми приемами росписи. В настоящее время своим виртуозным исполнением далеко превзошли старых мастеров.
Что говорить, не так-то легко освоить своеобразную хохломскую роспись. Но, видимо, потому, что местные жители в большинстве своем являются потомками мастеров-красильщиков и с детства в их зрительной памяти накапливались и оседали линии орнамента и соцветия красок, они быстро осваивают роспись.
Современные мастера - это более развитые, культурные и грамотные люди, чем их предшественники. Они имеют 8 - 10 классов образования. Их кругозор значительно выше и богаче, чем у старых мастеров, окончивших двухклассные сельские школы.
Но неизменным в их среде остается основной принцип хохломы: ни один мастер не копирует тот или иной рисунок, не повторяет даже свой. Полная свобода желаний и фантазии. Поэтому каждый имеет свой особый стиль росписи, свое направление в ней.
Иногда кажется, что на шести ложках подарочного набора один и тот же рисунок. Но всмотритесь внимательнее: в каждом изделии есть, хоть небольшая, на первый взгляд мало заметная, особинка. То художник изменит основу орнамента, по-другому разместит ягодки или цветочки, по-иному закудрявит завитки травки и осочки.
Чтобы создавать всегда новые рисунки, нужны талант, воображение и цепкая зрительная память, способная отбирать из окружающей среды то, что нужно этому искусству, и переносить на предмет. Хохломские художники работают кисточкой быстро и точно, так что наблюдающий за их работой сможет уловить главное только тогда, когда рисунок будет уже почти готов.
Луженое изделие мастер до начала росписи возьмет в руки, поставит перед собой на столик или на колено, прищурит один глаз, как бы прицеливаясь, несколько мгновений смотрит на него, определяя площадь под роспись, прикидывая на глазок, какого размера она должна быть. В это время в его голове уже возникает будущий орнамент. Тогда он берет кисточку, смачивает ее в краске, послушная рука начинает свое дело. Один за другим появляются штрихи, то прямые, то изогнутые линии, создавая контуры стебля - основу цветка. Тут же вокруг основы появляются контуры листочков или распускающихся бутонов.
Всего несколько минут нужно мастеру, чтобы создать основу орнамента, вокруг которого наносится фон. Когда краска подсохнет, начинается второй этап раскраски- разживка ягодами и травами.
За рабочий день художник распишет более двух десятков разнообразных предметов и на все нанесет разные рисунки.
Так день за днем, месяц за месяцем, годы, десятилетия - вся трудовая жизнь.
Большую роль в производстве играют на фабрике творческая группа и художественный совет, которые призваны создавать новые виды изделий, совершенствовать мастерство во всех отраслях производства и улучшать качество выпускаемых изделий.
В творческие группы входят ведущие мастера- художники, токари, столяры. Возглавляет творческую группу фабрики и художественного совета замечательный мастер заслуженный художник РСФСР, лауреат премии имени И. Е. Репина, член Союза художников Ольга Павловна Лушина (правнучка знаменитого художника начала ХХ века Архипа Михайловича Серова).
Ольга Павловна сочетает в себе качества художника высокого класса и руководителя творческого коллектива. Она является наставником и педагогом молодежи, кон- сультантом ведущих мастеров. Ее незаурядный талант виден везде и во всем: в поисках новых форм росписи, в освоении новых видов изделий.
Пробуя новые приемы художественной росписи, она в то же время продолжает традиции своего прадеда в двухцветной травной раскраске. Какие у нее травы! Одна из последних работ, которую она показывала мне, заслуживает высочайшей оценки. Внутри большой чаши написана жар-птица, спрятавшаяся в массе травки и осочки с закудрявленными во все стороны концами. Все это собранно, компактно, продуманно, так хорошо, что без конца бы любоваться изделием рук замечательного мастера!
Свое искусство она продемонстрировала на персональной выставке в г. Горьком в 1978 году, посвященной ее 50-летию. На выставке было много изделий со знаменитой "лушинской" травкой.
В творческой группе, которую она возглавляет, трудятся лучшие мастера фабрики. Вот некоторые из них: Карпова Александра Степановна - заслуженный художник РСФСР, дипломант Академии художеств СССР, награждена дипломом "За сохранение традиций старинной хохломской росписи", участница всех международных выставок, в которых представлялась хохлома. Училась у мастера высокого класса Музы Соколовой, более 20 лет трудится на фабрике, непрерывно совершенствуя свое мастерство. Александра Степановна - талантливый и признанный художник. У нее тонкие мягкие линии контура цветков, мелкая травная разживка, умелое сочетание красок. Работая в современном стиле, Александра Степановна, как и Ольга Павловна, не отказывается повторять и старую роспись. Но это уже не та старая роспись, которую делали мы, старые мастера, 50 с лишним лет назад. Смотришь, вроде бы кудрина и кудрина, ан нет, Александра Степановна внесла здесь новое, более красивое сочетание закудрявленных завитков, дополнив их золотистыми листочками.
Веселова Ольга Николаевна - потомственная художница из семьи Железовых. Четырнадцатилетней девочкой она впервые переступила порог хрящевской мастерской в 1943 году. Получила художественную выучку у своей тетки Ополовниковой. Одна из особенностей ее стиля - стремление оставить как можно больше золотого фона, что очень ценится в хохломской окраске. Даже в фоновом письме она умеет сохранить площадь для золота. То напишет несколько дополнительных листочков или бутонов с незакрашенной чашечкой, только растушеванной несколькими черными тончайшими штрихами. У нее не- повторимая роспись: тонкие линии контура, штриховая травная разживка - как бы рамка для цветка, орнамент собранный, вокруг него много свободного фона.
Она пишет не спеша, до ювелирной точности отрабатывая каждый штрих. Ее ягоды и цветы смотрятся с изделий как живые. Зрительная память у нее исключительная.
Все эти качества в ней не случайны. В хрящевской артели она работала вместе с Николаем и Анатолием Подоговыми, роспись которых отличалась особой тонкостью. Конечно, она с юных лет вбирала в себя их лучшие качества, а повзрослев, усовершенствовала их письмо, привнеся современные приемы и мотивы. За творческие успехи О. Н. Веселова удостоена звания лауреата премии им. И. Е. Репина, награждена орденом "Знак Почета", бронзовой медалью ВДНХ. Она участница многих всесоюзных и международных выставок. Мосина Елизавета Васильевна - старейшая работница производства. Стаж ее непрерывной работы - более 30 лет. Прекрасная общественница, хороший педагог. Десятки молодых мастеров обучила росписи. На общественных началах занимается в Семинской средней школе, обучая детей художественной росписи. Этот кружок был организован в 1973-74 учебном году по инициативе Ольги Павловны Лушиной и учительницы Антониды Петровны Петушковой. Вначале занятия проводились на уроках труда, а с 1975-76 года была введена специальная программа, рассчитанная на то, чтобы по окончании школы эти ребята пополнили ряды хохломских мастеров. Эксперимент удался. В 1978 году четыре девушки - Р. Кудряшова, А. Шляндина, С. Валяева и Т. Веселова - были зачислены в штат художников семинской фабрики. Среди этих девушек не могу не отметить особо Таню Веселову. Я видел ее работу еще до выпускных экзаменов в школьной мастерской. Ее чаша, расписанная травами, - это работа не ученицы, а мастера. Какое точное соотношение размера деталей в орнаменте с объемом предмета, какая тонкая роспись, живописность изображения! Хочется пожелать этой девушке больших высот в искусстве!
А теперь еще несколько слов о Е. В. Мосиной. Она художник широкого профиля, свободно владеет всеми приемами росписи. Она ученица Анны Ефимовны Стрельцовой. Одна из первых она внесла в современную роспись сочетание травки с ягодниками в фоновом письме.
Е. В. Мосина - участница всех международных выставок, где экспонировалась "золотая хохлома". За свою творческую работу она удостоена диплома Академии художеств СССР. Маслова Лидия Ивановна - самая старейшая работница промысла. Сейчас она уже на пенсии. 40 лет отдала росписи. Сколько за это время прошло через ее руки разнообразных изделий! Если прикинуть, что она расписывала в день только по 10 изделий (а их, чаще всего, было, конечно, больше), получится громадное количество - более 80 тысяч предметов. Она была ученицей Анатолия Подогова и продолжательницей его стиля. Ее работы обычно выделялись среди других и получали отличную оценку на всякого рода советах, показах, выставках. На творческую конференцию, которая проходила у нас в 50-х годах, она представила шестигранный табурет, расписанный виноградными лозами, переплетенными в центре. По шести углам были положены тяжелые гроздья. Они казались налитыми соком, нажми,- и он брызнет. За эту работу она получила высшую оценку. Ее излюбленные мотивы - травка и ягоды.
Ее труд отмечен разными наградами - медалью ВДНХ, медалью "За трудовое отличие", десятками дипломов, в том числе дипломом Академии художеств СССР.
Бусова Александра Тимофеевна - мастер высокого класса. От рождения глухонемая, она, несмотря на свой недуг, с упорством и любовью овладела искусством хохломской росписи. С детских лет у нее проявилась любовь к природе. Как рассказывают родные и соседи, Саша, бывало, подойдет к рябине или калине и подолгу рассматривает ягоды, листья. Или сорвет веточку с вишни, положит на ладонь и изучает ее строение. Завела себе гербарий. Подбирала растения в разные периоды года - весенние, летние, осенние. Или принесет из лугов целую охапку цветов, разложит их на столе и отбирает в свой гербарий самые красивые. Эта любовь к красоте проявляется в ее росписи.
С первых месяцев учебы П. В. Рожков заметил ее талант и относился к ее росту как художника бережно и уважительно. В учебе она быстро продвигалась вперед, искала свой путь и очень быстро завоевала себе место среди лучших художников.
Ее талант оценен по заслугам. Она лауреат премии имени И. Е. Репина, награждена серебряной медалью ВДНХ, дипломами многих международных выставок.
Метельникова Анна Константиновна работает в производстве с 1948 года. Ее виртуозностью можно восхищаться. Пишет она быстро, никогда не повторяет созданный рисунок. Однажды я наблюдал, как она расписывает ополовники. Просмотрев более десятка изделий, я убедился, что на всех разный орнамент, разная разживка, по-разному расположены детали рисунка. За время своей работы она более 30 раз участвовала во всевозможных выставках, за что удостоена десятков дипломов и почетных грамот.
Щербакова Екатерина Федоровна тоже работает более 30 лет. Подростком пришла она в Новопокровскую художественную мастерскую, изучила все тонкости художества. Ее рисунок очень точен. В росписи она следует природе.
Творческая группа в Новопокровском невелика - всего четыре художника, четыре первоклассных мастера: Клавдия Власова, Валя Андрюхина, Анастасия Грибкова и Мария Веселова. Начальник отделения Екатерина Антиповна Трескова и технолог Ольга Федоровна Мельникова говорят: "Да у нас и весь цех - прекрасные мастера, можете сами убедиться, посмотрев на готовые изделия..."
В сортировочной комнате я перебрал несколько десятков изделий. Действительно, женщины не приукрашивали. Обе они в промысле с молодых лет, сами прекрасные художницы, понимают и ценят хорошую работу.
Все мастера Семинской фабрики - местные жители, с детства связанные с хохломским промыслом. Они действительно досконально изучили все сложности технологических процессов окраски. Не только художники, токари, столяры, но и весь руководящий, инженерно-технический персонал фабрики также из местных. Они тоже прошли большой путь в хохломском производстве.
Директор фабрики Александр Васильевич Веселов- потомственный мастер-художник. В 1943 году мальчиком он пришел в хрящевскую художественную мастерскую, где молодых обучали знаменитые мастера Николай Григорьевич и Анатолий Григорьевич Подоговы. Учебу Александр Васильевич окончил со званием мастера высокого класса. Руководство артели, видя в нем хорошие способности, назначило его инструктором по обучению новичков. Затем его как опытного организатора, начали продвигать вперед, повышая в должностях. Вот он заведующий красильным цехом, заведующий производством, главный инженер фабрики и, наконец, директор фабрики. Это человек с неиссякаемой энергией, хорошо знающий все особенности хохломского производства. Он настойчиво проводит линию по переводу промысла на промышленную основу, по расширению промфонда и улучшению качества выпускаемой продукции.
Михаил Николаевич Власов - потомственный токарь по дереву из семьи Власовых, основателей токарного дела в нашей местности. По окончании семилетки пошел учиться токарному делу к своему дяде Власову Павлу Васильевичу. Достиг мастерства. Переехал из Гордеева в Новопокровское, где более 10 лет работал начальником токарного цеха. Теперь он главный инженер фабрики.
Начальник художественного цеха Александра Максимовна Карпова - тоже художник еще со времен Семинской промартели. С 1960 года работает на фабрике. Прекрасно знает людей не только по имени и отчеству, но, главное, по способностям и характеру. Она безошибочно поручает роспись тому или другому художнику с учетом его возможностей, придирчиво следит за качеством, умело руководит коллективом.
И остальные работники - старший механик, технологи, начальники отделов - все они местные жители, практики, не получившие специального образования, но хорошо знающие свое дело.
Рассказывая о современных мастерах, необходимо подчеркнуть одну характерную черту в их жизни. В их отношениях крепко живет артельная взаимовыручка, твердое правило не оставлять друг друга в беде.
...26 августа 1972 года на деревню Новопокровсксе обрушилась страшная беда - пожар. В течение полутора часов сгорело 80% домов и всех построек, часть скота.
Пожар начался днем, в крайнем, с южной стороны, доме Чигловых. На несчастье, с южной стороны вдоль деревни подул сильный ветер. Пламя перебросилось на соседний дом. Пока сбегался народ, горело уже семь домов. Из колхозов, с фабрики, из райцентра и из соседнего Городецкого района прибыли 12 пожарных машин. Тысячи людей съехались на машинах и пришли пешком, включились в борьбу с огнем.
Казалось, что после такой страшной беды нечего было и думать о восстановлении деревни. Вот тут-то и проявили свою дружбу и взаимопомощь оказавшимся в беде людям товарищи по работе, соседи, друзья. Те, у кого дома сохранились, приглашали погорельцев поселиться у них. Даже люди из соседних деревень брали пострадавших к себе. Отдавали одежду, белье, обувь, продукты питания.
Но особую помощь ощутили люди, когда началось строительство новых домов. Колхоз и фабрика бесплатно отпустили лес, выделили транспорт, тракторы, тягачи, автомашины для подвозки строительных материалов. Народ шел на помощь рубить и перевозить лес, разбирать купленные погорельцами дома в других деревнях, перевозить их в Новопокровское, собирать их на новом месте. Органы Советской власти Ковернинского района вне очереди отпускали строительные материалы.
Вся эта благородная помощь государства, колхоза, народа, друзей, товарищей помогла в короткий срок заново построить деревню. Через два года на голой, прогоревшей земле выросла новая улица.
В заключение рассказа о современной хохломе, о людях, их мастерстве, их характерах хочется сказать, как изменилась сама жизнь вокруг, быт, культура наших когда-то глухих лесных деревень.
Жили когда-то наши мастера в маленьких, полусгнивших избенках, вросших в землю, крытых соломой.
А теперь посмотрите на наши деревни! Большая часть домов новые, высокие, просторные, с верандами и с палисадниками. Загляните в наши дома. Вы увидите, что обстановка в них не уступает хорошо меблированной городской квартире. Полированная мебель, телевизоры, диван-кровати, шифоньеры, трюмо, серванты с красивой посудой, раздвижные столы, полумягкие стулья. Радиоприемниками и стиральными машинами никого не удивишь.
В центре Семинского сельсовета, на базе колхоза "Семинский" ведется строительство образцового поселка. Наш глухой, бескультурный в прошлом, отсталый, неграмотный лесной угол превратился в один из культурных центров Заволжья.
Но нет предела человеческому желанию делать свою жизнь еще лучше и благоустроеннее, как нет в искусстве предела совершенствованию. Задача будущих поколений хохломичей продолжать традиции дедов, отцов, матерей, вести наш уникальный промысел дальше и дальше...





.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +