Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

А. В. Красильников. "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"


Вернуться в начало книги >>

Продолжение книги...


За конным рядом шла торговля скотом. Здесь продавали коров, быков, телок. Рядом продажа овец-ягнят, которые лежат со связанными ногами на повозках. По левому крылу площади тянулся длинный ряд, где продавался лен, связанный в большие пучки - "куклы". Здесь более тихо. Скупщик чинно проходит вдоль ряда стоящих подвод, рассматривает на ощупь мягкость льна, пробует его на прочность, проверяет чистоту обработки и предлагает цену. После договоренности о продаже скупщик мелом ставит номер и цену на спине мужика и приказывает свезти лен в склад, который находится недалеко от торговой площади. По номерам на спинах у склада устанавливалась очередь, дожидавшаяся, когда придет время для взвешивания льна и получения расчета.
В щепном ряду выставлялись плетюхи, короба, корзины, лопаты, корыта, рубеля, топорища, решета, водоносные коромысла, лапти, плетенные из лыка, и т. д. Рядом с ними продавались бондарные изделия: кадки, бочки, деревянные ведра, ушата, лохани.
Следующий ряд был с гончарными изделиями, где были разложены на земле горшки, плошки, крышки, корчаги для кваса, глиняные рукомойники, формы для выпечки хлеба, детские свистульки.
Неподалеку обозный ряд: дровни, сани, телеги, тарантасы, колеса, клещи для хомутов, ступицы и обода для колес и т. д.
Немного в стороне - ряд с полуфабрикатами для хохломской окраски: семеновские ложки, ополовники, ковши, деревянные подносы, токарные изделия из дерева- блюда, чашки, поставки, солонки, бочата. Все это было еще не окрашено и потому называлось "белье". Тут же находился ряд с окрашенной продукцией, продававшейся в розницу населению и оптом - скупщику.
Был и булочный ряд, заваленный хохломскими заварными баранками, калачами, пирогами, городецкими пряниками, булочками.
Местные жители на хохломском базаре могли купить почти все необходимое.
Так выглядела в прошлом торговая Хохлома с ее шумными веселыми базарами. Приобретая на этих базарах товары, в том числе и изделия из дерева, окрашенные особым, только здесь принятым способом, скупщики отправляли их во все концы России.
В самом селе Хохломе ни красильного, ни токарного ремесла никогда не было.
В настоящее время село Хохлома - это культурный центр нашей лесной округи. Здесь клуб, библиотека, начальная школа, средняя школа с интернатом, детский сад, больница, столовая, три магазина. Теперь здесь застроены две улицы современными каменными жилыми домами, появилось много других построек. Но центр села еще во многом напоминает старую базарную Хохлому...

ЖИЗНЬ, РАБОТА, ОБЫЧАИ И НРАВЫ ХОХЛОМИЧЕЙ

Предания рассказывают, что в далеком прошлом в наших местах стоял дремучий лес, куда не пробиться было ни пешему, ни конному. Потом здесь начали появляться люди. Облюбовывали они себе местечки в самой глухомани, по лесным речушкам, которых здесь и в настоящее время множество (правда, сейчас они сильно обмелели, их затянуло илом и засыпало землей с оседающих берегов). Строили люди себе избы из добротной древесины, огораживались высокими бревенчатыми заборами, чтобы звери не могли их достать, и начинали раскорчевывать леса под посевы.
Шли годы, десятилетия. Прибавлялся народ. Образовывались новые селения. Появлялись новые семьи. Строились новые дома. Расширялись поля для посевов за счет лесных массивов. Откуда и когда прибыли в наши края эти люди?
Историки предполагают, что часть из них перебралась в нашу глухомань из центральных районов, спасаясь от непосильных поборов и жестокостей в царствование Ивана III и Ивана Грозного. Позднее, уже в XVII веке, сюда переселялись раскольники, не желавшие расстаться с порядками и обычаями старой веры и перейти в никонианство.
В наших местах так повелось: в одном селе или деревне жили и никониане, и староверы. В южной части села Новопокровского - никониане, в западной - староверы. В селениях Тонково, Воротилово, Виноградово почти все жители тяготели к расколу. А в деревне Хрящи почти все население ходило в церковь.
В самых глухих лесных местах староверы рубили свои кельи. А церковь строила монастыри - Осиновский, Белбажский, Высоковский.
Это разделение жителей по вере хорошо описано у Мельникова-Печерского в романе "В лесах", действие которого происходит именно в наших краях.
Люди церковной веры жили открыто, гостеприимно. Любого человека, даже незнакомого, здесь встретят как родного, пригласят в дом, накормят, напоят, приютят на ночлег. Если с человеком что случится в пути, обязательно окажут помощь. Молиться они ходили в храм божий. Там же крестили новорожденных, венчали молодоженов, хоронили умерших. Каждое такое событие отмечали торжественно. Если в селении справляется свадьба, то весь взрослый народ два-три дня пьет и гуляет. Народится ребенок - хозяин празднует крестины, приглашая на это торжество не только близких родных, но и соседей. При похоронах устраивали поминки с богатым обедом, на который приглашали все население деревни. За упокой усопшего мужикам подавали, кроме пищи, и водку.
Староверы жили замкнуто, необщительно, без всяких развлечений. Пришедшего в их дом человека дальше порога не пустят и тем более не позволят присесть на "красную лавку", находящуюся в передней части избы, в углу, где стоят и висят иконы. Если зашел в их дом голодный человек, не посадят за стол пообедать, не дадут напиться воды из своей посудины. Выезжая из дома в город, обязательно берут с собой свою посуду. В столовой пищу обязательно перельют в свою чашку и хлебают своей ложкой. Хлеб едят тоже только свой, домашний.
Вместо церкви у них были молельные дома. Вместо священника избирался старец, который и являлся главой паствы. Для моленья собирались в специальной одежде. У женщин должен быть черный длинный, до пола, сарафан. На голову они повязывали большой черный плат, распущенный по спине до самой поясницы. Староверы не венчали молодых, не крестили новорожденных. Умершего отпевали в том доме, где он умер. Хоронили на своем особом кладбище. По их законам девушка не имела права выходить замуж за парня не их веры. За ослушание она подвергалась проклятиям, и ей не разрешалось посещать дом родителей.
Но по тем же старообрядческим законам свекор мог сожительствовать со снохой или жить с другой женщиной, имея жену.
Места наши красивые. Протекает у нас река Узола. Ее название соответствует ее характеру. Она пересекает с севера на юг весь современный Ковернинский район и впадает в Волгу напротив Балахны. На своем пути река, петляя из стороны в сторону, образует "узлы". То ее русло отходит от прямой линии в сторону, на восток, то резко поворачивает в другую сторону, делая полукруг на юго-запад, и почти вплотную подходит к тому месту, откуда началась петля, как бы завязывая "узел". И так на всем пути до самой Волги...
А леса! Это целое богатство! Оно и привлекало первых насельников. Тут тебе и звери, и птица. Не ленись! Охота под боком - добывай лося, птицу, продавай пушнину, собирай ягоды, грибы.
А ягод у нас и теперь растет множество: и земляники, и черники, и брусники, клюквы, малины, гонобобеля и всяких других - черемухи, рябины, калины да и вишни в палисадниках!
И грибы! Для засушки - белый, подосиновик, подберезовик, масленок, шубника, сукорос. Для засолки - белый, черный и желтый грузди, груздь-скрипун, свинорой, рыжик, волнушка, сыроежка, шитики и другие.
Воздух в наших местах такой, что дыши полной грудью - не надышишься, особенно в то время, когда цветет черемуха, рябина, тополь, калина, сирень.
А уж запоют на разные голоса птицы,- не хочется в избе оставаться, особенно в раннее утро, перед восходом солнца, когда заливаются соловьи. Тут же, рядом, возле своей скворешни щелкает и поет гортанным голосом скворец. В лесу кукует кукушка, ворчит глухарь, щебечут ласточки, галдят неполадившие между собой воробьи, гулькают голуби, тенькают синички.
Может быть, потому, что природа так благотворно влияет на здоровье человека, у нас долго живут люди. Нередко можно встретить стариков, проживших 80 - 90 и даже 100 лет.
Однако, несмотря на замечательные природные условия, люди здесь до революции жили бедно. Земля плохая - песок да суглинок, в придачу множество камней, которые словно вырастают на полях. Урожаи снимали очень низкие. Своего хлебушка хватало только до Рождества Христова, то есть до 25 декабря по старому стилю. Именно поэтому здесь и было так сильно развито кустарное производство - ведь надо же было крестьянину как-то кормить семью...
Близость леса породила щепной промысел. Смекалка, находчивость, любовь к труду помогали людям брать от леса все, что было можно взять для дела. Здесь изготовляли из дерева почти все предметы, необходимые для жизни в деревне. Делали корыта, лопаты, кадки, бочки, деревянные водоносные ведра, ушата, лохани для помоев и бочата для меда. Для обоза изготовляли дровни, сани, кошевки, телеги, тарантасы с корзинами, плетенными из таловых прутьев. Из коры липы драли лыко. Из лыка плели лапти, ступни, пещера. Переделывали лыко на мочало, из которого вили лычные веревки, ткали рогожки, изготовляли решета и т. д. Из осины гнули коромысла, делали сетева и большие поставцы-лукошки для хранения разных круп и муки. Из дуба и ясеня гнули дуги. Даже кору деревьев употребляли в дело. Из бересты плели туески для сбора ягод, бураки для холодной воды во время летних полевых работ. Выгоняли деготь и смолу. Кору ольхи использовали для окраски пряжи. Из смоляных корней сосны выгоняли скипидар. Из лозняка плели корзины.
В работу шло не только дерево. Выделывали овчины и кожи, валяли из шерсти обувь, шляпы, войлоки. Был здесь и гончарный промысел - изготовляли горшки, плошки, корчаги для кваса, кашники, формы для выпечки хлеба. Среди кустарей, занимавшихся обработкой дерева, были и художники. Они раскрашивали клеевыми красками сани-кошевки, дуги, тарантасы и домашнюю утварь. Такое производство существовало в наших краях с давних пор и дошло до наших дней.
Кустарный способ производства и трудные условия жизни в какой-то мере объединяли людей, крепко связывали их друг с другом, приучали к взаимной выручке. Например, несколько семей объединялись и по очереди вывозили навоз со своих дворов в поле. Помогали вдовам, оставшимся после смерти кормильцев с кучей ребятишек,- по решению общества, закрепляли несколько хозяйств за маломощной семьей и обязывали их пахать, сеять, косить сено, заготовлять дрова. Или во время пожаров приходили на выручку погорельцам: помогали строить избу, давали на обзавод кто теленка, кто овцу, снабжали хлебом, одеждой. При низких урожаях трудно было сохранить до весны семенное зерно. Так создали общественную магазею, куда каждое хозяйство по осени делало свой вклад...
Народ в наших местах умел не только трудиться, но и весело отдыхать. Издавна было в обычае справлять все старинные праздники, а их насчитывалось много. Каждый большой праздник закреплялся за каким-нибудь селом. Справлять такие праздники собирались жители всей округи. Начиналось большое гулянье. Открывались базары. Торговать съезжались в основном бакалейщики с пряниками, конфетами, леденцами, орехами, семечками, баранками, сушеной воблой и разными сладостями.
На гульбищах устраивали игру в городки, в лапту, перетягивали канаты. Ни одно гулянье не обходилось без русской борьбы. Начинали, как правило, мальчишки по шести-семи лет. После первой схватки против победителя выходил мальчик постарше. И так смена за сменой, пока не включались взрослые. Заканчивали борьбу самые сильные и ловкие. В азарте схваток бывали и переломы костей - не без того...
А еще не могу не сказать, как у нас любят петь- и взрослые, и дети, и молодые парни, и девушки. На любом празднике вы услышите песни, в каждом доме и на улице. Звучат песни и в поле, и в лугах во время сенокоса, и в рощах во время прогулок, и в боровой глухомани во время сбора грибов и ягод.
Песни у нас не только любят, но и умеют замечательно петь их.
Запомнился мне один из вечеров. Был я тогда еще маленьким. Собрались молодые мужики и парни за самой околицей села, уселись на траву кругом. В середине круга запевалы - замечательные тенора - Павел Иванович Баронин и Тимофей Данилович Веселов. Запели они:
Вечерний звон, вечерний звон...
После их запевки включился многоголосый хор, а басы, подражая звуку колокола, повторяли только: "Бом! Бом! Бом!" Это было так красиво, что запало мне на всю жизнь! Вечер был тихий, и песня улетала далеко-далеко, так что, наверное, была слышна в соседних деревнях.
Вскоре к мужским голосам присоединились женские. Пели в тот вечер долго и много. Пели разные песни- и протяжные грустные, и веселые шуточные.
Вот запевалы завели песню про Степана Разина "Из-за острова на стрежень". Только закончили куплет, как ворвалась веселая припевка: "Девки по лесу ходили, любовалися на ель..." После короткой паузы голоса парней задорно выкрикивают: "Девушки, где вы?" Девушки отвечают: "Мы тута! Мы тута!" Один из парней бросает: "А где моя Марфута?" И ему в ответ женский хор: "Ее нету тута". А потом все вместе: "Ух-ма!" И тут же переход к другой припевке:
Растут веники на бане,
Шевелит комар ногами,
Муха печку истопила,
Чугун каши наварила,
Всех букашек пригласила,
Накормила, напоила,
Спать в постельку уложила-
Во! И боле ничего!
И вновь тянется следующий куплет. И снова веселые припевки. А потом поют грустную песню о молодой пряхе, которая "у окна сидит". И вдруг заводят разухабистую "Ах, вы сени мои, сени..."
Тут же в круг выходят плясуны, и начинается затейливый перепляс.
Умели наши лесные жители повеселиться не только в летнее время, но и зимней порой. Кто из стариков не вспоминает даже сейчас веселые вечеринки и посиделки?
Девичьи посиделки бывали простые и откупные. На простые собирались по очереди в один, потом в другой дом узким кругом, без приглашения подружек из других деревень. Приходили с работой: кто с прядильным гребнем, кто с вязаньем. Плели кружева или вязали иголками чулки, носки, вырежки, шарфы, вышивали полотенца, платки для подарка избраннику. На такие посиделки приходили и парни. Но настоящего шумного веселья здесь не было. Чтобы не помешать хозяевам дома, пели и разговаривали вполголоса. Сплясать под бренчанье балалайки могли только с разрешения хозяев.
Совсем другое дело откупные вечеринки! Парни и девушки всей деревни договаривались о посиделках и шли на поиски подходящего помещения - просторной избы. Рядились с хозяевами о плате за откуп помещения на три дня. Рассчитывали, сколько денег придется с каждого. Девушки вносили в два раза меньше, чем парни, но зато на них возлагались другие заботы: подмести пол, протереть от пыли лавки, окна, двери. Из комнаты убирали все: стол, шкаф, кухонную утварь, посуду, одежду, снимали даже доски от полатей, висевших под потолком. Хозяева сданной комнаты всей семьей жили в эти дни в дворной бане.
На такие откупные вечеринки приходила молодежь из других деревень.
Девушки надевали лучшие платья, повязывались вышитыми по кромкам платками, обувались в новые, с подковыркой, раскрашенные по верху лапотки. Приходили они на этот раз без рукоделья, рассаживались вдоль стен на лавки, оставляя середину комнаты для танцев.
Двое суток гуляет и веселится молодежь. На третий день девушки проводят полную уборку откупного помещения. Моют не только полы, но и стены, и потолки, перегородку, окна, двери, чтобы нигде не осталось пыли и грязи. Потом приглашают хозяев, что означает окончание веселья.
А в это время в другом селении уже идет подготовка к следующей вечеринке. И так весь мясоед, до самой масленицы!
И как тут не рассказать о нашей северной масленице? Идет последняя неделя мясоеда, конец зимних развлечений и проводы русской зимы. Это неделя бурных веселых игр. К пиршествам, в которых участвовало все население, загодя готовились, постепенно запасая мед, варенье, патоку, чтобы подсластить ими блины, без которых масленица потеряла бы свою праздничность и смысл. Закупали разные закуски, пряности и крепкие напитки.
Широкое празднование начиналось с половины недели. Оно открывалось сбором веселящегося народа в более крупных селениях и обязательно сопровождалось катанием на лошадях.
В четверг в деревне Рыжухино устраивались гонки по льду Узолы. Зрелище было прекрасное! Узола, покрытая льдом, была как бы дном большой арены, а берега ее - местами для зрителей. Отсюда было видно все: заезды лошадей, девушки, стоявшие по обе стороны дороги в ожидании приглашения прокатиться, катающиеся на лошадях парни в обнимку с девушками, их поцелуи тайком от зрителей и подвыпившие мужики, развалившиеся в дровнях и горланившие песни.
К вечеру гульбище заканчивалось, и все разъезжались по своим деревням. А на следующий день все повторялось в Скоробогатове.
Но особенно празднично было в субботу в Новопокровском. Здесь открывалась небольшая ярмарка.
Еще накануне, в пятницу, парни и молодые мужики строили в середине села каркасы из жердей для ларьков. Зная, что на катание народу приедет много и все не вместятся в один круг, с вечера запрягали в дровни несколько лошадей и обминали снег, делая проезжую дорогу в поле, образуя второй круг.
В субботу с раннего утра начинают съезжаться гости. Первыми прибывали торговцы. На готовые каркасы натягивались брезентовые полога, устраивались прилавки, раскладывались, расставлялись, развешивались товары, и ярмарка открывалась.
К полудню съезжалось столько народу, что все проулки между домами заполнялись разряженными лошадьми, запряженными в сани, кошевки, пролетки и просто в розвальни.
Но, конечно, больше всех забот было у хозяек. Задолго до рассвета в каждом доме уже топились печи. Варили, парили и жарили, пекли пироги и блины.
С полуден начиналось массовое катание. Народ сплошной стеной стоял по обеим сторонам улицы. В воздухе - гул как в растревоженном пчелином улье.
Если всмотришься в сплошной поток движущихся лошадей, то сразу поймешь, что здесь живут художники: сани, кошевки ярко расписаны разными красками и разными узорами, раскрашены дуги и оглобли. Представляете, какое это было зрелище!
Воскресенье - последний день масленицы. Его отмечали катанием в селе Хохлома. Но там собирались в основном люди молодые - парни и девушки. Пожилой народ оставался дома, чтобы совместно пображничать и попеть песни. А на улице по размятой снежной дороге катали детей. Запрягали лошадей в большие розвальни, сажали в них кучу малу ребятишек и возили по большому кругу в поле. Зимний чистый воздух наполнялся звонкими детскими голосами.
Прошел и последний день масленицы. Но веселье еще не закончилось. Оно снова перенеслось из домов на улицу. Как только солнце начинало заходить за верхушки леса - зажигались костры. Собиралось все население деревни - и стар и мал. Пожилые рассаживались на принесенные с собой скамейки вокруг костра. Лузгая семечки, вели оживленные разговоры, обменивались новостями или вспоминали былое. А молодежь продолжала веселиться. Тут тебе и пляска, и шуточные песни, и борьба в снегу, и "война" снежными комьями. Кто-то принес рогожу, и сразу началась новая игра - хватали молодоженов, сваливали жениха и невесту друг на друга, завертывали в рогожу и давай катать по снегу с шутливыми приговорками и пожеланиями прожить долгую счастливую жизнь и побольше народить детей. Далеко за полночь продолжались обычно проводы масленицы...
Но игры играми, веселье весельем, а все-таки главное, что пронизывает историю, жизнь, быт моих земляков с давних времен и по сию пору,- это уникальный, единственный в мире промысел по росписи деревянных изделий.

КАК ПОЛУЧАЕТСЯ ХОХЛОМСКОЕ "ЗОЛОТО"

В старом крестьянском быту много вещей изготовлялось из дерева: и ложки, и ополовники, и блюда, и чаши. Пользоваться ими в неокрашенном виде было неудобно. Ложка шершавая, царапает губы и язык, а то и оставит острую занозу. От влаги, и особенно от горячей каши, древесина расслабляется, образуются трещины, в них набивается пища, начинается загнивание. Неокрашенные изделия недолговечны.
Значит, надо их чем-то покрывать. Но чем? Клеевым раствором? Но от кипятка или горячей пищи клеевая пленка слезет, как шкурка с вареной картошки.
Использовать льняное масло? Но для того, чтобы получить твердую устойчивую пленку, нужно ждать очень длительное время - невареное масло может затвердеть только через 30 - 40 дней. А чтобы пленка была устойчивой, потребуется нанести не менее трех слоев масла. Так что надо затрачивать 90 и более дней для окраски одного изделия! Это невыгодно для массового производства.
Вероятно, наши предки пробовали то одно, то другое, что-то заимствовали у других, от чего-то отказывались, пока не научились делать деревянную посуду прочной, долгожизненной, блестящей, покрытой устойчивой золотистой пленкой.
Кто открыл секрет хохломского "золота", мы не знаем и никогда не узнаем. Вероятно, способ лакового покрытия возник не сразу, претерпел большие изменения. Он вызван был потребностью крестьянского быта.
Выработанная за многие десятилетия технология в основных чертах и этапах сохраняется и по сию пору в условиях фабричного производства. Эта технология состоит из сложного комплекса различных процессов, следующих строго один за другим.
Первый процесс - просушка полуфабрикатов.
Полуфабрикаты, поступающие в красильное производство, изготовляются из сырой или незначительно провяленной древесины, поэтому перво-наперво следует их просушить, удалить из них влагу. Не то по ним пойдут трещины, масляная грунтовка не соединится с водой и не скрепится с древесиной даже при просушке загрунтованных изделий в печи.
Сушат изделия тремя способами.
В закрытом помещении, без добавления горячего воздуха. Такая просушка самая надежная. Но она требует длительного времени - до нескольких месяцев.
В теплом помещении с температурой 20 - 25' изделия раскладываются на досках, которые ставятся на перекладины, на высоте 1,5 - 2 метра от пола. В таких условиях изделия высыхают за 12 - 15 суток. Над горячей печью в специальных кожухах с герметически закрывающимися дверками. Здесь просушка длится 7 - 8 суток.
Второй процесс обработки - грунтовка-вгонка.
Грунтом необходимо закрыть все поры в древесине и создать водонепроницаемую корку.
Вероятно, перед нашими предками-мастерами вставал вопрос: что применять для грунтовки? Из чего сделать состав?
После долгих поисков стали применять обыкновенную глину темно-коричневого цвета, залежи которой в больших количествах находятся на берегу Волги, недалеко от Городца. Эта глина жирная, с незначительными примесями песка, устойчива к высоким температурам, легко растворяется в воде. Такую глину хохломичи называют вапом. От этого названия происходит и слово "вапление", что означает всего лишь грунтовку. Вапом пользуются и в современном производстве хохломских изделий.
Глиняный раствор изготовляют следующим образом. В посудину наливают воду, лучше теплую. Всыпают глину, дают небольшую выдержку, чтобы глина в воде размякла. Рукой разминают комочки, и глину размешивают с водой до жидкого состояния. Правильность изготовления раствора определяется простым способом: смочить в растворе палец, стряхнуть с него на доску капельку массы. Если капелька взошла пузырем и лопнула - состав готов для дела. Если капелька расплывается - состав жидкий, если капелька вспузырилась, но не лопнула - состав слишком густой.
Изготовив раствор, мастер берет в правую руку свернутый в комок лоскут овечьей шкурки, смачивает его раствором и плавными движениями обмазывает стенки изделия жирным слоем. Затем дается небольшая выдержка, чтобы раствор впитался в древесину, и снова наносится слой состава, но уже менее жирный.
Вапленые изделия ставят на досках на перекладины под потолком, и они находятся там до полного засыхания глиняной корки.
Как только вап высохнет, начинается промасливание. Свернутым в комок льном или шерстяным лоскутом, смоченным льняным невареным маслом, легкими движениями, нежирным слоем обмазывают все места предмета, покрытые глиняной массой. Затем вновь небольшая выдержка для того, чтобы масло соединилось с глиняным раствором. После этого наступает последний этап вгонки - шлифовка, чтобы втереть-вогнать в поры промасленную массу и удалить с поверхности изделия песчинки и излишки массы, не впитавшейся в дерево. Для шлифовки используются мягкое лычное мочало - при первом протирании и льняное отрепье - для окончательной полировки.
Вгонные изделия ставятся на досках в печь на 4 - 5 часов при температуре 180'.
Далее следует третий этап обработки - шпатлевка- замазка. Шпатлевка заделывает неровности, оставшиеся после работы токаря, закрывает сучки, сросшиеся с древесиной, и мелкие трещины на торцах изделий.
Шпатлевка изготовляется самими красильщиками из вапа, смешанного с масляной олифой.
Глину просушивают до полного удаления из нее влаги. Сухую комкообразную массу измельчают в порошок, просеивают его в частое сито, не пропускающее даже мельчайшие песчинки. Глиняную пыль смачивают олифой и замешивают - так хозяйка месит пресное тесто для лепешек. А чтобы тестообразная масса стала более вязкой и эластичной, ее расколачивают колотушкой на доске.
Когда замазка готова, мастер берет небольшой комок, накладывает его на нужное место и большим пальцем притирает к древесине. Затем скребком осторожно удаляет излишнюю массу, оставшуюся на стенке изделия.
Небольшим тампоном, слегка смоченным в воде, можно загладить замазку и затереть ладонью. Замазанные изделия снова ставят в печь с невысокой температурой для подсушки.
Как видите, вап незаменим в хохломском производстве. Из этой глины наши деды изготовляли светло-коричневый краситель, которым заменяли дорогую ртутную киноварь.
Способ изготовления красителя из вапа очень простой. Глину всыпают в посудину до половины ее вместимости и заливают до верха водой. Когда глина растворится, ее перемешивают с водой до образования жидкой массы. Затем оставляют раствор на время, чтобы масса осела на дно посудины. После этого осторожно сливают воду, а осевшей глине дают просохнуть. Потом с нее осторожно, чтобы не затронуть осевший на дно песок, снимают верхний слой. Массу высыпают на железный противень, ставят на горящие угли в печь, где глина должна хорошо прокалиться, до бело-красного цвета. Затем ее охлаждают и растирают до порошкообразного состояния и просеивают через сито . Порошок смачивают олифой и растирают до сметанообразной массы. После этого краска готова к употреблению.
Четвертый этап в процессе обработки изделий- очень важный - это получение светлой масляной пленки.

Продолжение книги... >>






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +