Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

А. В. Красильников. "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"


Вернуться в начало книги >>

Продолжение книги...


Олифа для покрытия изделий изготовляется из льняного масла, вскипяченного при высокой температуре с добавлением свинцового сурика как сушащего вещества и печной золы от сгоревшей хвойной древесины как щелочного, нейтрализующего средства против вредных белков, остающихся в масле от растений торицы и рыжика.
Раньше олифу из льняного масла готовили так. В чугунный котел на три четверти вместимости вливали масло. Котел подвешивали над костром. В кипящее масло всыпали свинцовый сурик в пропорции один к сорока и такое же количество просеянной золы. Все это перемешивали с кипящим маслом железным ковшиком, насаженным на удлиненную деревянную ручку. Серая пена по мере кипения снималась тем же ковшиком. Кипячение продолжалось 2,5 - 3 часа, пока сурик полностью не растворится в масле и не перегорит. Затем огонь под котлом уменьшали, и олифа доводилась на слабом огне. Готовность определялась образованием на поверхности масла тонкого слоя светлой пленки с радужными переливами.
Теперь олифу надо остудить и осторожно, чтобы не потревожить осевшую на дно золу, слить в другую посуду (чугунок, глиняный горшок).
Чтобы масло довести до высокого качества, горшки или чугуны с ним ставят в горячо натопленную печь, где оно "чередится" в течение 4 - 5 часов.
Для образования пленки олифа наносится тремя слоями. В промежутках между очередными мазями изделия подсушиваются.
Покрытые олифой изделия ставятся на досках в теплое место на 3 - 4 часа, чтобы пленка несколько затвердела, а наложенные слои олифы плотнее соединились между собой. А уж после этого олифленное изделие ставится в печь с температурой 80 - 90' для подсушки пленки до образования в ней совсем слабого отлипа.
Так мы дошли до пятого процесса обработки - полуды, то есть нанесения серебристого покрытия.
Сейчас полуда производится алюминиевым порошком путем втирания. В прошлые времена создавали серебристое покрытие из олова, так как тогда алюминиевого порошка в России не было, он начал поступать в наши края в конце XIX века.
Неискушенному человеку покажется странным и неправдоподобным - дерево лудят оловом!
В народе знают о применении олова при полуде медных изделий, когда олово расплавляют докрасна раскаленным паяльником. Но здесь дерево, оно может загореться! Да, дерево обязательно загорится от прикосновения к нему накаленного паяльника и расплавленной массы олова. Но в том и секрет хохломичей, что они применяли для полуды олово в холодном виде. Попытаемся раскрыть эту тайну, которая длительное время держалась в строгом секрете, и знали об этом очень немногие люди из родовых семей мастеров-красильщиков.
Брусковое или прутовое олово разрубали на мелкие кусочки, всыпали их в чугунный или глиняный ковшик и ставили в печь, на угли. Олово расплавлялось до жидкого состояния. Расплавленную массу сливали в чугунную или глиняную плошку и быстрыми движениями глиняным пестиком растирали массу в мелкие крупинки, не давая возможности ей осесть на стенки посудины и образовать слиток.
Остывшие мелкие крупинки высыпали на большую отполированную каменную плиту, смачивали чистой холодной водой и полукруглым камнем-кураном, отполированным с одной стороны, растирали крупинки до жидкого сметанообразного состояния. Жидкую массу смывали с плиты водой в посудину, которую ставили на сутки в теплое место, чтобы дать возможность оловянной массе осесть на дно. На следующие сутки воду осторожно сливали, а массу в посудине, теперь уже без воды, снова ставили в теплое место до полного высыхания. На подсохшем олове образуется корка, которая легко растирается в порошок. Вот этим порошком и лудили изделия, нанося его "куколкой", напоминающей по форме гриб с толстым корнем.
Вот и весь "секрет" изготовления оловянного порошка, которым производили полуду.
Но мы до сих пор не раскрыли главную тайну, а она в свою очередь хранит в себе другие секреты.
Полученный порошок в таком виде не пристанет к масляной пленке и тем более не даст белозеркального, серебристого цвета. Чтобы оловянный порошок соединился с пленкой, при растирании оловянных крупинок на плите в них добавляли небольшое количество камеди (гуммиарабика) как связующее вещество. А для того чтобы оловянный порошок при соединении с пленкой давал нужный цвет, вместе с камедью добавляли мышьяк (беляк) в пропорции одна двухсотая доля к весу олова.
Здесь снова возникает недоуменный вопрос. Как же так: мышьяк - отравляющее вещество, а изделия, луженные таким порошком, используются в быту? Разве не может случиться отравление?
Оловом лудили более 100 лет, и за это время не было ни одного случая отравления. Почему? Да потому, что на полуду изделия расходуется порошка мизерное количество. Фунтом олова, превращенного в порошок, покрывается несколько тысяч изделий. А мышьяка на это пойдет настолько малое количество (как говорится в народе, капля в море), что оно не окажет никакого вредного действия на организм человека. И еще - луженые и раскрашенные изделия покрываются пятью слоями олифы и лака. Создается тем самым как бы бронированная пленка, которая закаливается в той же печи при температуре 150' в течение 25 - 30 минут, а затем снова 4 - 5 часов засушивается до твердого состояния. Так что если бы и оставалось что-нибудь ядовитое от полуды (чего не может быть), сквозь слои такой пленки оно не в состоянии было бы пробиться наружу.
Наконец мы добрались до следующей операции- художественной раскраски изделий.
Покрытые серебристой полудой изделия поступают в художественный цех, где мастера расписывают их. Затем они передаются для окончательного завершения к мастерам-отделывальщикам, которые наводят неширокие красные пояски, подкрашивают "коковки" крышек и шейки ножек у солонок и ваз, "подмумривают" донца и т. д.
Отделанные изделия снова ставят в печь для просушки красителей и закрепления пленки на 4 - 5 часов при температуре 150'. Эта операция называется "тушевкой".
Предпоследняя операция - лачение. Мастер-лачильщик наносит пять слоев олифы и лака с промежутками, нужными для затвердения образуемой пленки. По окончании лачения изделия на досках ставятся в теплое место на 3 - 4 часа для выдержки и более прочного закрепления пленки.
В настоящее время применяется лак № 4 "с", получаемый от промышленности в готовом виде. Он освоен в хохломском промысле не так давно, примерно лет 20 тому назад. До этого времени специальный лак изготовляли сами красильщики, по своему методу, из масляной олифы с добавлением в нее яри-медянки.
Ярь - это окись меди. Она образуется от воздействия паров уксусной кислоты и воздуха на медь. Приготовляется ярь на промышленных предприятиях ряда западных стран. Например, имелась английская ярь-медянка. Ее состав 2Cu(C2H3O2)2COO.
Ярь венецианская представляет по своему химическому составу уксуснокислую медь Сu(СН2СОО) 2+Н2О.
В далекие времена не так-то легко было достать заграничную ярь, особенно в лесной глухомани. И наши предки нашли другой способ ее изготовления. Этот народный способ прост и доступен, не требует особых устройств и затрат. В четырехугольные деревянные ящички закладываются попеременно медные листы и шерстяные лоскуты, смоченные уксусной кислотой. Прежде чем укладывать медные листы в ящички, их также нужно предварительно смочить раствором или уксусной кислоты, или уксуснокислой соли, а затем подсушить при невысокой температуре. Через 2 - 3 дня шерстяные лоскуты нужно снова смочить свежей кислотой и так делать до тех пор, пока не образуется слой маленьких зеленых кристаллов. Как только это будет заметно, шерстяные лоскуты нужно перегородить от медных листов лучинами так, чтобы воздух имел доступ между ними.
Вся операция наращивания на листах яри длится 6- 8 недель, пока листы не покрываются сравнительно толстым слоем кристаллов. После этого кристаллы счищают с листов меди. Ярь размешивают с водой или уксусной кислотой в однородную массу и плотно накладывают в кожаные мешочки, которые оставляют на солнце до тех пор, пока краска не затвердеет.
Теперь изготовить лак просто. Растворив предварительно в ковшике ярь с олифой, эту смесь выливают в горячую олифу и перемешивают. Затем посудину ставят в печь с высокой температурой, чтобы ярь окончательно растворилась в олифе. И лак готов.
Остается последняя операция - закаливание лаковой пленки.
Здесь мастер-печник ничего не добавляет к тому, что уже выполнено его товарищами. В его обязанность входит следить за температурой печи (150') и точно выдержать время, потребное для образования на лаковой пленке нежного золотистого цвета. Затем закаленные изделия охлаждают и снова ставят в печь для окончательной просушки пленки, то есть до полного удаления на ней отлипа.

ЗОЛОТЫЕ ТРАВЫ ХОХЛОМЫ

Все исследователи хохломской росписи сходятся на том, что сначала появился несложный по рисунку травный орнамент с применением всего лишь двух красителей - красного и черного.
Роспись травными узорами называется "верховым письмом". Рисунок наносится на поверхность серебристого покрытия. А по-нашему, по- местному, такая раскраска называется "простая роспись", потому что здесь сам рисунок чрезвычайно прост. Изображаются только травка да осочка. Но в том и заключается особая привлекательность этого искусства, что художники создавали и создают из отдельных травинок и осочек весьма разнообразные, оригинальные, законченные по своей композиции орнаменты. Хохломские орнаменталисты - это виртуозы своего дела. Когда вы посмотрите на руки мастера-художника, то уже не сможете от них оторваться. Под мягкими грациозными движениями пальцев, вооруженных нетолстой кисточкой (для каждого цвета своя), перед вами как при замедленной съемке в кино рождается в плавном ритме рисунок орнамента, сначала его основа, а затем на ваших глазах эта основа начинает наполняться подробностями, расцветает, оживает. Наблюдая за работой мастера, вы чувствуете необыкновенную уверенность в каждом, иногда почти незаметном движении его руки, видите, что перед вами раскрывается таинство искусства. В особенности поражает безошибочность и четкость всех движений, когда пишется так называемая травка - рисунок из легких, слегка изогнутых травинок. Эти травинки объединяются в кустики. Из травинок составляется целый ряд постепенно уменьшающихся и изгибающихся кустиков, расположенных вокруг воображаемого стебля. Травка возникает под кистью мастера как будто непроизвольно и так красиво и плавно, что взгляд ловит уже законченную композицию. В хохломе существует много орнаментов, созданных на основе травных мотивов.
Возьмем для примера "пряник". Он пишется на донце чашки, блюда или тарелки. Как он создается? Красной краской, толстыми линиями наносится квадрат, похожий на пряник, лежащий на дне тарелки. Это основа будущего рисунка. Дальше начинается "разживка". Внутри квадрата вперемежку красной и черной красками ложатся стебли травки с концами, загнутыми в полутрубку. С наружной стороны квадрата, от его уголков, проходят изогнутые тонкие линии, наведенные красной краской, как бы соединяя и скрепляя углы "пряника". И снова пишется травная "разживка". Завершается рисунок круговой "разживкой". Черной и красной красками кладутся тонкие мазки, напоминающие куриные лапки.
На наружной стенке чашки, согласно правилам хохломы, создается уже совсем другой, также весьма своеобразный рисунок. Красной краской наносится сравнительно широкий поясок. По пояску производится "разживка" черной краской с изображением ромбиков, рубчатых квадратиков и спиралей.
Края чашки обводятся красным пояском. Донце подкрашивается светло-коричневой краской - мумией.
Мы описали только один вид рисунка, но роспись травчатых орнаментов очень многообразна, можно сказать, безгранична по возможностям. Здесь большое поле для проявления фантазии мастера.
Верховое письмо имеет свою красоту и достоинства. Оно не закрывает серебристое покрытие, которое под слоем лака после закалки образует золотистый фон.
Простое верховое письмо не только применяется в настоящее время, но имеет большой успех. Травчатый орнамент не забыт, наоборот, получил развитие. Он существует и применяется в росписи как самостоятельно, так и в самых сложных композициях при фоновой раскраске.
На ложках и ополовниках применяется более упрощенная раскраска - "крапка". Круглая пластинка из гриба-дождевика, который растет на лугах, или из фетра с вырезами угловатых ячеек, нашитая на пальцеобразную куколку, - вот и все приспособление к этому виду раскраски.
Пластинку, смоченную в черной краске, прикладывают, как штампик, к полуде внутри и снаружи хлебка ложки или ополовника, где и остается черная крапка. На середине хлебка кистью наносят под углом два красных мазка, утончающихся по концам и соединенных между собой в основании. Кромки хлебка ложки или ополовника обводят нешироким красным пояском. Коковки закрашивают черным или коричневым цветом.
Для большего эффекта производят простую разживку в виде ягодки красной смородины, наносимой с помощью тычка в середину черной крапки. Такая окраска называется "под ягодку".
Во второй половине XIX века начала появляться многоцветная роспись. К красному и черному цветам добавились зеленый, желтый и коричневый. Это значительно обогатило орнамент, сделало изделия более яркими и привлекательными.
В хохломской окраске употребляются только те красители, которые выдерживают высокую температуру: голландская сажа, ртутная киноварь, изумрудная зелень, лимонный или светло-желтый крон, светло-коричневая мумия и охра.
Применяя в росписи новые виды красителей, художники не отказались от своего традиционного травного орнамента, они только ввели в него дополнения.
Переход от простой двухцветной росписи к более сложной составил длительный период. Он начинается постепенно с простого рисунка, который у нас называется раскраской "под листок". Такой рисунок напоминает небольшую веточку с ягодами красной смородины. Создается этот рисунок следующим образом.
Тычками наносятся на полуду пять красных ягодок, а рядом с ними кистью исполняются пять небольших листочков, три из них зеленые, а два желтые, размещенные сверху и снизу ягодок. В верхней части ягодной кисти черной краской изображается раздвоенный стебелек. От стебелька и между листочками протянуты изогнутые черные тонкие усики. На усики тычком насаживаются маленькие черные ягодки. Вот и все элементы этого орнамента. Роспись "под листок" может сочетаться с травными узорами. Тогда вместо тонких черных усиков делают разживку цветными красителями: зеленым, красным, коричневым в виде изогнутых лепестков травки. На более крупных изделиях вместо ягод красной смородины наносятся вишня, крыжовник, клубника, земляника и даже виноград. Такая роспись трав в смеси с ягодами- плодами существует и в настоящее время.
Все вышеописанные виды росписи - это так называемое "верховое письмо", так как здесь на серебристое покрытие наносится кистью орнамент, в окончательном виде преобладает золотой фон, а орнамент, действительно, идет как будто поверх этого фона.
Кроме "верхового письма", хохломские художники применяют и другой вид росписи - так называемое "фоновое письмо". При "фоновом письме" получается как бы обратный эффект. Золотой фон исчезает под слоем красок, золото блестит только в орнаменте.
Делается это так. Черной краской кисточкой по полуде рисуется контур орнамента, который в дальнейшем оживляется деталями, и затем весь фон, окружающий этот орнамент, закрашивается какой-либо краской: черной, красной, зеленой или коричневой. По цветному фону наносится разживка в основном травными узорами.
К фоновому письму относится еще один своеобразный вид росписи - "кудрина". Это интересная, красивая, богатая композиция. Орнамент здесь, действительно, "кудрявится". Эта манера создает большие возможности для художника. В "кудрине" от основания корня во все стороны идут ответвления изогнутых завитков, образующих как бы цветок. По наружным сторонам завитушек- кудрин дается разживка тонкими штриховыми линиями. Вокруг основного золотого цветка наносится фон красного, зеленого или коричневого цвета.
Такая роспись красива. В ней с сочетанием красок хорошо гармонирует блестящая, золотистая пленка.
В самом конце прошлого века появился еще один вид росписи, так называемый "переплет". Его внесли художники, подражавшие орнаментам Древней Руси. Он наносился преимущественно на крупные, плоские предметы: на личины столов, сиденья стульев, табуреты, подносы.
Это были очень сложные по своему строению орнаменты. "Кишечный переплет", как в шутку этот вид росписи называли мастера, представлял собой целый лабиринт запутанных и переплетенных между собой линий, в которых даже опытный художник разбирался с трудом, стараясь сохранить и не перепутать сложнейшие переплетения. Такая роспись не гармонировала с главным в хохломе - с травными узорами.
А кроме того, переплетный орнамент наносился на предмет калькированным способом, по-нашему, по-местному, трафаретным. При таком виде росписи ничего нельзя было добавить к тому, что содержалось в рисунке, изображенном на бумаге. С бумаги он переводился на изделие с помощью припороха. Это противоречило приемам хохломичей писать по своему усмотрению, убивало творческую мысль и привычку создавать в росписи новые, неповторимые орнаменты. Поэтому переплетная роспись не получила в нашем промысле широкого применения.
Нужно отметить, что при росписи крупных плоских предметов применяется и сейчас калькирование орнамента, когда рисунок дается ведущим художником, сделавшим предварительный эскиз на бумаге. Способ калькирования тот же, что при переплетной росписи. Написанный карандашом на бумаге оригинал прокалывается иголкой. Бумага накладывается на поверхность предмета, затем куколкой с плюшевой нашивкой, натертой порошком киновари, осторожно, плавными движениями водят по бумаге. В проколотые иглой ячейки киноварь проходит на полуду, оставляя контур рисунка, основу композиции задуманного орнамента. Но даже в том случае, если основа орнамента переводится на предмет, классическая травная разживка делается непосредственно от руки. Эти дополнения и вносят свежесть и красоту в законченный орнамент.
В искусстве хохломы прослеживается всего два вида письма - верховое и фоновое. А как многообразно впечатление от хохломской росписи! На первый взгляд кажется, что на любом изделии роспись совершенно оригинальна и что такой росписи не приходилось видеть. И это действительно так и есть.
Мастер, с юных лет приобщившийся к этому делу, свободно и легко, уверенной рукой наносит на предмет рисунок на глазок без всякой предварительной заметки, но этот "глазок" настолько опытен и верен, что никакой ошибки быть не может.
Высокохудожественная роспись требует от мастера вдумчивости, сообразительности, широкой фантазии, умения правильно произвести разбивку и подобрать для этого нужные краски. Не случайно поэтому до 20-х годов настоящего столетия было так мало мастеров, владеющих высокохудожественной росписью. Их круг составляли всего несколько семей. Только после 20-х годов начали появляться художники, прошедшие школу обучения у старых мастеров - у Николая Григорьевича и Анатолия Григорьевича Подоговых, у Федора Федоровича и Степана Федоровича Красильниковых. Это была первая более или менее организованная подготовка молодых кадров, из которых в дальнейшем вышли замечательные мастера художественной росписи. К ним относятся Федор Андреевич Бедин, Александр Георгиевич Тюкалов, Иван Дмитриевич Смирнов, Андрей Семенович Тюкалов, Федор Николаевич Подогов, Яков Дмитриевич Красильников. В свое время к ним причисляли и меня.

В КАБАЛЕ У СКУПЩИКА

Уже в первой половине XIX века известность хохломских мастеров по окраске деревянных изделий была столь велика, что их продукция находила большой спрос.
Обычно с наступлением зимы начиналась самая горячая пора в деревнях Скоробогатовской волости. Почти в каждом доме стучали топорики, шуршали скобели и рубанки, визжали пилы, скребли резцы. Люди при свете лучины мастерили разные изделия из древесины, окрашивали их и везли на базары, чтобы на вырученные деньги купить муки, крупы, запастись сырьем, красителями, маслом.
Кустарю не обязательно было самому везти свой товар на базар. Он мог сбыть его на месте, запродав целую партию скупщику. У него же он мог получить и все нужные ему для работы материалы и продукты питания. Скупщики обычно выделялись из среды наиболее состоятельных владельцев мастерских. Они были своеобразными "организаторами" производства, разбросанного по многим деревням. У токарей они закупали "белье" и раздавали его по красильщикам, у красильщиков брали готовые изделия и отвозили их или на местные рынки, или на крупные ярмарки, сплавляли даже вниз по Волге, в Азию, переправляли в столицы. На этом скупщики наживали большие "тысячи", ставили по деревням крепкие дома и врастали в производство, подчиняя себе мастеров, работавших на них. Их удачливость, оборотистость, даже можно сказать, смелость производили сильное впечатление на крестьянскую массу. Истории их обогащения обрастали фантастическими деталями и превращались в своего рода деревенские предания.
В Новопокровском и сейчас стоит двухэтажный красного кирпича дом купцов Кузнецовых. Вот как до нас дошла история их "возвышения".
В деревне Большие Бездели в середине прошлого века жил мужичок Евстигней Петрович Кузнецов. Ничем особым он не выделялся, и его попросту, по-деревенски, называли Евстигнейко. Ростом он был невысок, не обладал и крепкой физической силой, но его все побаивались. Он был злопамятен, груб в обращении, хитер и нечистоплотен на руку. В народе о нем ходили разные темные слухи. Когда-то он занимался ямщиной и имел две лошади, перевозил пассажиров по тракту, идущему от Городца до Макарьева. Но в одно время вдруг бросил ямщину, продал лошадей и скрылся из деревни. Куда? Об этом никто, даже родные не знали.
Перед отъездом он закупил порядочное количество расписных блюд, взял их с собой, наняв для их перевозки две подводы.
Вернулся Евстигней домой через год богатым человеком, одетым по-городскому, в костюме-тройке, суконных шароварах, на ногах лакированные сапоги, на груди толстая серебряная цепочка с часами. Он никому не говорил, где был и что делал. Но в народе пошли слухи, что он занялся торговлей, и что где-то в городе у него появился свой магазин, и что деньги у него оказались в результате ограбления пьяного купца, которого он вез из Городца.
В один из воскресных дней Евстигней решил удивить народ и доказать, что из простого Евстигнейки он стал Евстигнеем Петровичем - богатым человеком. Он устроил угощение для всей деревни за свой счет. Поставил три ведра водки, бочонок пива и обильные закуски.
Пейте! Гуляйте, мужики! Мало будет, еще добавлю. Не поминайте меня лихом! - расхаживая среди односельчан, хвастливо покрикивал он.
Веселье справляли на лоне природы, на небольшом островке за речкой Ройминкой. Этот островок всегда был излюбленным местом для деревенских развлечений. Выпить и повеселиться, особенно за чужой счет, собрались все мужики деревни. Вначале кое-кто стеснялся, не понимая, к чему клонит Евстигней. К выпивке относились осторожно. Но к вечеру все равно не устояли против соблазна и вместе со всеми под бренчанье балалайки горланили пьяные песни.
Евстигней знал, что делал. Он выполнял давно задуманный план и начал с того, что стал уговаривать красильщиков, чтобы они свои изделия не возили на рынок, а сдавали ему. Для этой цели он стремился задабривать в первую очередь более бедную прослойку кустарей. Помогал им приобретать полуфабрикаты, масло, красители. Одалживал деньги на покупку продуктов или на одежонку для детей. Токарям оказывал содействие в постройке токарок и приобретении древесины. В течение одного лишь года ему удалось привлечь на свою сторону большое количество как красильщиков, так и токарей. Полученную от красильщиков продукцию он не возил для продажи на местные рынки, а складывал в амбар, делая большие запасы. Особенно охотно закупал крупные чашки и блюда.
Многие кустари недоумевали: для чего, мол, Евстигней бережет такое большое количество окрашенных изделий?
Но вскоре все прояснилось.
В один из осенних дней, когда уже было достаточно снега, чтобы ездить на дровнях, к дому Евстигнея подъехали на пятидесяти подводах незнакомые мужики и начали грузить заготовленные блюда и чашки, уложенные в плетеные короба. Погрузкой руководил Макар Стрельцов, разбитной мужичок из деревни Попово, что в пяти километрах от Безделей.
Через сутки весь обоз, растянувшийся на полверсты, выехал из деревни и направился к Нижнему Новгороду. Два года ничего не знали о дальнейшем судьбе Евстигнея и о подводах с товарами. Никто из уехавших не возвращался и не появлялся в здешних краях, как будто в воду канули, и только в начале третьего года вернулся домой в Попово Макар Стрельцов. Он и рассказывал, куда и зачем они ездили. Я-то этот рассказ знаю со слов Ефима Харламповича Кукушкина, который много лет управлял хозяйством Павла Кузнецова, сына Евстигнея.
Вот как до меня дошел рассказ.
"Ехали мы долго, почти всю зиму. Никто из нас не знал, куда едем, и только к весне очутились в степи. Евстигней сказал, что подъезжаем к Киргизии. Снег начал таять. Дровни сменили на повозки. Ехали еще несколько дней. Жилых домов таких, как в наших краях, мы не встречали. Вместо домов - юрты, кочующие люди, стада овец, табуны лошадей, своры сторожевых собак, незнакомый говор.
Остановились у большого стойбища, где было более двадцати юрт. Хозяин стойбища оказался богатым человеком.
Разговор вели через толмача - переводчика, которого Евстигней нанял заранее в одном из городов. Отдохнув несколько дней, Евстигней взял пять подвод с товарами, двух проводников, которых дал ему хозяин стойбища, пять человек охраны с ружьями и переводчика, и мы отправились в другие стойбища торговать нашими товарами. Весть о нашем передвижении по степи разнеслась настолько быстро, что нас встречали верховые вдалеке от своих стойбищ. Принимали везде хорошо, гостеприимно, угощали своей пищей и каким-то своеобразным напитком.
Торговля шла хорошо. Народ с желанием покупал блюда и чашки, покрытые "золотом", как им объяснил переводчик. Расчет за купленый товар Евстигней установил таков: пользуясь незнанием русского языка, он не назначал цену на то или на другое изделие, а брал, сколько хотел. За блюдо поменьше размером - две горсти монет. Побольше блюдо - три горсти. Но и этого ему показалось мало. Он забирал все деньги, принесенные хозяйками в подолах платьев (а покупателями в большинстве были женщины, так как мужчины находились на пастбищах со своим скотом). Распродав товар с первых подвод, Евстигней посылал меня за следующей партией, и мы снова двигались от стойбища в глубь степи. Деньги Евстигней ссыпал в специально сшитые кожаные мешки, которых к концу торговли набрался полный воз.
На обратном пути Евстигней закупил большое количество кожи и табун лошадей. Все это он продал в пути к городу Новороссийску. В Новороссийске купил большой двухэтажный дом и открыл магазин по продаже щепных товаров и льна.
А в деревне Большие Бездели появился купец 3-й гильдии, самый богатый человек в нашей округе Кузнецов Евстигней Петрович, кабальщик, мироед и гроза кустарей.
По приезде домой этот хитрый человек не стал сразу показывать свои волчьи зубы. Он рассчитался с кустарями сполна, не скупился на авансы, особенно нуждающимся и тем, кто стремился вновь освоить производство.
Видя такую "щедрость" Евстигнея и некоторое улучшение своей жизни, кустари-красильщики начали работать еще упорнее, стараясь один перед другим, стремясь как можно больше окрасить изделий.
Не каждая семья могла поставить мастерскую. Окраской занимались прямо в избах, где жила вся семья, мирясь с грязью и вдыхая газы от олифы и лака и запахи скипидара и красителей, глотая копоть от печи, лучин и каганцов, заправленных маслом или салом. Работали по 14 - 1б часов в сутки, стремясь получить лишнюю копейку и обеспечить более или менее нормальную жизнь семьи.
Увлекаясь красильным делом, многие крестьяне совсем забросили сельское хозяйство. Меньше стали обращать внимания на качество обработки земли, меньше вносили удобрений. Через несколько лет урожаи, которые в наших местах всегда были низкие, совсем захирели. Сокращались и посевные площади, запускались сенокосные угодья, что вело к уменьшению количества скота.
Все это в дальнейшем резко ударило по крестьянам и привело кустарей к полной зависимости от богатеев и скупщиков.

ГДЕ ВЫХОД ?

Рядом с мастерами, которые лишь непосильным трудом спасались от нищеты и голода, существовала прослойка людей, которые обогащались за их счет.
Чем больше становилось красильщиков, тем больше появлялось их эксплуататоров.
Эту прослойку можно разделить на две категории. К первой относится зажиточная часть крестьянства, которая имела свои красильные мастерские и нанимала батраков из своих же односельчан или жителей соседних деревень, выплачивая за их труд гроши, а подчас совсем ничего не давая, кроме пищи, состоящей из кваса с луком или постных зеленых щей с ржаными сухарями. Беспощадно эксплуатируя труд кустарей, эти люди наживали целые состояния. Один из таких зажиточных хозяев жил, например, в деревне Мокушино. Государственный архив Костромской области на мой запрос прислал документ, подтверждающий, что в Мокушине производство крашеной деревянной посуды существует издавна и что наиболее известным мастером в конце XIX века считался Лаврентий Яковлевич Белов, продукция которого ежегодно сбывалась в Петербург на сумму до 5 тысяч рублей.

Продолжение книги... >>






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +