Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Новый отряд художников


Б. В. Иогансон. «За мастерство в живописи»
Изд-во Академии художеств СССР, М., 1952 г.
Сборник составлен М. П. Сокольниковым.
OCR Detskiysad.Ru


Художественные институты — Ленинградский имени И. Е. Репина и Московский имени В. И. Сурикова — в 1949 году выпустили новый отряд молодых специалистов.
Несомненно, советская общественность интересуется качеством нового выпуска. Каков он? Окончательно ли покончено с остатками эстетского подхода к натуре, к жизни?
Добилась ли Академия художеств СССР решительной перестройки институтов на доровой, реалистической основе, которая является единственным условием в деле воспитания передовых художников — подлинных борцов за коммунизм?
Берут ли молодые художники боевые современные темы, подсказанные самой жизнью? Следуют ли они традициям великой русской живописи, характерной чертой которой было вдумчивое отношение к решению исполняемой темы?
Такова ли взыскательность к качеству выполнения, какая была у передвижников, или еще остались следы поверхностного отношения?
Как обстоит дело с самим качеством выполнения, то есть с реалистическим языком, выражающим содержание картины? Подтянулся ли рисунок, основа, канва реалистической формы, выражаемой красками?
Какова логическая мысль художника, то есть композиция? Каков в целом художественный язык дипломников этого года, называемый живописью?
На все эти интересующие нас вопросы дает ответ выставка дипломных работ.
С чувством удовлетворения мы можем сказать, что эстетство, так называемая «живописная эмоциональность», «абстрактная цветность», — все это почти ушло в прошлое, бреди дипломных работ не наблюдается формалистических произведений.
Лучшая, передовая часть дипломников этого года поняла, что только непосредственная связь с нашей жизнью есть источник правдивого искусства стиля социалистического реализма. Мы можем назвать несколько дипломников, которые на общей выставке советских художников займут не последнее место.
Это говорит уже о многом. Это говорит о том, что мы добились желаемого перелома, когда молодой художник подходит к выполнению своей работы со всей серьезностью и ответственностью, выполняет по методу, как выполняли ее передвижники во главе с Репиным и Суриковым.
А именно — по разработанному эскизу найденной и близкой художнику темы они писали необходимые этюды с натуры и только после этого приступали к картине, причем в процессе писания ее опять-таки пользовались натурой, этим вечно не иссякающим родником живописи.
Конечно, при таком подходе и при наличии способностей получались живые, доходчивые до сердца зрителя работы. Мы можем с удовлетворением сказать, что наша художественная школа после долгих искривлений наконец-то стала на правильный, ясный путь реалистической живописи.
Не надо ничего выдумывать. Нужно быть только любопытным и жадным к жизни, нужно любить жизнь, и тогда найдется любимая тема, раскроется богатство содержания окружающей жизни, и радостен будет труд художника.
Никто не будет слорить, что выбор темы — дело очень важное. Выбрать острую современную тему, отвечающую моменту, — это значит быть в курсе современной политической жизни, это значит много читать, видеть в жизни нарождающиеся ростки нового и отразить это в своей первой молодой вещи.
Вот задача, стоящая перед дипломниками. И мы на работах выпускников этого года убеждаемся в том, что все взятое непосредственно из нашей жизни показано искренно и правдиво. Это и есть лучшее на выставке дипломных работ.
Среди дипломных работ этого года есть работы на темы сложные, которые не по плечу молодому художнику; есть и такие темы, которые уже много раз повторялись. Нельзя сказать, что они совсем не представляют интереса, но жизнь диктует новое, острое и злободневное.
И лучше, интереснее отражено это новое. Мы указываем на пример передвижников, как на художников, которые были современны в полном смысле этого слова, которые откликались на самые острые и злободневные стороны действительности.
Для передвижников картина была подвигом. Это был страстный рассказ о жизни. Настоящий художник-реалист не смел и подумать сделать что-либо без натуры, «от себя», он выполнял свою картину с величайшей любовью и только после этого нес свое произведение на суд народа.
Все ли дипломники подходят к созданию своего первого детища, к делу своей чести так, как подходили передвижники? Можно смело сказать, что большинство молодых художников усвоило эту замечательную традицию. Но есть и такие дипломники, перед произведениями которых только руками разведешь.
Невольно задумаешься: откуда вытекает сие? Что это — ограниченность недалекого человека, который в опьянении самоуверенности воображает, что он может без натуры, по фотографии написать картину?
Я не хочу сказать, что нельзя пользоваться фотографией. Художникам сплошь и рядом приходится пользоваться фотоснимком, скульптурной маской умершего человека, но при этом они всегда должны писать этюды с живой натуры, потому что только они дают «мясо», реальную плоть человека.
Здесь же вы не видите применения каких-либо этюдов. Просто самоуверенная надежда на свой «гений».
Получается мертворожденное дитя. Очень часто такие дипломники, когда их обвиняют в непродуманном выборе темы и как следствие этого — в сырости произведения, ссылаются на то, что им дан всего только год на написание картины.
Это не так. Формально только год, а фактически гораздо больше. Странно было бы думать, что студент, овладевая профессиональной грамотой, повышая свою политическую сознательность, ежедневно наблюдая расцвет нашей социалистической действительности, не нашел бы своей темы задолго до выполнения диплома.
У нас есть такие студенты, и, как правило, успех их картин во многом обязан этому. Есть и иные — мечущиеся. Они хватаются за одну тему, бросают, берут другую.
Конечно, результат известен: плохой диплом. Качество дипломной работы зависит не только от личного отношения к своему труду дипломника, — качество зависит и от того воспитания и образования, какие он получил в институте, от того профессионального мастерства, которое дала ему школа.
В недавнем прошлом в высшей школе преподавала группа педагогов, стоящая на эстетских, формалистических позициях. Сейчас на их место поставлены новые художники, реалисты. Есть ли результаты? Безусловно есть.
Значительно укрепился рисунок, появилась заинтересованность в решении сложных композиционных работ на наши современные темы, исчезает рыхлая форма, появляется большая проработанность деталей. Но еще не всегда хорош колорит.
Что же такое живопись? Это то самое дело, которым занимались Репин и Суриков. Пойдите в музей и посмотрите. Если у студента есть художественный глаз, то он увидит, каким методом работали эти мастера для передачи правды жизни.
Этим ли реалистическим методом — методом, которым работали художники-реалисты,— работает молодежь? В основном да, но есть и досадные исключения. Но об этом ниже.
Образы В. И. Ленина и И. В. Сталина, величайших гениев революции и вождей мирового пролетариата, вечно будут волновать деятелей искусства. С каждым дипломным выпуском, с каждой новой выставкой вообще мы будем видеть новые и новые попытки все более и более совершенного решения этой труднейшей задачи.
Над решением этой почетной задачи в данном дипломном выпуске работали Н. Бабасюк, В. Пименов, Г. Чепец, М. Абдуллаев, В. Скуридин и другие.
Дипломник Н. Бабасюк выполнил огромный труд. Он создал большую многофигурную композицию с эффектным освещением прожекторов. Это, пожалуй, самая законченная картина из всех дипломных работ такого размера.
О картине Н. Бабасюка «Вожди Октября» стоит поговорить потому, что в этой картине, мастерски и добросовестно написанной, решение центра является спорным. Для решения темы художнику предоставляется прямоугольная площадь холста, на котором он волен располагать фигуры в действии, как ему заблагорассудится, в целях придания предельной выразительности теме.
Состояние центральной группы, на которую автор старается обратить внимание поворотом спины матроса, мальчика с правой стороны, таково, что кажется — это не ведущая группа, а группа, скорее выражающая внимание к чему-то неожиданному, происходящему на стороне. Это ее основная погрешность.
Для того чтобы В. И. Ленин и И. В. Сталин были ядром, центром всего действия, композиционно холст не использован. А жаль: ведь картина хорошо нарисована и из всех работ дипломников она наиболее совершенная по выполнению.
Из картин, изображающих товарища Сталина в годы Великой Отечественной войны, полотно дипломника В. Пименова занимает значительное место. Прекрасно передан в картине момент напряженного внимания к указаниям товарища Сталина присутствующих в ставке — В. М. Молотова, К. Е. Ворошилова, А. М. Василевского, склонившегося над картой.
Молодой автор не скован фотографией, он свободно, как того требует правда момента, в нужных ему поворотах изображает участников события.
Тема дипломника Г. Чепец — «В. И. Ленин и И. В. Сталин в Смольном накануне Октябрьского восстания». Конечно, трудно к первой картине художника, как и к первому выступлению актера, предъявлять такую же суровость требований, как к опытному мастеру, но говорить об этих требованиях можно и должно.
Чепец является одним из талантливых студентов, выпускаемых Институтом имени И. Е. Репина. В своей дипломной работе он показал незаурядное мастерство. Живописная плотность, материальность изображаемого, характерность момента — все это имеется налицо.
Но при изображении на картине момента, когда мощная гвардия воинов революции впервые лицом к лицу встречается со своими вождями, с которыми связаны все надежды на будущее, композиции недостает пафоса действия. Нехватает революционного энтузиазма, который был присущ этой минуте.
Возможности решения этой темы далеко не использованы художником. Левую сторону картины можно было бы решить удачнее, можно было бы заполнить выразительными фигурами.
В левой стороне композиции налицо пустота; спокойно сидящий на ящике с патронами воин совершенно выпадает из общего построения картины. Конечно, в этом сказывается недостаточная опытность.
Заполнить левую часть картины действенными фигурами так, чтобы не пропал центр, под силу только опытному мастеру. В целом картина позволяет надеяться, что автор станет хорошим художником. К недостаткам картины можно также отнести некоторую сырость и непроработанность формы.
Картина М. Абдуллаева «Товарищ Сталин в 1904 году в Баку» является трудом, несомненно, талантливого молодого художника; тем не менее она также не свободна от серьезных недостатков.
Тема взята интересная и волнующая, расположение фигур удачно, динамика движущейся массы есть, есть пафос, присущий данному моменту, фигура товарища Сталина выразительна.
Казалось бы, что же еще нужно, чего еще нет? Нет того, что придает картине живость, поскольку у автора или нехватило времени написать этюды с натуры, или же он не нашел нужным это сделать, надеясь на свой талант, — не знаю.
Но подлинного произведения искусства не получилось и не могло получиться, если отсутствует материал с натуры. Автор пошел на большой риск. Подумать только — написать многофигурную сцену, окутанную южным воздухом, с южным небом, от которого в тени должны быть такие легкие воздушные краски (а не сажа), — написать такую махинищу «от себя?!»
Смело. Но не довольно ли, товарищи дипломники и товарищи руководители, таких опытов? Представим себе гениального художника Сурикова, который «от себя» написал бы «Боярыню Морозову», «Казнь стрельцов», «Ермака», — что бы получилось? А ведь то Суриков, а не начинающий художник!
Пора, наконец, вместо четырехметровых махин взять хоть небольшой холст, но сделать его со всей серьезностью, с которой подходили «старики», наши учителя, к великому делу живописи. Я сознательно поднял этот вопрос на картине талантливого дипломника. Полагаем, что в будущем он подумает о настоящей организации своего труда, перед тем как выйти на суд советской общественности.
Мне кажется, что при условии, когда дипломнику на выполнение картины дается один год, не следует выбирать композицию с огромным количеством фигур. Задача изображения массы людей, — конечно, задача не одного года.
Не вполне справился дипломник Н. Дрючин со своей картиной «Письмо товарищу Сталину от колхозников Казахстана». Он совершенно не учел опыт наших великих художников Репина и Сурикова. Надо всегда помнить о их подходе к решению темы: эти опытные мастера ничего не делали без натуры.
Конечно, дипломник не в состоянии за год собрать столько этюдов к картине, как этого требует тема, да еще этюдов с портретным сходством. Неудачно написаны люди, стоящие за столом. Над этой, в целом хорошей и нужной картиной не мешало бы поработать еще годик.
Если говорить об уровне дипломных работ Института имени И. Е. Репина, который добивается перелома в работах дипломников в сторону остроты современной тематики, в сторону психологической выразительности, укрепления рисунка и формы, выражаемой светотенью, то мы также должны, отметить успехи перестройки.
Картина А. Папикяна «Стахановцы Севанстроя» является наиболее показательной. Поздравление бригады стахановцев товарищами по отбойному молотку выражено ярко и сильно. Картина легко смотрится, четко выражает тему, отдельные национальные типажи просто превосходны, в особенности фигура с поднятой правой рукой, стоящая рядом с женщиной.
Автор обладает хорошим колористическим чутьем. Картина была бы еще выше по живописи, если бы этюды с фигур были написаны на месте, в условиях местного света.
Из работ дипломников, посвященных сельскохозяйственной тематике, выделяется работа Ю. Подлясского «Молотьба». Автор превосходно выразил напряженный темп работы колхозников. Все изображенные лица являются портретами живых людей. Это наши сегодняшние творцы урожая.
Особенно хороша и выразительна фигура бригадира. Сама постановка фигуры — военная выправка — говорит о том, что это недавний участник Великой Отечественной войны.
Фигура женщины, пьющей из ковша воду, подчеркивает жару и напряженность темпа работы. Выразительность движения пьющей женщины говорит о том, что она оторвалась от работы на короткие секунды, чтобы напиться и снова приняться за дело.
Картина наполнена солнечным светом, прекрасно написан пейзаж.
Дипломница В. Шестакова в своей картине «В Русском музее» неплохо передает наших советских зрителей в суриковском зале Русского музея. Очень удачно приведена фигура суворовца, внимательно смотрящего на картину «Переход Суворова через Альпы», жизненно выражен образ моряка.
К большой удаче картины можно отнести первые три фигуры, а именно: моряка, который делится своими впечатлениями о картине с товарищами, и прислушивающейся к его словам женщины, стоящей рядом с девочкой.
Мы неоднократно поднимали вопрос о том, что бытовой жанр, который так богато представлен передвижниками в прошлом, у нас, в советской живописи, занимает недостаточное место. Темы героики гражданской и Великой Отечественной войн захватывали художников сильнее, нежели бытовой жанр, связанный с войной.
Картину Р. Зеньковой «На освобожденной земле» по психологической завязке действующих лиц и по всему характеру выполнения можно отнести к бытовому жанру. Появление работы Зеньковой, мастерски выполненной, надо всячески приветствовать. То, что у нас в советской живописи бытовой жанр занимает далеко не достаточное место, это не случайно.
Потеря реалистической традиции, идущей от передвижников, имевшая место и в нашей художественной школе, взамен которой преподносились традиции французских формалистов, вела к упадку мастерства.
О каком внутреннем мире человека и психологическом состоянии можно было тогда говорить, когда студент, оканчивающий такую школу, не был в состоянии построить голову, поставить на место глаза, нос, уши?
Картина Зеньковой имеет большие достоинства. Человек со своими переживаниями занимает в этой картине первостепенное место. Зеньковой помогло богатейшее наследие нашего русского искусства, отводившее изображению человека такое огромное место.
Возродить эти драгоценные традиции на новой, нашей советской основе — важнейшая задача, стоящая теперь перед советским искусством.
Посмотрите, как Зенькова справилась с основным. Картина «На освобожденной земле» изображает момент, когда пришла Красная Армия-освободительница. Радостно встретились советские люди, которым есть что рассказать друг другу.
Трудность задачи художника заключалась в том, чтобы жизненно-правдиво передать ту внутреннюю связь между людьми, которая характеризуется главным образом выражением лиц.
За скромным угощением, которое может предложить хозяйка дома, боец рассказывает о боевых эпизодах. Женщина, захваченная рассказом бойца, на секунду оторвалась от своей работы.
Правдиво передана вся фигура. Все в картине продумано, все направлено на выражение содержания. Как во всякой хорошей реалистической картине, «играет» каждая деталь.
Конечно, картина убеждает главным образом потому, что это все автобиографично, все это пережитое, наблюденное в походах.
Зенькова — участница Великой Отечественной войны, пережившая героические походы Советской Армии и близко познавшая жизнь бойцов и народа. Но пережить еще мало, надо умно подать пережитое.
Картина потому так действенна, что умно, жизненно скомпонована и срежиссирована. Центральной фигуре рассказывающего противопоставлена фигура прикуривающего, строящая первый план картины и не отвлекающая внимание от центра.
Реалистическая картина требует материальной живописи, передающей предмет, его свойства: материю шинели, жесть печки, корявость коры полена. И надо воздать должное: в этом отношении Зенькова достигает мастерства, законченности. Некоторая перетемненность заднего плана является недостатком картины.
Академия художеств своевременно поставила вопрос о художественном образовании, уделяя ему исключительное внимание. Вполне отдавая себе отчет, что дальнейший расцвет советской живописи будет решать молодежь, воспитывающаяся в художественных институтах, ежегодно выпускающих значительный отряд художников, Академия художеств на своих сессиях осудила вредную педагогическую линию на так называемую «живописность», приведшую к расхлябанной мазне, сырой форме, расшатанному рисунку.
Так называемая «свободная» живопись не держала студентов в рамках художественной дисциплины, и выпускались в жизнь художники, не владеющие рисунком и крепкой формой. Академия художеств добилась перелома в этом направлении, рисунок в двух вузах значительно подтянулся, но, к сожалению, как я уже отметил выше, в некоторых случаях еще заметно отставание живописи.
Работа дипломницы Е. Шегаль «Вручение золотых медалей в школе» отличается свежестью чувства и выполнения. Можно говорить о недостаточно ясно выявленной теме. Сам акт вручения золотых медалей передан торжественно и интересно. Сначала неясно, что происходит, помогает название.
Конечно, мы видим, что совершается что-то торжественное. Неясность происходит оттого, что художница выбрала следующие за вручением медалей действия — поздравления младших учениц. Можно и так решать тему. Но мне кажется, что тема картины стала бы более ясна, если бы художница выбрала момент вручения медалей педагогом или директором школы, которые не один год пестовали и выращивали смену.
Если тема называется «Вручение золотых медалей», то следовало прямо на нее и отвечать. Художница выбрала момент вручения букетов скорее из соображений формальных: она это сделала ради более свободного расположения людей в картине, что и привело к необоснованным поворотам фигур.
Например, неясно, что выражает собой девочка рядом с медалисткой, стоящей у окна? Это совершенно постороннее лицо в картине, смотрящее куда-то ввысь с неопределенным выражением лица.
Что выражает поза девочки с заложенными за спину руками и опущенной головой в правом углу картины? Создается впечатление, что ей за что-то читают выговор.
Хороша героиня и все остальные персонажи, удачно взят типаж девочки, вручающей цветы героине картины. Если брать момент поздравления, то следовало бы поздравляющих передать в едином порыве радостного отношения к совершающемуся событию.
В целом картина говорит о хорошем художнике, от которого в будущем следует ожидать хороших произведении искусства.
Суриков говорил: «Колорист — художник, не колорист — не художник». Это не совсем так, но значительная доля правды в этом есть.
У Сурикова был глаз-алмаз, он удивительно чувствовал полноцветность природы, и естественно, что художники, менее одаренные колористически, его не интересовали.
В искусстве живописи есть разные пути, в зависимости от одаренности и склонности художника. Один более склонен к изысканной композиции, к стилевым началам, выражаемым строгим и точным рисунком, другого больше волнует живая плоть натуры, выражаемая: полнозвучными красочными сочетаниями.
Скажем, к первым можно отнести Рафаэля, ко вторым — Тициана; в русской живописи к первой категории — Брюллова, ко второй — пламенных живописцев Репина и Сурикова. Так же и дипломники: молодые художники имеют различные художественные темпераменты.
Молодая художница Н. Файдыш-Крандиевская обладает хорошим колористическим чутьем правды натуры, позволяющим передавать правдивый образ человека.
Характерно для нее то, что она выбрала тему, позволяющую ей написать картину непосредственно с натуры. Ее картина «Знатные люди в мастерской скульптора» подкупает свежестью выполнения и сильной живописью.
Художница выбрала момент, когда молодой скульптор, перед тем как выставить свой проект памятника бойцам Советской Армии, пригласил знатных людей страны в свою мастерскую и внимательно прислушивается к мнению советского зрителя.
Картина естественно скомпонована, типаж советских людей хорошо характеризован, прекрасно выражен свет, падающий из окна на всю группу действующих лиц, в картине хорошо выражено пространство.
Касаясь недостатков картины, можно сказать о том, что над центральной фигурой скульптора можно было бы еще поработать. В целом картина является одной из лучших работ дипломников.
По монументальной мастерской выделяется ряд интересных работ. К ним можно отнести картину Зеленской «Восстановление фонтана «Самсон» в Петродворце», отличающуюся оригинальностью композиции. Художница берет тот момент, когда на месте уничтоженной немцами знаменитой фонтанной группы «Самсон» наши советские люди ставят на свое прежнее место группу, изготовленную скульптором Симоновым.
Группы рабочих выгодно по своему силуэту выделяются на фоне неба. Картина хороша по живописи; она смотрелась бы еще цельнее, если бы теневой силуэт бревен, поддерживающих помост, не был бы разбит светом.
Работа И. Годлевского «Товарищ Хрущев в гостях у гуцулов» по своему построению является декоративным панно. Картина несет в себе хорошие традиции и качества монументального искусства.
Удачно скомпонована центральная часть картины — группа гуцулов с Н. С. Хрущевым и приглашающий к столу гуцул. Слабее скомпонована и написана правая сторона картины с условными музейными кулисами деревьев.
Также слабее написана фигура женщины, повернутая спиной к зрителю. Это взято не из самой жизни, а из картин старых мастеров. Мы зовем к хорошим традициям, но традиции хороши тогда, когда художник понимает задачи искусства, диктуемые этими традициями, и выражает их, воспринимая современную действительность, столь отличную от прошлых веков.
К числу удачных картин также следует отнести картину Н. Осенева «Весть о награде». Автор необыкновенно удачно нашел выражение темы — советские труженики колхозных полей во время работы на пахоте читают в газете «Правда» постановление правительства о награждении своего родного колхоза.
Очень правдиво переданы типаж колхозников, светлый весенний день, чернозем, готовый принять новое зерно. К особенной удаче нужно отнести левый угол с фигурой колхозницы, зовущей тракториста услышать радостную весть. Прекрасно изображены бегущие к центру событий ребята.
К недостатку картины можно отнести некоторую излишнюю четкость контуров дальнего плана. В целом картина очень хороша по живописи и говорит о дипломнике, как об уже готовом мастере-профессионале.
Картина В. Скуридина «В. И. Ленин и Н. К. Крупская на открытии электростанции» не принадлежит к удачам выпуска этого года: она написана как бы сквозь синее стекло.
Также условна по колориту картина Д. Баркалова «Суворовцы у памятника Суворова», в особенности ее дальний план.
К несомненной и явной удаче можно отнести работу дипломника П. Горюнова «Сдача хлеба государству». Картина превосходно скомпонована. Действующие лица — это наши советские люди. Прекрасно написана фигура колхозника, который загорелыми трудовыми руками показывает высокосортность зерна, сдаваемого государству.
Он гордится им, и ему есть чем гордиться. Его лицо с седыми усами, сильные загорелые руки и весь его облик говорят о богатом, содержательном прошлом. Несомненно, что он являлся одним из участников Октябрьской революции, что он партизанил в дни Великой Отечественной войны.
Принимающий зерно его товарищ тоже с богатой биографией. Очень хорош типаж женщины, стоящей за бригадиром. Это крепкие советские люди, преданные Советской власти.
Картина действует, конечно, потому что правдива по живописи, а значит, и хороша по живописи. Превосходно написаны центральные фигуры, телега с лошадью, дуга, наряженная цветными лентами, залитый солнцем берег Волги, мешки с зерном.
Грузовик, который, кстати сказать, занимает такое значительное композиционное место в картине, давит ее своим размером и мешает раскрыть пространство в левой части картины, когда вместо него можно было бы открыть берег Волги, показать жизнь на более широком пространстве, с современной техникой транспорта.
От этого картина значительно выиграла бы. Превосходная по живописи картина П. Горюнова может быть отнесена к числу лучших картин дипломников этого выпуска.
Она также входит в число так называемых «гвоздей» выставки, как и картины Осенева «Весть о награде» и К. Радимова «Передовики сельского хозяйства». О них можно говорить, как о картинах настоящих художников-профессионалов.
Когда-то, в первые годы АХРР, появилась замечательная картина Чепцова «Заседание сельской ячейки», необыкновенно правдиво передающая годы военного коммунизма. Картина Радимова, как картина, передающая годы третьей сталинской пятилетки, не только людей сельскохозяйственного труда, строящих пятилетку, но и нашу эпоху, может быть отнесена к удачам не только дипломных работ, но и к удачам вообще всего советского искусства.
Много хороших работ имеется у дипломников двух вузов. Одни более, другие менее удачны, но большинство их можно отнести к композиционным сочинениям, в которых есть правдивые и жизненные места.
Картина К. Радимова — никак не сочинение, это сама жизнь. Потому-то она так и убеждает. Это наши замечательные простые строители коммунистического общества, это партийные и беспартийные большевики, преданные делу Ленина—Сталина.
Картина молодого художника — особенная, это подлинный реализм. Исключение составляет образ девушки в левой части картины, которая смотрит на зрителя, автор ей не польстил, и к тому же она совершенно лишняя в композиции.
Ленинградский институт имени И. Е. Репина в этом году по графическому факультету выпустил только двух дипломников: А. Джанаева и Л. Подлясскую, и оба являются отличниками.
Работы дипломника Джанаева, посвященные осетинскому эпосу, — выдающееся явление за последние годы. О них можно говорить, как о работах прекрасного, опытного рисовальщика-профессионала с богатой фантазией, совершенно свободно владеющего сложнейшими композициями. Очень интересно проследить, как в дальнейшем будет развиваться оригинальное дарование молодого художника.
Из произведений Салтыкова-Щедрина роман «Господа Головлевы» является романом, характер которого таков, что к иллюстрации его подходит реалистический язык без уклона в гротеск.
Так и подошла к иллюстрированию «Господ Головлевых» художница Подлясская, создав образное и интересное решение. Советская иллюстрация как в современной литературе, так и в литературе нашего русского наследия из года в год растет как по глубине отражения литературных произведений, так и по высоте мастерства.
Дипломные работы лучших студентов обоих институтов вплотную приближаются к иллюстрациям наших лучших советских мастеров. Конечно, этим мы обязаны борьбе передовой художественной общественности за реалистический язык искусства.
Недалеко то время, когда оканчивающие институты превосходные рисовальщики окончательно вытеснят из издательств осколки разбитого вдребезги формалистического убожества.
Например, возьмем иллюстрации дипломника М. Клячко к «Ранним рассказам» Горького. Ведь это не что иное, как самые настоящие реалистические иллюстрации превосходного мастера; умно, продуманно поданные, они исходят из психологического существа горьковских персонажей.
Иллюстрации дипломника Б. Маркевича к роману Н. Вирты «Одиночество» также на хорошем профессиональном уровне.
Хороши рисунки П. Любомудрова к «Сталинграду». Нужно отметить также иллюстрации А. Васина к роману А. Толстого «Хождение по мукам», хотя штриховые рисунки его значительно слабее тоновых, и Н. Гришина «Москва в дни Великой Отечественной войны».
Очень слабы иллюстрации к повести Л. Толстого «Казаки» П. Павлинова, искажающие образы героев повести. Особенно неудачна Марьяна.
Дипломники театральной мастерской Ленинградского института имени И. Е. Репина в этом году значительно подтянулись. Очевидно, некоторая сниженность уровня работ прошлого года заставила мастерскую интенсивнее работать, в результате чего и появилось высокое качество работ этого года.
Эскизы отличаются глубиной подхода как к драматическому произведению, так и к операм. К особенно удачным можно отнести эскизы декораций дипломника Л. Александровича к драме Тренева «Любовь Яровая», Н. Тихоновой к опере «Сказание о граде Китеже».
На высоком профессиональном уровне выполнены эскизы Пастуховой к пьесе «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, М. Энгельке — эскизы к пьесе «Два капитана».
Работа дипломников театрально-декоративной мастерской Московского института им. В. И. Сурикова, в этом году значительно слабее работ Ленинградского института.
Над общим недостаточно высоким уровнем глубоким и профессиональным решением выделяются работы двух дипломников: И. Сокола к пьесе «Полководец Суворов» и С. Лагутина к «Сказке о правде» М. Алигер.
Решению эскизов помогает природная колористическая одаренность обоих мастеров. К сожалению, все остальные не представляют значительного интереса.
Эскизы И. Шретер к опере «Тихий Дон» малопрофессиональны. Автор совершенно напрасно увлекся сумбурным изображением массовых сцен, вместо того чтобы поосновательнее подумать над композицией самих декораций.
Эскизы М. Стефановой к «Грозе» Островского, поданные неплохо профессионально, несколько обеднены тонально. Эскизы костюмов просто слабы.
Эскизы декораций М. Плехановой к пьесе «Фельдмаршал Кутузов» интересны, впечатляющи по общему своему замыслу, говорят о том, что автор — одаренный живописец, но они мало разработаны и производят впечатление талантливых «нашлепков» к эскизам декораций.
Автор выполнил их маслом, и зря. Декоратору необходимо писать эскизы тем материалом, которым они будут осуществляться.
Эскизы декораций Н. Мартиновской к пьесе «Лес» Островского решены в хороших реалистических традициях, добротно и добросовестно.
Значение художественного наследия в развитии и становлении молодого художника играет чрезвычайно большую роль. Конечно, первой и великой учительницей является природа, следуя законам которой создается живописное произведение. Но искусству учатся и в музеях.
Учиться в музеях надо с толком. Копируя шедевры русской и мировой живописи, молодой художник познает кратчайший путь к решению формы. Великий мастер подсказал ему то, чего он не знал, но о чем догадывался. Когда он после музея пойдет к натуре и по ней проверит правильность подсказанного ему великим мастером, тогда это будет правильная, настоящая учеба.
При таком понимании и отношении к великому художественному наследию развитие будет итти самостоятельным путем. Правда жизни и правда искусства — неразрывное единое целое.
Потому-то так велико значение реалистического искусства и так трудно оно. Воспринять сокровища реалистической живописи, понять, почему так действенно великое произведение мастера, увидеть подтверждение этому в самой жизни — это значит самому стать мастером.
Бывает иное, поверхностное отношение к наследию, внешнее подражание манере мастера, выбор тех же сюжетов, тех же мотивов. Получается бледная копия, потому что мастера питала в процессе творчества сама жизнь, а подражателя — внешняя манера мастера.
Какие выводы можно сделать на основании дипломных работ, появившихся в этом году?
Недостаточно глубокий подход к художественному наследию изживает себя, но все еще имеет место (например, в картине И. Годлевского «Товарищ Хрущев в гостях у гуцулов»).
Результат разгрома формализма и окончательная победа социалистического реализма в советском искусстве целиком и полностью отразились в картинах молодых художников, выходящих из стен двух институтов. Изучение основ марксизма-ленинизма, марксистско-ленинской эстетики, более основательное и глубокое, чем это имело место в прошлые годы, обеспечило появление более глубоко продуманного и образного решения тем, показывающих деятельность партии и ее вождей.
Например, к числу несомненных удач нужно отнести работу В. Пименова «Товарищ Сталин в Ставке Верховного Главнокомандующего». Молодой автор преодолел значительные трудности, свободно, согласно своему замыслу, расположил фигуры товарищей Сталина, Молотова, Ворошилова и Василевского, что не всегда мы видим в картинах даже опытных художников.
Композиционные построения историко-революционной картины, массового действия, связанного с изображением большого количества фигур, также находят свое решение. Пример — картина Н. Бабасюка «Вожди Октября».
Строительство, борьба за выполнение сталинской пятилетки колхозниками, героями высоких урожаев, находит также свое отражение. Таковы картины Ю. Подлясского «Молотьба», П. Горюнова «Сдача хлеба государству», К. Радимова «Передовики сельского хозяйства», Н. Осенева «Весть о награде».
К сожалению, из индустриальной тематики только одна картина А. Папикяна «Стахановцы Севавстроя» находится на высоком уровне выполнения.
Картины бытового жанра: Р. Зеньковой «На освобожденной земле», М. Рудницкой «Материнство», Е. Шегаль «Вручение золотых медалей», Н. Файдыш-Крандиевокой «Знатные люди в мастерской скульптора», — все эти лучшие вещи явились результатом перестройки вуза на реалистических путях на основе решений партии и правительства.
Все это говорит о том, что здоровая обстановка в художественных институтах начинает давать свои плоды. Взят настоящий правильный курс на реалистическую учебу. В ходе работы со студентами имеется и ряд недостатков.
Так, например, не все педагоги отдают себе отчет в том, что только единый комплекс требований, предъявляемых к студенту, может дать благоприятные результаты. Как это ни трудно, но развитие художника-живописца может быть только тогда правильным, когда и идейно-композиционные задачи будут неуклонно развиваться, когда будет одновременно развиваться рисунок, когда реалистическая форма будет строиться не условно тонально, но безусловно тонально, то есть когда красочные отношения тонов, выражающие форму тепло-холодными сочетаниями, будут браться точно так, как они есть в натуре.
Мы, художники, знаем, как это трудно, но иного пути, облегчающего эту трудность, не существует.
Мне могут сделать возражения: а как же старые мастера (обычно приводят пример Рембрандта, Тициана и т. д.)? Они, мол, сначала лепили форму условными красками, а затем лессировали цветом.
Во-первых, никто не знает, так ли это. Во-вторых, даже если допустить, что это так, то это значит игнорировать опыт реалистического познания формы.
Став опытным мастером, художник может применять любые приемы, подсказанные ему опытом жизни. В школе же заниматься синтезом, не пройдя анализа формы, — это значит строить здание на песке.
Художники, непрошедшие анализа живописного языка, всегда будут обеднены колористически. Примером может служить картина Хоменко «Б. Полевой и А. Маресьев», построенная на условных тональных соотношениях.
Возникает вопрос о согласованном руководстве в выборе тем дипломниками. Хотелось бы, чтобы темы дипломных работ выполнялись планово, а не самотеком.
Вполне возможно сочетать личные желания дипломников с плановым началом таким образом, чтобы были показаны с необходимой пропорцией актуальные темы современности.
Руководители, работая со студентами несколько лет, знают силы своих учеников, могут посоветовать и помочь в выборе тем согласно склонности, дарованию и мастерству своего студента.
Тогда выставки пополнятся интересными и: разнообразными работами. Чтобы работы были качественные, не следует допускать отсебятины. Необходимо требовать, чтобы картины писались по детально проработанным этюдам, не допускать студента начинать писать работу без рабочего эскиза, решения в цвете.
Руководителям необходимо тщательно следить за организацией правильного процесса выполнения дипломной работы так, как выполнялись картины большими художниками.
В заключение можно сказать, что дипломная сессия этого года еще ярче, чем предыдущие сессии, обрисовала общее стремление молодежи, слиться с самой нашей жизнью, жизнью социалистического общества, идущего к коммунизму под водительством вождя народов гениального Сталина.
1949 г.

Продолжение книги... >>






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +