Выставка дипломных и учебных работ студентов Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова и Ленинградского государственного института живописи, скульптуры в архитектуры им. И. Е. Репина, организованная Академией художеств СССР, явилась свидетельством новых успехов художественного образования в нашей стране. Представленные на выставке произведения молодых художников порадовали зрителя значительностью своей тематики и серьезным профессиональным уровнем исполнения.
Однако было бы опасным самообольщением полагать, что традиции великих художников, имена которых носят эти учебные заведения, прочно вошли в практику повседневной учебы студентов, и руководители их могут быть спокойны за правильный ход творческого развития нашей художественной молодежи. Говоря о росте и успехах всей системы нашего художественного образования, не следует умалчивать о недопонимании некоторыми преподавателями и частью студентов тех основ профессионального воспитания, которые в свое время способствовали творческому формированию многих русских художников-реалистов, в первую очередь Репина и Сурикова. Отдельные недочеты преподавания в наших художественных институтах рисунка и живописи дают себя знать и в ряде представленных на выставке учебных и дипломных работ.
Великие мастера русской классики — Александр Иванов, Брюллов, Репин и Суриков, творческие достижения которых являются для нас пока еще непревзойденным образцом, были прежде всего превосходными рисовальщиками, глубоко понимали задачи и назначение рисунка. В совершенстве владея рисунком, мастерством композиции, прекрасно зная анатомию человеческого тела, они умели подойти к натуре, взять от нее что нужно.
Верного понимания мастерства этих великих художников, к сожалению, недостает некоторым студентам наших институтов. Скрупулезная, подобная ретуши фотографа, зализангаость подменяет иногда у них реалистическое понимание натуры, правильную передачу пропорций, жизненную крепость формы. Сосредоточивая свое внимание на слепом копировании натуры, студенты подчас упускают из виду то общее главное, что составляет ее суть, ее характер. Стремление к механическому срисовыванию несущественных деталей натуры порой уводит начинающих художников от подлинно реалистического мастерства рисунка. Подобное понимание задач рисунка представляется весьма опасным явлением, уводящим в сторону от задач правильного воспитания молодых советских художников.
Не обстоит дело без греха и в области преподавания живописи. Правда, прошло уже то время, когда в работах студентов изображение человеческого тела во всем импрессионистическом «великолепии» сверкало цветами перламутровой раковины. Правильная постановка преподавания живописи в нашей художественной школе раз и навсегда покончила с импрессионистическим фокусничаньем. Но некоторые педагоги, и это видно на выставке, в своем искреннем стремлении воспитать у студента любовь к деталям перешибают через край. Студент перестает верить в чудодейственную возможность краски перейти в материал (что и должно составлять существо искусства живописца) и педантической отделкой деталей заменяет построение формы средствами живописи. И хотя подобные работы представляли на выставке исключение, следует все же напомнить, что это очень опасный путь для художника. Отмечая недостатки, необходимо сказать и о достижениях нашей художественной школы, нашедших свое выражение во многих экспонированных на выставске дипломных работах. К таким работам в первую очередь нужно отнести полотно дипломника Ленинградского художественного института А. Левитина «Обмен стахановским опытом». Картина изображает одного из прославленных токарей иашей страны в цехе, у своего станка, в окружении товарищей по работе. Картины на производственную тематику, к сожалению, не так уж часто встречаются на наших выставках. Это в значительной степени объясняется тем неверным мнением, что заводская тема не предоставляет художнику достаточных возможностей для ее живописного раскрытия. Работа Левитина опровергает это мнение. Станок, инструмент, обстановка цеха — все написано превосходно, с должным профессиональным мастерством. Молодому художнику удалось соединить в своей картине композиционную ясность образного решения большой темы с глубоким раскрытием внутреннего мира человека, его чувств и мыслей. Левитин мастерски владеет искусством живописи, тонко чувствует цвет, лепит живописную форму так, что зритель за краской чувствует материальную сущность изображенного на картине. Все это держится на основе крепкого реалистического рисунка. Четкая, продуманная во всех деталях композиция картины способствует тому, что замысел художника хорошо читается зрителем. Как на наиболее яркий пример глубокого и содержательного решения образа в картине можно указать на работу московского дипломника В. Гаврилова «В. И. Суриков». Казалось бы, что написать одну фигуру легче, нежели построить сложную композицию. Но это не так. Когда художник изображает на холсте одну фигуру, на которую будет обращено все внимание зрителя, ему необходимо выполнить ее настолько безупречно, чтобы ничто в ней не фальшивило. Это так же трудно и ответственно, как артисту вести монолог. Произведение Гаврилова — не просто портрет, а портрет-картина. Суриков изображен в ней на фоне своего еще неоконченного полотна «Боярыня Морозова». Он сидит с кистью в руке, глубоко задумавшись. Художнику хорошо знакомо подобное состояние внутреннего «вынашивания» картины, когда она неотступно стоит перед его умственным взором и безраздельно владеет им. Вероятно, и Гаврилов не раз задумывался о том, как бы попроще, подоходчивее изобразить гениального русского живописца, воспевшего в своих творениях величие и мощь родного народа. Образ великого русского художника исполнен большого внутреннего содержания. Автор картины сумел вложить в него то главное, что должно составлять основу реалистического искусства — глубину и жизненную правдивость выражения мыслей и чувств человека. Умение передать внутренний мир человека — качество, составляющее драгоценную черту реалистического русского искусства, — после разгула формализма начинает, к счастью, возрождаться в советской живописи. Но только начинает. Пора бы его требовать и от студентов, и в особенности от дипломников. А то пишут человека «вообще», где все как будто бы есть — и глаза, и губы, и нос... А в его пустых «гляделках» не прочтешь, о чем он думает, что он собой представляет. Поэтому нам, советским художникам — и молодежи и зрелым мастерам — нужно всячески развивать в себе это высокое мастерство изображения внутреннего, духовного мира человека, то мастерство, которым были сильны Репин и Суриков.
Умело выполненную картину «Димитров обвиняет» представил дипломник Московского института В. Буланккн. Особенно удался в ней художнику центральный образ самого товарища Димитрова, исполненный большой внутренней силы. К сожалению, этого нельзя оказать об остальных персонажах произведения. Судьи, адвокаты выглядят в картине актерами второго плана, плохо играющими свои роли.
Среди произведений, посвященных жизни и деятельности Иосифа Виссарионовича Сталина, особо хочется выделить картину ленинградца Б. Волкова «И. В. Сталин и Я. М. Свердлов в ссылке в Туруханском крае». Картина написана в густом сочном колорите. Если бы художнику лучше удался рисунок фигуры Свердлова, то картина была бы совсем хороша.
К серьезным и продуманным работам относится дипломная картина Н. Левушина «Арест И. В. Сталина на Калашниковой бирже». Надо похвалить молодого художника за его стремление глубоко передать психологическое состояние героев своего произведения. Привлекает внимание полотно Н. Телепова «В. И. Ленин на III Съезде комсомола», хорошо передающее суровый и боевой дух эпохи начала двадцатых годов. Жаль, что художнику не удалось закончить свое полотно, разобраться в разнообразии типажа комсомольцев. С добротным профессиональным мастерством выполнена композиция Н. Христолюбова «В штабе Октября», не представляющая собой, однако, оригинального решения.
В картине «В. И. Ленин в сибирской ссылке» дипломник Ленинградского института А. Еремин изобразил Владимира Ильича беседующим с крестьянами—товарищами по охоте. Осень. Суровый сибирский пейзаж, широкий и раздольный. У дымящегося костра охотники слушают простые, ясные слова великого вождя революции. Зритель живо ощущает стремление автора картины выразительно передать обраа В. И. Ленина, охарактеризовать сибиряков. Но, к сожалению, живопись этого полотна не влита в крепкий рисунок, вялая форма расплывается, что и приводит в итоге к той общей живописной сырости, с которой мы ведем в последние годы неустанную борьбу.
Что же лучше — эта картина или, скажем, полотно В. Медведева «В освобожденной деревне»? Я предпочел бы диплом В. Медведева и вот почему. В. Медведев в своей картине выписал все до мельчайших подробностей, вплоть до комьев земли и головешек сгоревшего дерева. Я подчеркиваю это потому, что художник в своем стремлении любовно передать каждую деталь не упускает в большинстве случаев и живопись, то есть он дает себе отчет в том, что материал натуры передается не тщательной моделировкой фактуры, а тонкими, точными соотношениями тонов. Пусть по неопытности его композиция насыщена многими ненужными подробностями. Это естественно. Вспомним раннего П. Федотова, его картину «Свежий кавалер», переполненную множеством деталей. Зрителя привлекает в картине В. Медведева та глубокая человечность, которая чувствуется в созданных им образах бойцов и крестьян, особенно в фигуре танкиста, ласкающего девочку, застенчиво опустившую голову. Одним словом, перед нами многообещающий художник. Опыт к нему придет. Гораздо хуже, когда студент, не имеющий сколько-нибудь серьезного творческого опыта, разыгрывает из себя умелого мастера, работая в широкой, обобщенной манере письма. Неплохая картина М. Труфанова «Ковпак» была бы намного лучше, если бы она была построже нарисована и — не побоимся этого слова — посуше написана. Так называемая «свобода кисти» со временем придет сама, если только она идет от подлинного темперамента, от подлинного мастерства.
Мы, художники, знаем, что самое трудное в нашем деле — это сохранить свежесть живописи до конца работы над картиной. Поэтому надо приветствовать ленинградца П. Чернова, автора картины «Подруги», сумевшего передать в звучной и выразительной живописи ощущение ясного, солнечного дня и радостной юности подростков, читающих стихи. Особенно свежа и хороша по живописи фигура девушки в коричневом платье.
Полотно москвича А. Ткачева «На каникулы» — большая удача. Сюжет не новый, не раз уже использованный художниками, и, тем не менее, с удовольствием смотришь на эту картину. Секрет заключается в простоте и жизненной правдивости всего изображенного художником. Особенно удались автору этого произведения фигуры товарищей суворовца, например, пионера, лежащего на дне телеги и рассматривающего форменную одежду своего товарища. Это чрезвычайно удачная «режиссерская находка» — одна из тех, что придают картине такую естественность и простоту. Все в произведении верно и потому убедительно. Если даже очень способный художник берется писать колхоз, не пожив в нем, а побывав пятиминутным гостем, ничего путного из этого не выйдет. В картине Р. Затуловской «Агитатор в поле» механически расставленные фигуры не имеют никакого отношения ни к агитатору, ни друг к другу, а о каких бы то ни было человеческих чувствах здесь и говорить не приходится. Картина неплоха по живописи, но и это ее не спасает. Теме «Горький на Волге» посвящено не одно произведение советских художников. Связать образ великого сына России с образом природы могучей русской реки — заманчивая и многообещающая для художника задача. И понятно, что выпускник Ленинградского института В. Успенский был прельщен этой возможностью. Большая эпическая сила заложена и в изображенных им могучих фигурах волжских грузчиков, сидящих на плоту, и в образе женщины, углубившейся в свои мысли, и в величавом просторе волжского пейзажа. Все хорошо намечено художником, но, к сожалению, не дотянуто до той большой значительности, которая заложена в теме. С чувством глубокого удовлетворения отмечаешь, что из года в год растут в нашей стране новые молодые дарования. Нынешняя выставка дипломных работ показывает, что советская художественная школа твердо встала на путь социалистического реализма. Хочется пожелать, чтобы с каждым годом дипломные работы выпускников наших художественных институтов были еще ближе к нашей прекрасной действительности, еще совершенней по мастерству. 1951 г.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.