В последнее время все чаще и чаще раздаются голоса о том, что в нашей живописи, наряду со значительными достижениями, существует еще много скучного, вялого, бесцветного. На мой взгляд, происходит это потому, что значение одного из важнейших факторов живописи — цвета — недооценивается очень многими художниками. Слово «цвет» понимается чрезвычайно примитивно, не профессионально, а как в учебнике физики, т. е. красный, зеленый, желтый, синий и т. д. Неверно, что все сложнейшие вариации и переплетения цветов, которые мы встречаем в природе спектра, — это уже тон, а не цвет. Такие теории, по моему мнению, снижают значение цвета и приводят живопись к бесцветию или, во всяком случае, к цветовому обеднению.
В природе не существует ничего бесцветного. Бесцветное существует только в плохой живописи (у натуралистов, в частности). В природе — все цвет, начиная с яркого спектра в его первичной чистоте и кончая сложнейшими переплетениями его цветовой игры до самых серых и черных оттенков, которые таят в себе сложнейшие и тонкие цвета. И очень часто глаз художника, не способный видеть их, обходит трудности выражения в живописи сложного цветового звучания и переводит живопись на рельсы тона, т. е. светлого и темного.
Материал, форма в пространстве выражаются на холсте только точнейшими цветовыми соотношениями теплых и холодных звучаний цвета. Причем под цветовыми отношениями понимаются, конечно, не только примитивные отношения красного к зеленому, желтого к синему (чего в природе почти не бывает), а и тончайшего серого, выраженного цветом. Колорист не только Матисс, как это думают формалисты, но и Коро с его серебряно-серыми пейзажами. Великолепные колористы наши лучшие живописцы Репин, Суриков, Серов. Вскрыть законы цветных гармоний, переведя их на язык живописи, — труднейшее дело. Цвет, даже если его взять в первичной чистоте, скажем, красный от тем-номалинового до бледнорозового, имеет целую шкалу светосил и в самом себе уже несет светосилу; сложнейшие сочетания и смешения цветов, какие мы наблюдаем в природе, несут в себе различие светосил, т. е. светового рождения, разгорания и затухания, — и все это выражается цветом. Самая напряженнейшая точка спектра, центр, белая, переходит в бело-желтый, желто-зеленый, синий, лиловый в одну сторону; в желтый, оранжевый, малиновый, пурпурный — в другую.
В природе это сопоставление теплых и холодных оттенков цвета встречается в первичном звучании разве где-нибудь в тропиках или в Арктике, при ярком закате или восходе солнца, но это совсем не значит, что при сером дне принцип живописи становится другим, что первичные цвета уже переходят в какой-то тон. Они, конечно, остаются, только звучание их становится — при сложнейшем переплетении спектральных звучаний и поглощений — настолько тонким и сложным, что глаз не-художника и даже глаз художника, не способного видеть цвет, конечно, видит его приблизительно и сейчас переводит на рельсы светосилы, не понимая, что сам цвет в себе самом несет светосилу.
Н. П. Крымов считает, что живопись есть передача гоном (плюс цвет) видимого материала. Тоном он называет степень светосилы цвета. Хочется спросить, а что же следует называть цветом? Допустим, что цветом Н. П. Крымов называет основные цвета спектра но ведь цвета спектра тоже имеют степень светосилы, все время меняющуюся в зависимости от напряжения света? Даже если установить типичным нормальный спектр, и то в себе самом он несет известную степень светосилы. Значит и он тоже — тон? Хочется спросить, что же Н. П. Крымов считает цветом? Вот тут-то и начинается неясное.
Согласно теории Крымова, верное видение тона более важно для художника, чем видение цвета. «Видеть тон, — пишет он, — гораздо труднее, чем цвет. В этом каждый может легко убедиться, пробуя определить разницу в цвете двух светофоров. Что один светофор красный, другой зеленый — это скажет каждый, но только немногие верно определят, который из них светлее». Совершенно верно. Однако дальтоники, т. е. те, которые видят одинаково красный и зеленый, легче определят, что темнее и что светлее. Художник Карьер, путавший на палитре красный и зеленый, достиг очень больших тонкостей, светосилы, потому что он был лишен цветовидения и цветовые колебания он воспринимал только как темное и светлое. Его картины очень тонки по светосиле. В случае со светофором Карьер очень легко бы разобрался вследствие именно своего дальтонизма.
Вот такую-то живопись Н. П. Крымов зовет тоном и хочет присоединить к ней цвет.
Мне совершенно непонятно, как это сделать на практике. Возьмем тот же стример со светофором; предположим, предстоит задача написать его верно. Степень светосилы (тона, по Крымову) будет зависеть от светового напряжения; чем красный будет ярче, тем более он будет приближаться к центральной точке спектра, т. е. будет оранжеветь; чем он будет больше замирать, тем более он будет приближаться к темно-малиновому. Чем ярче будет зеленый, тем более будет он приближаться к желто-зеленому, а затухая, приближаться к сине-зеленому. Верное видение цветового напряжения, сопоставление степеней напряжения красного и зеленого художник, способный видеть цвет, и выразит цветом, в зависимости от светосилы — оранжевым, красным, малиновым, желто-зеленым, зеленым, сине-зеленым. Если же он попробует прибавить для выражения светосилы белил или «темнил», то и получится грязь и муть.
Часто художнику приходится писать в серенькие дни. Свет в серый день несет те же лучи спектра, которые в сложнейшем переплетении несут с собою везде и всюду цвет, т. е. тончайшие оттенки спектра, верное сочетание которых творит живопись. Смешивая краски между собою, сопоставляя их подчас чрезвычайно тонкие, едва уловимые оттенки, художник воссоздает то, что заключается в самой природе, т. е. жизнь. Н. П. Крымов же предлагает художнику на палитре найти тон и «приплюсовать» к нему цвет. Вот это-то и непонятно. Бумажку, что ли, цветную прозрачную сверху наложить? При помощи какой «черной магии» будет составляться тон? Краска в «сыром виде» — только краска, а не цвет; художнику предстоит найти цветовые сочетания, чтобы выразить материал. Ну, и давайте их искать, на палитре ли предварительно, прямо ли на холсте — неважно. Важно только одно — передать жизнь в ее полноте. Недостаток теории Крымова, по-моему, заключается в том, что, по его мнению, ошибка в цвете не важна, важно взять верно, что светлее и темнее, приблизительно подкрасив. Отсюда-то и получается «светлотемная» живопись, т. е. с одной стороны белесая, а с другой — черная. Я понимаю, что Н. П. Крымов не выносит, чтобы природу в ее прекрасном величии, простоте, благородном и тонком звучании вульгаризаторы иллюминировали для так называемой «цветовой выразительности»...
В защиту своей теории Н. П. Крымов ссылался на примеры русской живописи. Автор этих строк имел счастье два года учиться живописи у того, которого Крымов приводит как пример тоновика, — у Константина Коровина. Блестящий колорист русской живописи, Коровин терпеть не мог слова «тон» и говорил, что только верно взятые цветовые созвучия выражают жизнь. Трудность заключается именно в том, чтобы верно, в полном звучании, их взять. К. А. Коровин говорил, что он в молодости увлекался краской под названием битюм или асфальт. Это — изумительная краска, и в разбеле и в примеси к ярким краскам она приводит живопись к замечательно красивому тону. Верно ли возьмешь, не верно — все равно красиво. Асфальт скрывал все неверное, объединял все то, что без него выскакивало, одним словом, «наводил тень на ясный день». «Тон, — говорил Коровин, — получается в результате верно взятых цветовых отношений; цвет заключен в каждой молекуле жизни». «Цветовые витамины» непрерывно сверкают и искрятся в жизни. Найти в живописи точные цветовые обобщения, выражающие материал и форму предмета в пространстве, — труднейшая и почетнейшая задача для художника. Найти это не так просто. В природе живописность находится, так сказать, в полускрытом состоянии. Глаз колориста, вооруженного определенным методом, вскрывает живописность природы, а глаз художника-«тоновика» зацепляет ее однобоко, передает ее рисунком и приблизительной подкраской. Сравним два метода живописи. Возьмем труднейший из жанров — портрет. Портрет требует очень тонкой лепки формы. Форма передается точнейшими и тончайшими цветовыми соотношениями (Рубенс, Веласкес, Рембрандт, Серов). Спрашивается, зачем утруждать себя, когда видимость формы можно достигнуть приблизительной подкраской, которая при точном отношении темного и светлого сойдет за тон? Хорошо, если молодой художник одарен «цветным зрением», тогда он не пойдет по пути вашей теории, Николай Петрович. А если не очень? Вот тут-то и опасность. Он станет писать со спичкой днем. Оранжевый свет спички, попадая ему в глаза, затемнит и объект наблюдения, и чернота обеспечена. Шардэн говорил, что только тогда можешь увидеть цвет в полном его звучании, когда нежнейший аппарат художника — глаз — защищен от света. Для этого он носил картуз с длинным козырьком. То же делал Венецианов. А вы предлагаете спичку подносить к глазу. Конечно, она все обесцветит и исказит. Н. П. Крымов, между прочим, говорит, что писал стену дома чистыми белилами. Я думаю, что если бы белая стена дома была выражена или, вернее, был вскрыт ее белый цвет при помощи цветовых колебаний (как в природе), то она зазвучала бы, как надо, и без спички. Спичка, по-моему, только затемняет дело. Во-первых, оранжевый цвет огня уже исказит впечатление в сторону холодного, а, во-вторых, какой расчет проигрывать везде и всегда в сторону темного? Если «Вечорницы» Репина взяты в сгущенной гамме, то, конечно, только потому, что художнику хотелось написать свечи. Если бы он решился ими пожертвовать или загородить источник света, то несомненно вся картина была бы гораздо ярче. Если бы задаться целью написатъ зажженную спичку на фоне бедой стены — тогда, понятно, необходимо утемнить все по отношению к огню. Но зачем без нужды это делать? Мне очень нравятся следующие слова Крымова: «хорошо только тогда, когда верно, и верно, если хорошо». Хорошо, если молодой художник, обладающий чувством колорита и, следовательно, понимающий, что цветовые соотношения зажигают свет, не будет нуждаться в спичке. Н. П. Крымов говорит еще, что в реалистической живописи не играет никакой роли фактура, мазок, манера наложения краски. Николай Петрович, вероятно, позабыл о реалисте Рембрандте. 1939 г.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.