Во время поездки на Урал в 1936 году, для того чтобы собрать материал к задуманной мною картине «На старом уральском заводе», мне пришлось побывать в индустриальных центрах Урала: в Свердловске, Челябинске, Златоусте. Перед поездкой я прочел довольно обширную литературу о старом, демидовском Урале. Мне с большим трудом удалось найти цех, который оставили непереоборудованным, как музейную редкость. Этот мрачный кирпичный сарай с маленькими окнами и толстыми почерневшими стенами походил на тюрьму. Я беседовал со старыми рабочими, — они великолепно помнят ту мрачную обстановку, в которой приходилось работать. В этом цехе у меня начал рождаться сюжет картины. Воображение мне подсказало и хозяина, и приспешников его, и различные типы рабочих.
Главная идея, которую я наметил выразить в своей картине, заключается в том, чтобы в реальных, конкретных образах показать ужасы капиталистической эксплоатации и людей, которые боролись с капиталистами еще в прошлом столетии.
Сюжет картины таков: в литейно-формовочную мастерскую входит хозяин со своим приказчиком, который, указывая на первопланную фигуру рабочего, на ухо шепчет хозяину: «это тот самый, который народ смущает». Обстановка мрачная, мастерская — с допотопными средствами производства. Главная фигура — фигура рабочего (на первом плане), который отчетливо сознает, что такое хозяин, борется с ним и призывает других рабочих бороться. Это образ рабочего — представителя класса, за которым будущее. За ним стоит фигура старого рабочего, который устал от каторжного труда, но уже начинает сознавать правду. В глубине — сгорбленные фигуры рабочих, и чахоточный мальчик-подросток, олицетворяющие непосильный труд. В правом углу должен быть рабочий, подбрасывающий в печку уголь. Это тип беспробудного пьяницы, которого загубил каторжный труд. Налево хозяин и сухонькая фигура приказчика, подлеца и взяточника, который замучил рабочих штрафами.
Композиция картины мною найдена не сразу. По эскизу можно видеть изменения. Почти всегда композиция находится художником не сразу. Идея ясна, но выражение этой идеи требует большой работы. Главное условие всякой композиции — чтобы идея была видна сразу, чтобы не требовалось объяснений, чтобы картина сразу «входила в глаз». Нужно построить картину и композиционно и живописно так, чтобы был единый центр. Над этим приходится много работать, пока найдешь окончательное решение. Сравнивая эскиз с картиной, видишь недостатки эскиза. На первоначальном эскизе фигура капиталиста слишком значительна, слишком твердо стоит на ногах, фигура рабочего слаба. В картине я хочу изобразить хозяина нетвердо стоящей фигурой, а опирающейся на палку, тогда как фигура рабочего тверда. Картину я хочу скупо ограничить фигурами, которые выражали бы только главное, только необходимое.
Когда я добился композиционного выражения, я склеил бумагу соответственно размеру картины, т. е. 3 метра 20 сантиметров на 2 метра 80 сантиметров, прибил ее к стене и начал углем компоновать. Уголь — наиболее удобный материал: легко стирается и вновь наносится. Работал я углем не контурно, а светотенью. Когда фигуры расположены, я фиксирую бумагу и расчерчиваю на квадраты; то же самое делаю на белом холсте углем. Затем начинаю подмалевку, т. е. подготовку несколькими красками формы. В данном случае я выбрал черную и умбру натуральную. Перед тем как притронуться к холсту красками, то место на холсте, которое я рассчитываю прописать в один день, я протираю льняным маслом, стираю излишек масла тряпкой и начинаю широкой кистью прописывать форму, или, вернее, делать рисунок двумя красками. Когда картина прописана по этюдам, выяснена форма, я для усиления глубоких мест прописываю вторично. Все это делается без капли белил, акварельным способом. Перед тем как прописывать второй раз, также не обходимо протереть маслом. Одним словом, масло у вас на холсте и ни в коем случае не на палитре. Когда подмалевано все или главные места и все высохло, только тогда вы приступаете к живописи.
Я лично люблю, после того как с этюда перевожу фигуру или деталь на холст, снова писать с натуры, прямо на холсте. Конечно, завод и все то, что я не могу непосредственно писать с натуры, я пишу по этюдам. Во время письма я стараюсь белила вводить в самый последний момент. Свет же я беру следующим образом: беру свинцовые или кремницкие белила, составляю самый сильный локальный тон и им густо леплю форму в свету, мягко переводя ее в тень, где стараюсь оставить подмалевку без белил. Легко прописанные тени дают глубину, сильно же пролепленная форма в свету подчеркивает объем. После того как световой подмалевок высохнет, начинаю лессировать; предварительно протерев картину луком, смазываю маслом, но уже густым, доведенным варкою на солнце до состояния лака, и прописываю свет лессировкой. Ошибочно думают, что лессировка в светах берется без белил, можно и с белилами. Тени и полутона прописываю таким образом, чтобы разрыва не существовало по кладке теста краски. Так я веду свою работу. 1937 г.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.