Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

О жанре


Б. В. Иогансон. «За мастерство в живописи»
Изд-во Академии художеств СССР, М., 1952 г.
Сборник составлен М. П. Сокольниковым.
OCR Detskiysad.Ru


Некоторые художники искренно болеют, обвиняя массового зрителя в равнодушии к живописи. Они с горечью говорят: «Посмотрите на стадион в дни футбольного матча. Ах, если бы частицу такого интереса перенести на советскую живопись!»
Задумывался ли такой «болельщик», почему так происходит и так ли уж виноват советский зритель?
Совершенно естественно, что зритель волнуется всяким интересным зрелищем, и если его захватывает футбольное состязание, то это не является признаком отсутствия культуры, как думают некоторые далекие от жизни художники и критики.
Жизнеутверждающий советский человек волнуется всем тем, что интересно и может взволновать: будет ли это борьба силы, ловкости, находчивости и изящества на стадионе, будет ли это прекрасная симфония, интересное литературное произведение или представление в театре, когда в захватывающих местах зал замирает и вдруг разражается неистовыми рукоплесканиями, или же картина, у которой зритель подолгу стоит, погруженный в созерцание прекрасного и интересного, что трогает и возбуждает мысль.
Масштабы охвата зрителя во всяком искусстве разные, но любой род искусства несет в себе неисчерпаемые возможности воздействия. Так почему же тогда советская живопись, имеющая столько талантливых мастеров, не является столь же популярным искусством, как кино или театр? Попробуем задуматься над этим и подождем обвинять зрителя.
В эпоху передвижничества выставки жадно посещались и возбуждали огромный интерес. Сколько было споров, волнений в критике и среди передовой интеллигенции!
Каждая картина несла с собой мысль. Зритель волновался потому, что видел повсюду отражение окружающей жизни. На выставках преобладал жанр. Главным объектом изображения был человек со всеми его страстями.
Художник сплошь да рядом в незатейливый сюжет вкладывает огромную мысль. Художник умел растрогать зрителя, умел расшевелить его сердце и заставить заработать мысль. Созерцание картины становилось подлинным зрелищем. Живопись играла роль театра и литературы. В этом была ее главная и положительная роль.
За четверть века передвижниками было создано огромное количество картин, составляющих основу Третьяковской галлереи. Перечислять их незачем. Они настолько популярны, что их знает весь народ.
Вот за эти два слова надо бороться советским художникам.
«Так что же, — спросят советские художники, — назад к передвижникам?»
А почему бы и не так? Это вовсе не значит подражать передвижникам, но если бы в нашем искусстве живописи главную роль стал бы играть жанр, бытовой и исторический, разве это было бы плохо? Разве не удвоился бы интерес к советской живописи?
Со времен передвижничества до наших дней в истории живописи произошли большие перемены. Возрос интерес среди художников к музыкальным началам живописи. Живописные начала, композиционные, декоративные и т. д. главным образом стояли в центре внимания. Благодаря этому расширился взгляд на возможности живописи, на музыкальную ее сторону.
Советская живопись внесла свой вклад в дальнейшее развитие русской живописи. Мы можем назвать порядочное количество великолепных живописных полотен, свидетельствующих о наличии в нашей живописи одаренных, талантливых художников, но сказать, что среди этих картин есть много произведений, которые вызывали бы слезы, смех, иронию, поражали бы трагедийностью действия, мы, к сожалению, не можем.
Искусство живописи, если оно разрешает только живописные задачи и не затрагивает интересной темы, не может занимать широкого зрителя.
У нас есть достаточное количество художников, способных поднять исторический и бытовой жанр, но они пока еще идут по линии наименьшего сопротивления. То ли у них нет запала побродить по свету или даже по городу и поискать нужный типаж, то ли другие какие причины играют роль, не знаю.
Но становится обидно, и начинаешь понимать советского зрителя, потому что сам с удовольствием идешь как зритель в Третьяковскую галлерею смотреть жизнь, хотя бы прошлую, но жизнь.
Конечно, обращаешься в первую очередь к передвижникам и в том числе к крупнейшему мастеру бытового жанра Владимиру Егоровичу Маковскому, сто лет со дня рождения которого исполнилось в прошедшем году.
За период его деятельности в русском искусстве совершилось много перемен, начиная с зарождения и расцвета передвижничества и кончая ультрадекадентскими течениями типа «Голубой розы».
Настоящая статья имеет целью отвести нападки на творчество В. Е. Маковского, с легкой руки Бенуа продолжающие жить и посегодня среди эстетствующих художников и критиков, которые только с Олимпа великого искусства смотрят на дальнейшее развитие советского искусства. Опуститься этажом ниже — для них недостойный труд.
Перед искусством социалистического реализма стоят задачи — выразить в правдивой форме, высочайшими средствами искусства историю, подвиги, жизнь и дела своего народа. Жизнь советского народа настолько многогранна, так насыщена творческой мыслью, волевой направленностью, борьбой со всем, что мешает нашему движению вперед, что следует поглубже задуматься о наследстве, чтобы принять нужное и отодвинуть ненужное и мешающее.
В этих вопросах у нас существует некоторая путаница. Иными критиками и художниками берется ставка только на великое искусство. Наше настоящее, утверждают они, настолько велико и будущее настолько грандиозно, что какой может быть разговор о «бытовом жанре?» «Мы будем строить дворцы, клубы, общественные здания, а вы собираетесь учить нас, доживших до солидного возраста, ходить в тапочках Маковского», — так заявил мне один художник.
Я полюбил творчество В. Е. Маковского с моего первого посещения Третьяковской галлереи. Я теперь задаю себе вопрос: неужели причина этому — мое увлечение русской литературой? Возможно, что это имело значение. Сыграло роль и то обстоятельство, что типы Маковского мне знакомы и по личной биографии.
Мое детство сложилось так, что видел я их повседневно воочию. Но это не главное. Главное, конечно, мастерство, и мастерство особого склада. Это мастерство актера и режиссера в живописи. Надо обладать совершенно исключительным жизненным композиционным дарованием, чтобы уметь так срежиссировать мизансцены персонажей и обстановки и уметь так образно почувствовать не только типаж, но и тончайшие душевные переживания, чтобы все, вместе взятое, составляло такое ясное, доходчивое впечатление.
К картинам Маковского не нужно названий. Они могут быть безошибочно даны самими зрителями. Мне не раз приходилось спорить с художниками и критиками о творчестве Маковского и о дальнейшей пригодности его наследства в развитии советской живописи. Возможно, что пересказ этих споров в настоящей статье будет наилучшей формой для того, чтобы выразить ценность специфического дара Маковского и его творческого наследия.
На меня часто нападали, недоумевая, почему я так отстал от века и интересуюсь картинами Маковского, которые ие имеют большой пластической формы, недостаточно высоки по живописи, — было бы понятнее, если бы я увлекался Федотовым, прекрасным художником, разрешавшим те же задачи.
Наконец, есть голландцы, которые очень живописно-тонко решали детали и т. д. Кроме того, будто бы самый характер жанра не имеет большого общественного значения, — это скорее анекдот, облеченный в формы масляной живописи.
Неужели вы искренно восхищаетесь этой живописью? Ведь существует, наконец, Репин, который решал психологические задачи более вескими средствами и, кроме того, ставил большие общественно-политические вопросы.
Дальше вмешивается в спор любитель Сурикова и доказывает, что это единственный художник, который по-настоящему глубоко, высочайшими живописными средствами изображал свой народ, и что странно после Сурикова смотреть на Маковского.
Спор разгорается, и на сцену выступают старые мастера: Суриков неплох, но нам сейчас нужен Веронез. Сейчас пойдет строительство дворцов, общественных зданий, тут не только Маковскому, но и Сурикову и Репину будет нечего делать! В наше время нужна только монументальная живопись, которая должна отражать только великие события. И пошло!!!
Читатель, вероятно, решил, что я выдумал это или это просто было малокультурное общество. Представьте себе — не угадали: были лучшие представители живописи и критики. И нечего удивляться — это явление среди людей искусства довольно распространенное.
Кто же будет отрицать, что мы принимаем великое русское и западное наследство? Но это совершенно не значит, что нужно вычеркнуть таких интимных мастеров, как В. Е. Маковский.
Если бы спросить народ, что он принимает в своем русском наследстве и в европейском, то я думаю, что ответ был бы прост: «Мы принимаем все живое, что будит передовую мысль; отвергаем все мертвое, все непонятное». Поэтому мне понятно, почему народ любит передвижников, искусство которых прежде всего заключало в себе передовую живую мысль.
Одной из самых поразительных вещей Маковского является картина «На бульваре». На меня она всегда производила незабываемое впечатление.
Мастер написал то, что отложилось в памяти каждого старого москвича. Да, это именно та Москва: Москва извозчиков, керосиновых фонарей, церквушек среди зелени, двухэтажных домов, — Москва купеческая, с нарождающимся пролетариатом.
Маковским взята обычная сценка. В осеннее воскресенье на скамейке бульвара (по-моему, это Сретенский бульвар — от Сретенки к Мясницким воротам) сидит пара — мастеровой и его жена с грудным ребенком.
Ему уже скучно с бабой. Еще так недавно он ходил среди девушек запевалой с гармоникой. Житейские заботы уже наложили свою печать на его лицо.
«В кабак, что ли, пойти? Денег нет». Корявые пальцы уныло перебирают лады гармоники. Лицо жены и ее склоненная фигура поразительно написаны. Как верно ее лицо контрастирует с лицом мужа!
Оно полно безнадежной тоски. Короткая любовь прошла — осталась «бабья доля»: пеленки, печка, ухват, мужнины побои, ожидание получки, которую может он и не донести до дому.
Тоска во всей вещи, тоска осени в пейзаже. В перспективу уходит со склоненной головой мужская фигура, даже стекло в фонаре тоскливо склонилось в сторону.
Надо быть поразительным психологом, чтобы всем этим выразить мрачную эпоху Александра III. Игра здесь идет тончайшими средствами. Это очень тонкий рассказ. По этой маленькой картинке хороший писатель мог бы написать целую повесть.
Второй замечательной вещью Маковского я считаю «Объяснение». Нужно ли название к этой вещи? Оно не нужно. Картина ясна без названия. Вспоминается Чехов, Чехов дачных рассказов.
Вещь поразительная по живописи. Она сверкает рефлексами лета. Она замечательно пространственна: начиная с белого кителя студента, все постепенно уходит в глубину аллеи сада. Превосходно написаны все детали: игра света и зеленых рефлексов на кафели печки, обстановка второй комнаты вся в свету, тогда как в первой легкий холодок.
Картина превосходно скомпонована. В покрасневшем лице студента, в его руках поразительно верно выражено смущение. Мне представляется эта психологическая сценка в таком свете; очевидно, это не ее герой, возможно, что есть и настоящий; студент, стоящий у рояля, это сознает, ревнует, и в этом плане идет объяснение. Необыкновенно тонко все это выразил Маковский!
Есть еще критики, да и художники, которые по величайшей однобокости мысли проходят мимо таких вещей.
«Вечеринка» — поразительная картина, выражающая целую полосу нарастающего революционного движения 90-х годов. Как изумительно верно дан типаж! Это живые люди, каждый со своей психологией. О каждом персонаже можно писать рассказ. Сразу скажешь, кто это и какими интересами живет.
Маковский поразительно разнообразен: он заглядывал во все классы и слои русского общества. Мы коснулись трех картин и все они разные. Вот, например, четвертая — «Любители соловьев». Это уже Тургенев «Записок охотника».
Вот опять новый сюжет. Мать пришла навестить сына, отданного в подмастерьи к сапожнику, принесла сыну калачик. Сколько материнской жалости к своему забитому Ваське! Нет нужды говорить о таких популярных картинах, как «Крах банка», «Оправданная», о целом ряде жанров и сцен. Они сами за себя говорят, без названия. В этом замечательное мастерство Маковского-психолога, превосходного рисовальщика и живописца.
Посмотрите, какой живописный шедевр «Старый иконописец»! Какая блестящая характеристика уверенной руки мастера! Все его творчество — это характер и психология. И этим, главным образом, его наследство представляет громадную ценность.
Маковский является примером жанриста, которого интересовало все, все классы общества, от кухни до аристократической гостиной. Он не ленился «походить по жизни», которую изображал необычайно интересно и с громадным мастерством.
Мне кажется, что сейчас как раз время напомнить о Маковском как о замечательном жанристе, чтобы поднять у художников интерес к нашему советскому жанру и тем самым повысить интерес к нашей живописи у советского зрителя.
1947 г.

Продолжение книги... >>






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +