Что значит стать мастером-реалистом? Это значит так овладеть средствами искусства живописи, чтобы они полностью подчинялись воле художника. Воля же его устремлена к наиболее полному выражению содержания, к наиболее яркой передаче образов героев своего произведения (если это жанр), образа природы (если это пейзаж) и т. д.
Рисунок, живопись, композиция есть только средства выражения. Чем совершеннее владеет ими художник, тем выше его мастерство, тем меньше они — эти средства — доставляют ему хлопот при выражении главного, а именно содержания, выражающего передовые идеи своего времени.
Вся трудность, стоящая перед художником, заключается в преодолении материала, в переплавке сырого материала — красок, глины — в живые образы человека, природы. Между представлением об идее и кон кретной формой ее воплощения в картину, скульптуру проходит очень трудный, длительный и сложный творческий процесс. При непосредственном писании с натуры этот процесс для художника, владеющего, повелевающего своим мастерством, легче, нежели при поисках композиционного решения. Как пример совершенного владения своим мастерством можно привести этюды Репина к картине «Государственный совет». Это образец мастерского преодоления материала живописи. Гениальный пианист, исполняя музыкальные произведения, не думает о своих пальцах, не думает о том, как они летают по клавишам. Вся его мысль устремлена на проникновение в замысел композитора, на передачу глубины своего чувства. Так и у Репина. Долгие годы труда, забота о совершенном выражении жизненной правды живописными средствами так вошли в его плоть и кровь, что он тоже не думал о том, как ложится мазок, как кисть подхватывает с палитры нужную краску. Все делается как бы само собой. Вот это в моем понимании и есть мастерство. Владея так своими средствами мастерства, Репин, как лев живописи, в течение одного часа сделал гениальный этюд графа Игнатьева. Но этому часу предшествовали десятилетия напряженной работы.
При непосредственном, многократном писании с натуры время делает мастера. Но для построения сложнейшего организма картины, кроме мастерства, требуются существеннейшие природные данные — прежде всего ум и талант. Для нашего советского художника необходимо еще широкое образование, позволяющее ему понять и впитать в себя передовые идеи своего времени, идеи Ленина—Сталина. Художник, обладающий совокупностью всех этих данных, при напряженном труде может создавать нужные нам произведения изобразительного искусства, отвечающие требованиям метода социалистического реализма.
Вопрос о композиции является труднейшим, узловым вопросом изобразительного искусства. Трудно представить себе такого мастера, у которого представление о реальном воплощении своей мысли в образе настолько ясно и четко стояло бы перед его художественным взором, что, как говорится, бери кисть и пиши. В большинстве случаев так не бывает. Недаром, даже такой гений, как Пушкин, отмечал это. В одной из заключительных строф «Евгения Онегина» он писал:
Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне.
Явилися впервые мне —
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.
Лишь в процессе творчества мысль развивалась яснее и обретала живую ткань романа.
Процесс зарождения образа, если так можно выразиться, его утробного развития и, наконец, рождения художественного произведения таков же у всех людей искусства, в частности, и у нас, художников. Приведу пример из личной творческой практики.
Как у художника своего времени, своей эпохи, естественно, в моем сознании жила мысль выразить в картине столкновение представителей двух классов. Но это была только мысль, а ясного представления о том, где это произойдет, при каких обстоятельствах — на поле битвы или еще где, я не имел. Жизнь шла своим чередом. Однажды в театре, не помню в какой пьесе, я увидел сцену — белогвардеец в избе допрашивал девушку в полушубке. Эта сцена запомнилась и осталась жить своей потенциальной жизнью. Дальше было так. В Музее Красной Армии, в витрине я увидел две серии фотографий. На одной были сняты наши комиссары с бойцами Красной Армии, на другой — группа белогвардейцев-анненковцев. Мужественные, простые, прекрасные лица наших комиссаров Красной Армии так разительно контрастировали с дегенеративными рожами белогвардейских бандитов, что это дало толчок творчеству. В дальнейшем процессе в памяти всплывало виденное, наблюденное, шли поиски композиционной ясности и выразительности, отбрасывалось лишнее, и в конце концов появилась картина «Допрос коммунистов».
Я привел этот пример для того, чтобы подойти к кардинальнейшему вопросу о том, можно ли учить композиции, существуют ли для композиции законы такие же, как для рисунка и для живописи?
Студенту можно доказать, что он ошибся в рисунке, неверно взял пропорции. Можно доказать, что неверно взяты светотеневые отношения. Но как вы сможете убедить студента, что, скажем, такую-то фигуру следует отнести вправо на три сантиметра? Доказать это невозможно, если он сам этого не почувствует. Так как же быть? Следовательно, учить нельзя? И все же, я думаю, учить можно. Обязательно должны существовать и существуют закономерности в композиции. Но на пути обучения композиции есть опасности.
Были примеры в прошлом, когда формалисты сводили построение композиции к схемам, к треугольнику, к построению по диагонали, т. е. брали построение оторванно от содержания. Один даже договорился до того, что идеальная композиция всегда построена по кресту Андрея Первозванного. Все это, конечно, чушь и праздные домыслы.
Тем не менее, если преподаватель скажет, что композиционное построение картины должно идти от содержания и на этом поставит точку, то это тоже почти ничего студенту не даст.
Вопрос о композиции очень сложный, требующий коллективного обдумывания со стороны педагогов и искусствоведов, владеющих диалектическим методом.
Вопрос о композиции должен быть хорошо теоретически обоснован. Поэтому, мое мнение, — кафедру композиции в художественных институтах организовывать рановато. Созданию кафедры должно предшествовать совещание или конференция, где можно было бы договориться по ряду деталей вопроса. А сейчас пока нужно учить студента композиции на разборе шедевров русского и мирового искусства. Другого выхода, по-моему, нет. Хотя и существует программа по композиции, но там трактуется лишь об общих взглядах на этот предмет.
Нужен глубокий анализ шедевров искусства, при котором педагог расскажет студенту о зарождении мысли, о ее развитии, разъяснит, что добавлял нового художник при каждом варианте, как обогащалась мысль при введении тех или иных компонентов, как очищалась картина и становилась яснее мысль, когда художник выкидывал ту или иную деталь, засоряющую ясность подачи содержания, — то есть нужно подробное объяснение всего творческого процесса. Мне кажется, что при таком восприятии произведений великих мастеров у студента будут возникать ассоциации со своими образами, и он свободно, без догмы, будет развивать свое композиционное чутье. 1950 г.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.