(К столетию со дня рождения И. Е. Репина. 1844—1944)
Советское искусство прочно утвердилось на позициях социалистического реализма — художественного стиля, способного выразить нашу эпоху и стремления нашего народа. И вполне понятен величайший подъем, с которым мы, художники, чествуем гениального русского живописца, ярчайшего представителя идейной реалистической живописи. Прекрасное репинское творчество близко нашей современности.
Национальной особенностью и высоким достоинством русской художественной культуры всегда было сочетание глубины мысли, идейности с высокой художественной формой. Эти черты, особенно присущие творчеству Репина, привлекают к нему внимание и любовь советского поколения художников.
Искусство Репина, живое, страстное, талантливое, необычайно разностороннее, неповторяющееся, вечно новое, мастерское по выполнению и форме, — подлинно русское, национальное искусство. Живопись нашу так же трудно представить себе без Репина, как русскую литературу — без Толстого, русскую музыку — без Мусоргского, Чайковского! Его искусство было подвигом всей его долголетней жизни. Оно было необходимо ему, как дыхание. Понять размах и значительность его творчества можно только изучив историю жизни Репина, его эпоху, окружение и школу (в частности, Академию художеств его времени, обычно недооцениваемую, которой Репин обязан многим: в ней он усвоил необходимые знания, дисциплину рисунка и начала мастерства). Нас поражает необычайная плодовитость Репина. Он создал сотни шедевров живописи, тысячи рисунков. В мировой живописи непревзойденным по плодовитости считается Рубенс, но продуктивность его творчества скорее укладывается в сознании, если учесть его «специализацию» преимущественно на обнаженном теле, на выработанном им излюбленном типе женщины (к тому же у Рубенса была «подсобная сила» в лице десятков учеников его мастерской). Размах творческой деятельности Репина не может не вызвать изумления. Нужно обладать гигантским талантом и трудолюбием, чтобы написать такое количество замечательных произведений, не похожих друг на друга: «Воскрешение дочери Иаира», «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Садко», «Крестный ход в Курской губрении», «Арест пропагандиста», «Дуэль», «Иван Грозный», «Отказ от исповеди», «Сходка», «Проводы новобранца», «Вечорницы», «Запорожцы», множество разнообразных других холстов, вплоть до «Государственного совета», громадное количество портретов с блистательно острыми характеристиками, пейзажи, натюрморты, огромное количество замечательных рисунков. Все это было возможно при непрерывном горении, при подвижническом отношении к своему труду.
Для Репина жить значило непрерывно творить. Его творчество являет пример исключительной разносторонности русского таланта и, главное, чуткой отзывчивости на явления и события своего времени.
Творческое наследие Репина — это гигантская эпопея о современной ему действительности. Перед нашими глазами проходят типизированные портреты — угнетенного крестьянства, революционной интеллигенции, адвокатов, монахов, купцов и купчих, актеров, писателей, ученых, музыкантов, поэтов, чиновников, офицеров, полицейских, кулаков-мироедов, царских сановников-бюрократов, приставов — представителей всех классов и слоев пореформенной России. Вспомните хотя бы образы крестьян, блестяще охарактеризованные в «Крестном ходе», — от кулаков-старост до богомолок, прибавьте портреты «Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом», — это целая повесть о русском крестьянстве при царизме. Таких повестей у него немало. Вспомните повесть о революционном интеллигенте в картинах «Не ждали», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» м множество других. Изучение творчества Репина и развитие его лучших традиций — важные условия роста молодого искусства социалистического реализма.
После Великого Октября изменился весь облик нашей страны. Социализм проник во всю нашу жизнь. Народ наш завоевал себе немеркнущую славу в борьбе за социализм, за честь и свободу своей Советской Родины. В Великой Отечественной войне возмужало и закалилось новое поколение героев. Весь мир удивляется мужеству советского человека, его гуманизму, непоколебимой воле в борьбе за торжество коммунизма.
Какой океан чувств — гнева, любви, самоотвержения, патриотизма — бушует сегодня в душе советского человека! Как прекрасны его духовные черты! Были ли во всей мировой истории эпоха, столь наполненная материалом для творчества художника?
И невольно думаешь подчас: «Нам бы теперь советского Репина, художника-гражданина, увлекающегося, загорающегося новой, большой темой!»
Разумеется, всякий жанр нужен и по-своему труден. Трудно хорошо написать пейзаж, труден и натюрморт. Но все же, положа руку на сердце, сознаемся, что картину, глубоко содержательную, — написать сложнее. Очень много труда и волнений. Спокойнее писать пейзажи на лоне природы, не так хлопотно. Вот тут-то и встает перед нами во весь гигантский рост Репин. Он не думал о трудностях, а преодолевал их.
Несправедливо было бы обвинять в равнодушии и безидейности художников специфического жанра, например, «органических пейзажистов», — им природа отпустила свой особенный дар. Не о них я говорю, а о тех, кто уходит в пейзаж от большой современной темы и кто не умеет самый пейзаж одухотворить новыми чувствами, новым содержанием.
В особенности нестерпимы заядлые эстеты. Ну, если ты уж такой «прирожденный эстет», упражняйся на своих холстах. Но они пытаются рассуждать о Репине. «Тенденциозное искусство», «литературщина», говорят эти жалкие пигмеи о гиганте творческой мысли. Известно, что всякое идейное искусство тенденциозно, — в этом слове нет ничего зазорного. А термин «литературщина» никак не применим к Репину. Литературщина — это вид слабой живописи, возникающий, когда художник не в состоянии подняться до большого обобщения художественного образа и подменяет его удачно найденной темой. Это можно сравнить с исполнением хорошей роли бесталанным актером. Можно ли оказать что-либо подобное о вдохновенном Репине? Я утверждаю, что во всей мировой живописи нет ничего, равного по силе и выразительности репинской голове Ивана Грозного.
Исключительным, почти неповторимым свойством репинского дарования является тайна движения человеческого лица. Это редкостный дар. Лицо в движении — его нельзя написать с натуры. Исступленное лицо Ивана Грозного поразительно по своей экспрессии. И какую бы картину Репина мы ни взяли, везде мы увидим тончайшую передачу движении человеческой души. Как сложны, например, оттенки человеческой улыбки — от заразительного хохота в «Запорожцах», от предсмертной прощающей улыбки офицера в «Дуэли», от улыбки сына гимназиста, узнающего отца в картине «Не ждали», до подлейшей улыбки сыщика в картине «Арест пропагандиста». Нечего, конечно, говорить о том, что художник, обладающий таким редкостным дарованием психолога, должен был стать замечательным портретистом. Художник, способный написать человеческое лицо в движении, легко будет справляться с лицом в относительной статике.
Глаз и рука Репина создали серию блистательных характеристик людей его эпохи.
Репинский портрет Мусоргского вызвал изумление такого мастера портрета, как Крамской. Безупречный рисовальщик, Крамской долго сидел перед этим портретом, сознавая, что кроме мастерства формы и рисунка, есть еще особенный дар, благодаря которому лицо на холсте начинает жить второю, вечною жизнью, созданною чудотворною рукою подлинного таланта.
Воздействие картин и портретов Репина было бы неполным, если бы он не обладал качествами прирожденного живописца, необычайной способностью переплавлять в краски живую плоть и кровь тела, живую ткань вещей. Это и есть искусство подлинного реалиста-колориста. Это и есть «волшебная магия» колориста-психолога, которая чарует зрителя, делает картину убедительной, заставляет верить в подлинность художественного образа.
Талант Репина глубоко самобытен. Он во многом не был похож на других. Вот рядом с ним Серов — умный, вдумчивый, медлительный, тяжеловатый. А Репин — сама стихия. Он, по-моему, сам не отдавал себе полного отчета, чем он является. На мой взгляд, он самый талантливый русский художник. Художник со срывами, мятущийся. И вместе с тем все в его творчестве необычайно осмысленно, целеустремленно.
Развитие и расцвет творчества Репина были тесно связаны с пробуждением революционной мысли интеллигентов-разночинцев, с идеями Белинского, Добролюбова, Чернышевского, с поэзией Некрасова, с передвижниками. Оно питалось передовыми идеями среды, в которой вращался Репин. Художники и литераторы этого времени проникнуты сознанием гражданской миссии художника. И неудивительно, что в живописи картина стала основной формой искусства. С уходом со сцены Сурикова и Репина, с усилением в годы столыпинской реакции западных декадентских влияний, упадочных формалистических течений — высокое мастерство идейной картины в большой мере было утеряно, хотя все эти годы у нас продолжала плодотворно работать большая группа художников-реалистов. Советская эпоха создала все предпосылки для возрождения идейной реалистической картины. Дальнейшее развитие советской живописи идет по этому пути. Вот почему творчество Репина так живо, так современно, так близко нам, советским художникам. Товарищ Сталин в числе величайших представителей русского народа назвал Сурикова и Репина. Их имена написаны на знамени нашей национальной культуры. Гений Репина освещает путь советским художникам, которые создают великое социалистическое искусство, смело открывая новое и развивая лучшие традиции прошлого. 1944 г.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.