Быть живописцем — значит выразить мир и свое отношение к нему в первую очередь в цвете. М. С. Сарьян
Когда в Академии художеств экспонировалась выставка картин народного художника СССР и Армении Мартироса Сергеевича Сарьяна, посетителям казалось, что само щедрое южное солнце пришло в залы. Оно сверкало алмазом на снежной вершине далекого Арарата, расплавленным золотом наполняло долины с изумрудно-зелеными виноградниками, серебряной рыбкой купалось в Севане. Жаркие лучи пробрались даже в узенькие улочки и в уютные дворики глинобитных домов — солнце было всюду, где мирно трудились люди. Радостно и тепло становилось на душе, хотелось очень долго жить, чтобы вдоволь наглядеться на эту красоту...
«Моя Родина» назвал художник серию пейзажей Армении, созданную в 1940—1950 годах. В нее вошли 7 картин: «Армения», «Сбор хлопка в Араратской долине», «Араратская долина из Двина», «Колхоз села Кариндж в горах Туманяна», «Арарат из Двина», «Лалвар» и «Бюракан».
Они объединены общим замыслом создания многогранного образа страны, горячо любимой художником. Ее земля стала его родиной. Сарьян родился на Дону, в Нахичевани, близ Ростова, в 1880 г. Он учился в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества с 1897 по 1904 год.
В годы учебы он впервые попал в Ереван. Суровая красота горного края пленила художника. Ее не затмили впечатления от путешествия по Египту, Турции и Ирану, и Сарьян навсегда поселился в Армении. Вместе со своим народом, ставшим при Советской власти хозяином этого сказочного уголка, художник строил новую жизнь. Труд преобразил землю, дал людям радость мирного и счастливого бытия. Высокий пафос утверждения этих идей и составляет главную особенность творчества Сарьяна. Сама природа давала ему мотивы для выражения этих мыслей: широкие панорамы гор и долин, величавая вершина Арарата, кормилец и «поилец» солнечной страны — голубое озеро Севан в оправе необыкновенных «цветных» гор.
Мудрый художник у самой земли армянской взял сверкающие чистые краски своих полотен. Он говорит, что сама земля научила его понимать ее красоту: бережно собирал он коллекцию горных пород, которая поражает обилием и разнообразием цвета: в ней есть куски иссиня-черной лавы, фиолетового, сиреневого, коричневого, желтого, розового туфа, розовато-серого мрамора и белого, как снег, известняка! И в этом «радужном» собрании так же заботливо хранятся сухие комья бурой выжженной солнцем земли. В природе, в народном искусстве, в быту нашел Сарьян, звонкую силу цвета и величавые ритмы, составляющие особенность его произведений. Они декоративны и в то же время монументальны. Но декоративность картин Сарьяна не делает их просто украшением, ярким пятном в интерьере, так как не просто экзотика южного пейзажа влечет его. Художник глубоко, целостно воспринимает жизнь. Природа и люди, занятые мирным трудом, сливаются у него в единый образ родной страны.
«Араратская долина из Двина» — живописный гимн труду человека, дерзновенно вторгшемуся в царство природы и обогатившему ее.
...До горизонта протянулась долина. Художник берет высокую точку зрения — он смотрит как бы немного сверху — и его взору открывается возделанная людьми, разумно распланированная красавица-земля. Щедра она в начале лета — буйно кудрявится свежая зелень садов, деревья словно купаются в кристально чистом воздухе. Они окружили поля и луга, уходящие к самому горизонту. Краски звучат здесь в полную силу — изумрудная зелень, звоикая синева неба, золотые солнечные блики подчеркнуты цветными тенями.
Столь же темпераментно восхищение красотою природы выражено в пейзаже «Лалвар». Он построен на спокойном ритме чередования долин, холмов и далеких гор. Свободно и широко сменяют друг друга пейзажные планы, как бы ведя нас все дальше и дальше по этой сказочной земле, сумевшей удержать на лоне своем само солнце.
Сарьян часто показывает и хозяев этих красивейших на земле мест: группу людей и пастуха со стадом он приблизил к зрителю, еще более подчеркнув широту и простор горного края, принадлежащего этим людям.
В пейзажах Сарьяна нередко встречаются работающие на полях или занятые домашними хлопотами люди. Светлые, радостные чувства рождает картина «Сбор хлопка в Араратской долине». Люди пожинают богатые плоды своего труда — они собрали горы белого, сверкающего, как снег, хлопка. Торжественно звучат в картине краски теплой южной осени — в солнечных лучах искрится, загорается багрянцем листва. В осеннем воздухе уже нет хрустальной звонкости и прозрачности: сквозь золотистое марево голубеет вдали величественная вершина Арарата.
Сарьян широко пользуется декоративными возможностями цвета, сопоставляя цветовые сочетания, найденные в самой природе. Он не выдумывает их, но часто усиливает для выявлен яия характерного, будь то удивительные «цветные» горы Армении, слепящий свет солнца или нежные переливы далеких снежных вершин.
В «Октябрьском пейзаже» нет ничего эффектного: почти голые невысокие отроги гор уходят в золотистую дымку. На фоне очень светлой полосы неба легкие тени едва намечают форму гор. Темные вблизи горы по мере удаления превращаются в тепло-фиолетовые и нежно-лиловые. Энергичным мазком густокрасного и синего тона вылеплены первоплановые скалы. Они контрастно подчеркивают мягкость золотистых далей, освещенных уже неярким октябрьским солнцем. Художник мудро выбрал и усилил здесь именно золотисто-охристые тона красочной гаммы, легко, совсем воздушно написал нежные осенние тени.
Он пожертвовал многими мелкими деталями пейзажа, отбросил многочисленные тона и оттенки, стремясь выявить особенности осеннего пейзажа.
Художественно преображая картины природы, Сарьян не изменяет правде жизни. Жизнь и природа вдохновляют его светлое, жизнерадостное искусство, проникнутое оптимистической верой в могущество человека, в торжество красивой и светлой жизни на земле.
Цикл пейзажей «Моя Родина» был по достоинству оценен народом, и художнику была присуждена высокая награда — Ленинская премия за 1961 год.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.