В канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией, 8 мая 1949 года, в Берлине был торжественно открыт памятник советским воинам, павшим смертью храбрых при штурме германской столицы.
Последний оплот фашизма сопротивлялся отчаянно. Штурм был жестоким, многие погибли в сражении. Героев похоронили в центре Берлина, в старинном Трептов-парке.
«Родина не забудет своих героев» вырублено в камне над братской могилой четырех Героев Советского Союза. И как символ Родины скорбно склоняются над гранитной плитой две белые березки. Их привезли сюда из Смоленщины вместе с родной землей. В шепоте их нежной листвы, в трепетании тонких ветвей слышатся звуки родной земли, вечной любви и признательности народа.
В граните, мраморе и бронзе советские люди увековечили беспримерный подвиг Советской Армии-освободительницы. Ради счастья всего человечества воины-герои отдали самое дорогое — свою молодую жизнь. Память о них навсегда сохранится в сердцах честных людей всего мира.
В первый послевоенный год Военный Совет группы советских оккупационных войск в Германии объявил конкурс на проект памятника советским воинам в Берлине.
В конкурсе приняло участие около 50 авторов, в том числе были немецкие архитекторы и скульпторы. Среди проектов преобладали сооружения, лишенные образной выразительности. Это были обелиски, башни, колонны, каменные кубы и пирамиды. Многие поражали грандиозностью размеров, достигая трехсотметровой высоты. Победителями конкурса вышли мастера советского искусства — народный художник СССР скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский, художник А. А. Горпенко и инженер С. С. Валериус. Они создали грандиозный архитектурно-скульптурный ансамбль, главный монумент которого — статуя воина-освободителя — стал символом борьбы за мир против войны и фашизма.
Особенностью проекта было включение в композицию памятника зеленого массива парка и использование рельефа местности.
Почти на 200.000 квадратных метров раскинулся Трептов-парк. В центре его поднимается подковообразная насыпь, обрамленная зеленой стеной раскидистых платанов. Парк издавна был излюбленным местом отдыха трудящихся. Здесь проходили первые маевки берлинских пролетариев, революционные демонстрации и митинги, с пламенными речами здесь выступали Карл Либкнехт, Клара Цеткин, Эрнст Тельман. Теперь здесь покоится прах героев, отдавших свою жизнь за спасение и счастье настоящих и будущих поколений. С глубоким волнением приходят сюда люди.
Как сложное музыкальное произведение развивается архитектурная композиция памятника. Глубоко и сильно скорбит о своих павших сынах могучий советский народ, сегодня вдохновенно созидающий счастье для всех людей на земле. Ноты грусти и печали в ансамбле оттеняет могучая жизнеутверждающая мелодия, прославляющая великую красоту подвига во имя свободы и счастья.
...Голубоватые седые ели, платаны и липы живой стеною встали по полукругу двух небольших площадей, вбирающих людской поток берлинских улиц. Окаймляющие их борта — скамьи из светлосерого гранита — примыкают к мощным одно-пролетным аркам, открывающим вход на территорию памятника.
Суровы и строги гранитные монолиты арок. Венок и гирлянды из дубовых и лавровых листьев, щиты с орденами, даты и лаконичные надписи — все вырублено как бы из цельного блока и усиливает впечатление монументальности сооружений. Впечатление суровой торжественности не оставляет человека на всем пути до статуи «Мать-Родина».
В неширокой аллейке почти над головой шелестят липы, убегает вдаль светло-серая с черной каймой дорожка... Она ведет на маленькую площадь, где на фоне седых елей четко вырисовывается гранитная фигура женщины, утомленно опустившейся на скамью. В глубокой скорби склонилась на грудь голова, рука словно хочет сдержать затрепетавшее сердце... И, как будто разделяя материнские чувства, склонили к земле свои кудрявые кроны березки, посаженные вокруг площади. Но нет безнадежного отчаяния на лице матери. Оно застыло в предельном напряжении воли, и сильное волнение выдает лишь рука, сжимающая мягкую шаль. Большая душевная сила воплощена в этом образе. Спокойные линии силуэта, плавный поток мягких складок ее простой одежды, удивительная искренность движения и жеста олицетворяют все то светлое, теплое и родное, что связывается у человека с именем матери.
Фигура Матери-Родины вырублена из светло-серого камня-монолита, размер ее в два с половиной раза больше натурального. Она водружена на невысокий красный пьедестал из полированного гранита. Газон и мозаика из кубиков серого гранита и черного камня-лабрадора создают простое и строгое окружение. От этого памятника открывается вид на главный вход и центральный монумент ансамбля. К ним ведет широкая аллея; окаймленная четырьмя рядами пирамидальных тополей. Их строгие вертикали создают четкий ритм марша, смягченный посаженными перед ними нежными березками. Почти сто метров дорога постепенно поднимается и с высоты в три с половиной метра взору открывается сразу весь центр ансамбля.
Прием неожиданного раскрытия больших пространств часто использовался русскими архитекторами. Он лежит в основе планировки парка Петродвордца и подмосковного комплекса Архангельское.
Колоссальные гранитные террасы ведут в партер, где похоронены герои. Два гигантских приспущенных знамени из красного гранита символизируют отданные героям последние воинские почести. Золотом горят на зеркальной поверхности слова:
«Вечная слава воинам Советской Армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества от фашистского рабства».
Бронзовые фигуры коленопреклоненных воинов у подножия знамен как бы усиливают звучание торжественного гимна, которым друзья-однополчане провожали павших в бою. Мужественные лица воинов суровы, как сурова солдатская скорбь. Склоняясь над дорогими могилами, они клянутся вечно хранить мир, оплаченный кровью.
На нижней террасе расположена могила четырех Героев Советского Союза. Пять гигантских бронзовых венков на гранитных плитах указывают места братских захоронений. Покрытые яркой зеленью, они красиво оттеняются живописным ковром мозаики из естественного камня: на красном фоне выложены белые лавровые венки Славы. Красная мозаика перекликается по цвету с красными знаменами, усиливая цветовую цельность и акцентируя главную часть ансамбля — могилы павших бойцов. К ним с двух сторон подходят ряды саркофагов с барельефами, изображающими по этапам важнейшие события Отечественной войны.
Скульптор Евгений Викторович Вучетич создал каменную летопись, повествующую о безмерных страданиях, великом мужестве и высоком патриотизме советского народа и его армии.
На одном из рельефов изображены советские люди, занятые мирным трудом. Разбойничье нападение фашистов было внезапным. Вражеские бомбы разрушили заводы, лишили людей крова и хлеба. Плачет женщина у разбитого очага, люди проклинают фашистских извергов.
Весь народ поднялся на защиту отечества.
О единстве фронта и тыла рассказывают рельефы с изображением людей, передающих воинам оружие и свои трудовые сбережения, показывающие народных мстителей-партизан.
Массовый героизм народа воплотился в подвигах Александра Матросова, Зои Космодемьянской, славных панфиловцев и многих других. Эти подвиги запечатлены на одном из саркофагов: воин, бросающийся под вражеский танк со связкой гранат, и герой, грудью закрывший амбразуру вражеского дзота.
Бессмертной славой покрыли себя защитники городов-героев. Их образы тоже увековечены в рельефе.
Советская Армия разгромила фашистов, спасла порабощенные народы Европы. Как родных сыновей, встречали наших воинов в освобожденных странах. На саркофаге показана сцена, символизирующая нерушимую дружбу народов Советского Союза.
На последнем рельефе изображены советские люди, воздающие воинские почести погибшим в священной освободительной войне.
Восемь саркофагов размещены так, что издали как бы накладываются один на другой, создавая впечатление мощного фриза, подводящего к центру всего ансамбля — статуе воина-освободителя.
Тринадцатиметровая бронзовая фигура солдата олицетворяет Советскую Армию, взявшую в руки оружие со святой целью — освободить от захватчиков свою Родину, уничтожить фашизм, угрожавший человечеству порабощением, защитить мирный труд людей всей земли.
Фигура молодого воина дышит несокрушимой силой. Маленький ребенок доверчиво прильнул к груди доброго великана. Старинный меч, которым воин разрубил свастику, является символом защиты правого и благородного дела, символом борьбы за то, чтобы счастливо жили люди, чтобы спокойно они трудились, не боясь, что огненный шквал войны вновь пронесется над землей.
Честное, мужественное лицо у солдата. Он смело идет вперед. В образе воина-освободителя скульптор воплотил высокие моральные качества советского человека.
Статуя воина-освободителя отлично воспринимается со всех сторон, чему способствует ее легкий разворот. Вертикали накинутой плащ-палатки придают фигуре необходимую устойчивость. Основанием монумента служит зеленый курган, напоминающий древние курганы-захоронения. Это вносит еще одну нотку в национальную мелодию всего ансамбля. На кургане возвышается светлый пьедестал фигуры, внутри которого построен мавзолей — торжественное завершение всего ансамбля.
Мавзолей — круглый купольный зал, стены которого украшены смальтовой мозаикой. Художник А. А. Горпенко изобразил народ, приносящий дань благодарности и признательности погибшим. В центре зала на постаменте из черного Лабрадора стоит золотой ларец. В нем хранится книга в сафьяновом переплете, где на нетлеющих листах пергамента записаны имена воинов, павших в боях за Берлин. Зал освещает люстра из хрусталя и рубинов, сделанная в форме ордена Победы.
Мягкий свет и торжественная тишина навевают мысли о великом и вечном — о красоте подвига храбрых, о величии смерти во имя счастья живых.
«Великие подвиги ваши бессмертны. Слава о вас переживет века. Память о вас навсегда сохранит Родина». Глубоко в камень врезаны эти слова. Глубоко западают они в человеческие сердца. Народ приносит цветы и венки на могилы героев. Пионеры и демократическая молодежь ГДР здесь, у священных камней, клянутся верно служить делу мира и свободы. Памятник советским воинам в центре Европы всегда будет напоминать людям о священном долге каждого — неустанно бороться за мир на земле.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.