Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

В. И. Мухина (1889—1953) «Рабочий и колхозница»


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Detskiysad.Ru


Время унесло не одну великую цивилизацию, поглотило множество поколений людей. Однако даже через тысячелетия пришли в современный мир египетские пирамиды и статуи фараонов, древнегреческие храмы и античная скульптура. Великие создания искусства древности не утратили власти над людьми сегодня. Они поражают и радуют, раскрывают таинственные, увлекательные страницы ушедшей жизни. И если когда-нибудь, через много веков люди найдут статую «Рабочий и колхозница», выполненную советским скульптором В. И. Мухиной, они подумают о нас с вами, — о счастливых советских людях. Такова волшебная сила искусства.
Шедевры искусства создаются редко. Они возникают лишь тогда, когда могучий поток жизни устремляется вперед, сокрушая старое, порождая новые, невиданные ранее формы жизни.
Такой исторической вехой в судьбах современного человечества было появление первого в мире советского социалистического государства. Впервые в истории люди труда стали подлинными хозяевами своей земли, всех богатств ее, впервые в истории человечества плоды труда стали достоянием создателей. В это время и родился один из шедевров советского искусства — скульптурная группа «Рабочий и колхозница».
Фигуры юноши и девушки венчали здание павильона Советского Союза на Международной выставке «Искусство, техника и современная жизнь», открывшейся в Париже летом 1937 года.
Советский Союз получил приглашение на эту выставку еще в 1936 году. Было отведено место для строительства павильона. Здание проектировал архитектор Б. М. Иофан. Он говорил:
«В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный и мощный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма, когда труд есть дело чести, дело доблести и геройства. Эту идейную направленность архитектурного замысла надо было настолько ясно выразить, чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это павильон Советского Союза».
В воображении архитектора рисовалось красивое легкое здание. Уступами поднималось оно над зеленью парка, стремительно врезаясь в небо центральным пилоном. И, словно взлетая по этим гигантским ступеням, с самой высокой точки устремлялись ввысь рабочий и колхозница, гордо поднимая над головой серп и молот. Их фигуры должны быть светлыми, легкими.
И мечта стала явью. Пятиступенчатый красавец-павильон поднялся над Сеной. Его центральный пилон, облицованный внизу красновато-коричневым газганским мрамором, таял в вышине, сливаясь с небом и далью. Мраморные плиты постепенно светлели кверху. Двадцатичетырехметровая скульптура вознеслась на тридцатитрехметровую высоту. Она казалась парящей в воздухе. Юноша и девушка в неудержимом порыве устремились вперед. Радостны, одухотворены их лица. Красивые сильные фигуры рассекают воздух, поднимая ввысь эмблему труда — серп и молот. Широкий шаг их уверен и тверд. Сильным и властным движением отброшенных назад рук люди словно утверждают свою власть над землей. Встречный ветер овевает их лица, играет легкими прядями волос, струится в складках одежд, скользит по упругим, исполненным жизни телам и уносится вдаль...
Вперед и вверх направлено это могучее, неукротимое движение. Оно подчеркнуто развевающимся шарфом, подхваченным девушкой и повторяющим своим изгибом, горизонтали пилона. В ритме волн его движения бьются на ветру и фартук юноши, и легкий девичий сарафан. От центра поток складок сбегает к бокам и в бурном вихре крутится сзади.
Каждая новая точка зрения обогащает впечатление. Если с фасада воспринимается главным образом устремленность вверх, то слева сильнее чувствуется движение вперед, властная сила, неукротимая энергия, не знающая преград. Но сила эта светлая, чистая и прекрасная. Плечо к плечу идут вместе молодые люди нашей страны, шаг за шагом приближаясь к цели, к осуществлению большой и прекрасной мечты. Это мечта о счастье. Кажется, что они уже видят его, высокое счастье — свободный труд.
Пафос созидания, утверждение красоты и величия устремлений строителей социализма нашли живое и яркое воплощение в этой группе. Ее признал весь мир и поклонился ей. Потоки восторженных отзывов говорили об этом. Французский писатель и прогрессивный деятель Ромен Роллан писал: «На Международной выставке на берегах Сены два молодых советских гиганта возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и поведет их к победе».
Создание скульптурной группы «Рабочий и колхозница» — своего рода творческий подвиг художника — выдающегося мастера советской скульптуры Веры Игнатьевны Мухиной. Она вышла победительницей в состязании с крупнейшими ваятелями страны. Ведь в конкурсе на скульптуру для советского павильона приняли участие И. Д. Шадр, В. Н. Андреев, М. Г. Манизер. Лучшим был признан проект В. И. Мухиной. Ее группа наиболее ярко и образно воплощала идею торжества всего советского строя, победу социалистического государства.
«Мне хотелось передать в этой группе тот бодрый и мощный лорыв, который характеризует нашу страну. Группу хотелось дать легкую, стремительную, полную воли и движения, сметающую все препятствия на своем пути... Образы для воплощения зтой мысли придумывать не пришлось, — они всюду вокруг нас, бодрые и уверенные в своем деле и в своей победе», — писала В. И. Мухина. Увлеченная высотою идеи и благородством замысла, В. И. Мухина творчески подошла к его воплощению. Она не повторила предложенного архитектором «восхождения» фигур, но дала им стремительный, гигантский шаг вперед, сохранив при этом их устремленность ввысь.
Был сделан небольшой макет павильона, на котором как бы «примерялась» скульптурная группа. Делались многочисленные варианты. В первых эскизах мужская фигура была обнаженной; юноша и девушка шли полуобернувшись друг к другу. В окончательном варианте обе фигуры развернуты фронтально, их взоры устремлены вперед — в ту счастливую даль, которая уже видна молодым. У них одна цель — и скульптор связывает фигуры общим движением — могучим шагом и победным жестом рук, вздымающих эмблему труда.
Глубокое раздумье, непрерывные творческие поиски в течение многих месяцев...
С каждым днем четче откристаллизовывался замысел, нарастала потребность в его пластическом выражении. Но не было для скульптора ни на земле, ни в богатом творческом воображении ничего прекраснее простого советского труженика! Повсюду, где бывала В. И. Мухина, а она много путешествовала по стране в то время, художница видела, как хорошеет, расцветает Родина, поднятая трудом и энтузиазмом народа, встречала замечательных людей.
Путешествуя по Волге в 1936 г., она побывала на крупнейших заводах Ярославля, Горького, Рыбинска, Казани, Куйбышева; видела, как живут и работают люди в приволжских колхозах. Народ завершал вторую пятилетку. Жить становилось все легче и радостнее. Хотелось трудиться еще лучше — люди ясно видели чудесное завтра своей страны, крепко верили в правильность избранного пути.
Вместе с ними жила и творила художница, среди них черпала она вдохновение, в их среде нашла жемчужину своего лучшего произведения — образы рабочего и колхозницы. Они выполнены с натуры. Кузнец московского завода и молодая колхозница позировали для окончательного варианта.
Жизненная конкретность образов сделала ненужной обнаженную фигуру, и кузнец получил свой обычный рабочий костюм, а девушка — сарафан, совсем такой, как все тогда носили.
Но сила искусства не в том, чтобы скрупулезно, точно воссоздать кусочек жизни. Это может сделать и хороший ремесленник. Искусство концентрирует в произведении наибольшее количество черт, характерных для изображаемого явления, часта преображает действительность. Так, фигуры рабочего и колхозницы у Мухиной выросли до 24,5 метров. Исполинские лица, руки и тела незачем было дробить точным перечислением мышц и связок — и они даны обобщенно.
На 33-х метровой высоте трудно различить портретные черты — их красивые лица не несут резко индивидуальных особенностей. Страстность художника, его убежденность в неодолимости прогресса налили фигуры титанической силой, сообщили им ураганный порыв, управляемый светлым разумом и доброй волей. Светлое, доброе, чистое поднялось над землей... Эта мысль подсказала и материал — легкий, светлый. Это была еще никогда не применявшаяся в скульптуре нержавеющая хромо-никелиевая сталь.
Так, сохранив полную конкретность и жизненную достоверность образов, В. И. Мухина создала произведение большого монументального стиля. Оно насыщено пафосом гуманной идеи о прогрессе человечества.
Проект принимала и утверждала специальная правительственная комиссия.
Необычный материал скульптуры требовал экспериментов — никто не знал, как будет выглядеть на фоне неба статуя с блестящей стальной поверхностью, никто не делал таких больших и одновременно легких фигур из стали, никто не знал, как можно быстро увеличить в 15 раз небольшую модель высотой в 165 см.
Но у нас такое правило: если трудно одному — помогут все. Так и на этот раз: скульптору помогали и ученые, и астрономы, и металлурги, и конструкторы, и дружный коллектив рабочих завода Центрального научно-исследовательского института машиностроения и металлообработки, которому было поручено сооружение статуи.
На завод привезли гипсовую модель. Точными приборами ее разделили на пояски шириной в 1 см, которые затем по частям увеличили в 15 раз. По ним сделали деревянные формы, дававшие негативное изображение отдельных деталей фигур. В них укладывалась листовая сталь от 0,5 до 1 мм толщиной. Она выколачивалась и выдавливалась там, принимая форму скульптуры. Листы сваривались, скреплялись внутри металлическим каркасом.
Инженер П. Н. Львов сконструировал специальные сварочные машины. Фигуры выполнялись по частям в сборочном цехе.
А на заводском дворе сооружались могучие железные каркасы, которые должны были соединить детали фигур. Очень трудно пришлось конструкторам с каркасом для развевающегося в воздухе шарфа: ведь он был длиною 30 метров и весил 5,5 тонн!
Вспоминая эти дни, В. И. Мухина писала: «Февраль и март в этот год не были ласковы, солнечных дней почти не было — то мороз, то дождь, то вьюга. Каркас и леса обледеневали, но неуклонно росли два гиганта и покрывались сталью... Ноги стали на место, оделись торсы, руки проплыли по воздуху и слились с телом; были укреплены головы и, наконец, две руки со скрещенным серпом и молотом увенчали передний фасад статуи... По ночам статуя светилась от обильных каскадов искр. Это сварщики варили каркасы внутри или автогеном резали сталь. То, что пугало вчера, стало родным сегодня: сталь, которой мы так боялись в самом начале, сейчас подчинилась нам. Иногда неудачную деталь целиком вырезали автогеном и тут же, без деревянных форм, на глаз лепили из стали. Наконец, последняя часть села на место, композиция замкнулась, и шарф взлетел на воздух».
Нержавеющая сталь оказалась прекрасным материалом для скульптуры. Ее пластические свойства были проверены: предварительно изготовили голову «Давида» Микеланджело. Учесть вффекты различного освещения, отчего блестящая сталь меняет окраску, помог Московский планетарий; здесь скульпторам показали цвет парижского неба с весны до осени — в период работы выставки.
Так в содружестве с наукой и техникой искусство победило. Скульптурную группу повезли в Париж. Она весила 75 тонн и заняла 28 платформ. За 11 дней пять инженеров и двадцать рабочих подняли все 65 частей гигантской скульптуры на 33-х метровую высоту центрального пилона и здесь же сварили их. Мухина с помощницами руководила работами, целые дни проводя в поднебесье. Наконец леса были сняты. Мир увидел замечательное произведение советского искусства, которое заняло достойное место среди мировых шедевров.
Творческий подвиг В. И. Мухиной был высоко оценен нашим народом и правительством. Скульптора наградили орденом Трудового Красного Знамени, удостоили Государственной премии.
Статуя «Рабочий и колхозница» сейчас установлена перед входом на Выставку достижений народного хозяйства в Москве. Она символизирует непобедимость свободного труда на свободной мирной земле.

продолжение книги ...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +