От Петрозаводска до сердца солнечной Украины — Киева, на лучших городских площадях стоят памятники деятелям революционного движения, науки, культуры, выполненные М. Г. Манизером. Монументы В. И. Ленину и М. И. Калинину, Д. И. Менделееву и И. П. Павлову, И. В. Мичурину и Т. Г. Шевченко и еще многим, многим замечательным людям, скульптурные портреты, надгробия — даже удивительно, как мог успеть человек сделать столько? Ведь каждый памятник — это кусочек жизни скульптора, плод долгих, иногда мучительных поисков, глубоких раздумий, наконец — просто огромный труд.
Манизер любил искусство с детства. Художниками были его отец и мать. В мастерской отца дети наблюдали за его работой, рисовали и лепили сами. И хотя юноша Манизер поступил в Университет на математический факультет и благополучно завершил этот сложнейший курс, — страсть к искусству не угасала, наоборот — крепла. Он окончил еще и Академию художеств, и Консерваторию.
Но главным делом жизни Матвея Генриховича стала, монументальная скульптура. «Радость художника, доставляемая ему его работой, подобна радости певца, поющего от всей души, с увлечением», — говорит Манизер.
Искренним и глубоким увлечением Манизера было создание памятника Т. Г. Шевченко. Образ великого гуманиста — страдальца и борца увлек его с юных лет. Как-то, рисуя в классе Академии художеств, он прочёл на мраморной доске, что здесь провел последние годы и скончался поэт, художник-академик Т. Г. Шевченко. Тогда же был прочитан «Кобзарь» на украинском языке. Было трудно, так как русского перевода не было, но Манизер не только одолел его, но и прочел другие произведения. Автобиографическая повесть Шевченко «Художник», его «Дневник» раскрывали страницу за страницей короткую, но полную великого творческого горения, борьбы и страданий жизнь.
Исполненные пафоса борьбы стихи «Завещания», обращенные к тем, кто будет жить в светлом царстве свободы и правды, призывали не забыть поэта в счастливый час.
И советские люди не забыли поэта-борца. Юбилейные даты его отмечаются как большие общенародные праздники. В дни празднования стадвадцатилетия со дня рождения Т. Г. Шевченко, в марте 1934 года, в городском парке Харькова был торжественно заложен памятник поэту.
Сооружение памятника становится большим общегосударственным делом. Было объявлено три конкурса на проект памятника Т. Г. Шевченко. В них участвовали крупнейшие мастера советской скульптуры. Упорно соревновался за честь быть автором памятника и М. Г. Манизер. Он глубоко и серьезно изучал поэтическое наследие поэта, его дневники, автопортреты и портреты, сделанные другими художниками; с трепетом созерцал скульптор посмертную маску поэта. Воссоздать образ и живой облик поэта помогли ему и немногие сохранившиеся фотографии.
«...Я настолько ясно себе представил его рост, походку, выражение лица, глаз, улыбку и даже голос, что, кажется, встреть я его живым на улице, я нисколько не удивился бы...» — писал Манизер.
И мечта осуществилась. На третьем конкурсе Манизер победил. Был принят его проект, суть которого он пояснял так:
«Шевченко трактован мною как поэт-революционер, демократ и бунтарь, энергичным жестом как бы ниспровергающий царское иго рабства и неволи...
В цепи фигур, огибающих постамент, мне хотелось дать как бы историю революционной борьбы на Украине, увенчавшуюся победой рабочих и крестьян, высоко несущих знамя революции».
Памятник представлял собою ступенчатый постамент из полированного серого камня-лабрадорита с красивыми сине-голубыми блестящими вкраплениями, центральная часть которого — высокий трехгранный пилон, увенчивалась фигурой Шевченко. Гигантская статуя должна быть видна издали: ее высота — три человеческих роста — 5,5 метров! Силуэт ее четок и прост: Тарас Григорьевич идет по родной земле с непокрытой голевой, в накинутом на плечи пальто, и взору его открываются безмерные страдания и горе людей. Тяжким камнем падали слезы народные в душу поэта. Пламя гнева опалило его лицо — и окаменело оно в титанической силе.
Огненный взор, кажется, испепелит угнетателей. Энергичный жест правой руки, сжатой в крепкий кулак, зовет к мщению, говорит о несокрушимой народной силе.
Уступами поднимаются почти от основания центрального пилона и уходят вглубь постаменты с окружающими Шевченко фигурами. Здесь герои украинского народа, образы поэзии Т. Г. Шевченко.
Своеобразной прелюдией к этой симфонии о борьбе и победе народа звучит проникновенный лирический обр"аз Катерины.. Молодая украинка с прекрасным, но скорбным лицом крепко прижала к груди ребенка, словно защищая его от житейских бурь и невзгод. Это лирическое олицетворение современной Шевченко Украины: она была поругана угнетателями, но жила в ней сильная и прекрасная душа народа.
Закономерным развитием образа непокоренной, свободолюбивой Родины в памятнике является группа Гайдамаков. За Катериной изображена фигура лежащего украинца. Безоружный, тяжело раненный, он яростно и упорно сопротивляется. Особенно выразительно его лицо со сложным выражением муки, ярости и сильной воли. Над ним, словно символ народной мести, поднимается молодой, сильный колиевец с косой. Он сжимает ее, как винтовку. Орудие мирного труда народ превращает в страшное оружие против врагов. Группу завершает фигура богатыря, зубами разрывающего путы на руках. Он молод, полон сил, но связаны его могучие руки. Так веками страдал под ярмом, в рабстве и нищете талантливый, сильный, красивый украинский народ. Но не было в мире сил, чтобы сломить вечное стремление людей к свободе, не было сил, чтобы сломить гордый дух народа!
Фигуры сидящего связанного запорожца, женщины с цепом, крестьянина, согбенного под тяжестью мельничного жернова, вызывают в памяти исполненные страстной мечты о свободе шевченковские строки:
О, если б кандалы разбить Иль перегрызть их! («Самому чудно»)
В этой же группе изображен солдат с бородатым лицом. Он напоминает самого Тараса Григорьевича Шевченко, десять лег страдавшего в «смердючей казарме» николаевской армии. Есть автопортрет художника, где он изображен очень похожим на этого солдата.
«Солдаты — самое бедное, самое жалкое сословие в нашем православном отечестве. У него отнято все, чем только жизнь, красна: семейство, родина, свобода — одним словом — все»,— писал поэт, изведавший бездну горя и страдания николаевской солдатчины. Образы поэзии Шевченко не случайно встают рядом с персонажами памятника — они рождены героической историей вольнолюбивого, сильного украинского народа. Наделяя их национальными чертами, Манизер, однако, не иллюстрирует Шевченко — его образы несут большое обобщение.
Начало новой эпохи — эпохи революционной борьбы пролетариата — знаменует группа рабочего, поднимающего с земли знамя со сломанным древком и стоящего за ним студента. Революция 1905 года разгромлена — знамя выпало из рук знаменосца. Но борьба не кончена — алый стяг поднят, он скоро взовьется вновь, увлекая народ вперед — в будущее.
В жестоких боях ковалась победа — и вот она пришла. Фигура питерского рабочего-красногвардейца еще дышит напряжением борьбы. Молодой матрос радостно приветствует победу, взметнув вверх бескозырку.
Героическая борьба народов России за свободу и счастье окончена. Свободный и радостный труд на мирной земле символизирует заключительная группа из четырех фигур: донецкого шахтера, гордо несущего красное знамя, украинского крестьянина — народного кормильца, красноармейца, охраняющего мирный труд, и, наконец, молодой девушки-комсомолки с книгой.
Эти статуи интересно рассматривать с близкого расстояния, они лишь в полтора раза больше человеческого роста.
С огромным энтузиазмом сооружался памятник. Манизер жил тогда в Ленинграде. Руководитель ленинградских большевиков С. М. Киров сказал, что создание памятника Т. Г. Шевченко — дело чести ленинградцев: ведь в этом городе лучшие люди из русской интеллигенции добыли поэту свободу, здесь расцвел его дар художника, здесь провел он последние годы жизни.
В мастерской Манизера кипела работа. Небольшие модели статуй надо было перевести в большой размер. Скульптор сконструировал специальное приспособление, при помощи которого его помощники (жена Е. А. Янсон-Манизер и скульпторы Н. В. Дыдыкин, Н. А. Астафьев и Н. Н. Турандин) увеличивали фигуры, после чего он прорабатывал и оканчивал их сам.
А на площадке, где был заложен монумент, в это время полным ходом шло сооружение пьедестала. Это напоминало большое строительство. По специально проложенной узкоколейной железной дороге подвозились шеститонные глыбы волынского лабрадорита. Каменотесы здесь тесали и полировали блоки пьедестала.
На работы по сооружению памятника приехали колхозники, земляки Тараса Григорьевича. Около двухсот рабочих трудилось над созданием грандиозного монумента. Он был открыт в яркий весенний день 1935 года.
Это было всенародное торжество. Величаво плыли над городом звуки «Интернационала», гремели орудийные залпы-салюты. Сборный хор харьковчан пел «Заповит».
«Сердечно приветствую народ Украины в день, когда он достойно увековечивает в памяти и детей и внуков своих прекрасный образ истинно народного великого поэта-демократа, замученного царизмом», — телеграфировал украинцам А. М. Горький.
А Манизер продолжал работать над образом Кобзаря. Он совершил большое путешествие по Украине, побывал во всех местах, связанных с жизнью поэта, делал зарисовки, фотографировал. Художника интересовало все: и природа, и люди, и история, и жизнь... Он готовился к сооружению памятников Т. Г. Шевченко в Киеве и на могиле поэта — на высоком холме над Днепром — в Каневе. Монументы были открыты в 1939 году.
«Мне хотелось вызвать в зрителе активный протест против грубой, злой силы, которая давила, угнетала, коверкала прекрасные, здоровые, исполненные человеческого достоинства создания»,— писал Манизер, выражая словами то, что навеки сохранят бронза и камень.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.