В деле реконструкции сербских городов особое место принадлежит Белграду. Разработанный в 1867 г. Емилианом Иосимовичем (1823—1897) генеральный план его реконструкции, как и более ранние градостроительные начинания, непонятен вне атмосферы народного энтузиазма, одушевленного желанием уничтожить следы тяжелого прошлого. Цель Иосимовича — превратить столицу Сербии в памятник исторической победы над Османской империей. Поэтому центральная часть Белграда, удобно и живописно расположенного при впадении Савы в Дунай, должна, по его мнению, приобрести современный облик. В Старом Белграде внутри крепостного рва — свидетельства векового рабства — невозможно строительство новой жизни. «Неужели пристало нам; сохранять позор наш,— вопрошает Иосимович,— неужели и дальше столица наша будет иметь облик, который ей придало варварство? Облик, отражающий чужеземные обычаи, чужую веру и предрассудки?» Хотя в первой половине XIX в. рядом с турецким Белградом начал формироваться сербский, Иосимович настаивает на разрушении старого города и создании на его месте нового городского центра. «Пусть же развитие свободы и прогресса Сербии будет видимо и в прогрессе ее столицы — в просторных, широких, представительных, прямых улицах с красивыми зданиями на них. Тогда все смогут убедиться, что народ порвал со своим старым мрачным азиатским обликом и предрассудками, обратившись ко всему передовому, красивому и доброму»,— писал в пояснительной записке автор проекта. Главное здесь — символика предпринимаемой акции: создание центра на месте бывшей турецкой крепости. Новая культура, новая жизнь, новое общество должны создаваться в среде, характер и формы которой представляют зримое выражение Освобождения.
Конкретные предложения Иосимовича о создании системы городских парков, разработка мер по предупреждению спекуляции и т. д. рождены демократической заостренностью его программы. Что же касается приемов ее воплощения, то здесь очевидна ориентация на определенные образцы — реконструкцию Парижа и особенно Вены. Постоянное соотнесение своих проектов с работами венских мастеров и с новым центром Вены характеризует в равной мере деятельность архитекторов Сербии, Словении и Хорватии. Отношение к Австрии лишено однозначности. Возмущение политическим гнетом не всегда распространяется на область культуры. Австрийская архитектура сохраняет значение образца в каждом начинании общенационального масштаба. Достичь ее уровня — своего рода национальная сверхзадача югославского зодчества второй половины XIX — начала XX в.
Градостроительство Сербии первой половины и середины XIX в. поглощено в основном проблемами общего плана, связанными с освоением норм регулярного градостроительства и перенесением его системы на сербскую почву. С конца XIX в. центр тяжести перемещается на более частную проблему создания общественных центров—культурно-просветительных, административных. Их проектирование сохраняет неизменную актуальность в связи с отсутствием подобного рода строительства в период иноземного владычества и острой потребностью молодой, воспрянувшей к свободной жизни нации в театрах, музеях, народных домах, издательствах, учебных и больничных сооружениях, административных зданиях. Возведение каждого такого здания вырастает до ранга события и рассматривается как завоевание национальной культуры и факт социального значения.
Нельзя забывать также об ассоциациях, характерных для европейской архитектуры этого времени в целом,— обычае рассматривать здания парламентов и народных собраний в качестве символов буржуазно-демократических свобод, связывать даже сам факт строительства театров, музеев, выставок и других культурно-просветительных учреждений с демократизацией жизни и сословной структуры общества, с присущим времени просветительским пафосом.
Решение о строительстве здания Народной скупщины в Белграде (арх. Йован Илкич) послужило для архитектора Леко поводом к созданию встречного проекта, который бы превратил ее площадь в общественный центр столицы, аналогичный форуму — главной площади Вены. Здание скупщины задумано как символ города и государства, подобно собору св. Петра в Риме, св. Павла в Лондоне. Сайта Мария дель Фьоре во Флоренции, Парламента в Берлине. В том же направлении работает мысль С. П. Бабича, спроектировавшего ансамбль культурного центра сербской столицы — Театральной площади (1914) в виде системы площадей, которые должны были стать ядром общегородского ансамбля.
Проектируя главные площади Белграда, оба архитектора пытаются сделать ансамбль центра действительно общенародным по своему значению. Они выбирают для проектируемых ими сооружений ренессансно-барочный стиль. Ассоциативное мышление XIX в. видит в уподоблении стиля и композиции главных площадей Белграда Вене вызов и волю к созданию собственной культуры, способной соперничать с культурой одной из ведущих стран Европы, веками угнетавшей балканские народы. Согласно принятой в прошлом веке символике государственная идея связывается с формами ордера и ренессансно-барочной архитектуры (первичная ассоциация — имперская мощь Древнего Рима), народная и национальная — с архитектурой, созданной народом, с храмами средневековья и народным зодчеством, точнее — с народным жилищем.
В непосредственной зависимости от этих представлений находится судьба национального стиля, понимаемого в XIX — начале XX в. как стиль национальный по формам. Проблема национального стиля сохраняет неизменную актуальность на протяжении рассматриваемого периода, но характер ее понимания и интерпретации заметно меняется. В период национального Возрождения первой половины XIX в. культовая архитектура, сохраняющая ведущее значение, обращается к наследию храмовой архитектуры XIII—XIV вв., то есть времени, когда сербская держава и древнее сербское зодчество достигли высшего расцвета, к традиции, не умиравшей, но искусственно остановленной в своем развитии иноземным нашествием. Национальный подъем помогает увидеть в привычных формах новое содержание. Это возвращение к прошлому рождено потребностью заново пережить восстановление грубо разорванной цепи времен, прочувствовать единство национального исторического процесса и свою сопричастность к овеянному легендами свободному прошлому. Наиболее полно эта тенденция выражена в творчестве македонских мастеров, получивших цеховое воспитание, работавших артелями, особенно крупнейшего из них — Андреа Дамянова (1813—1896).
Символом национального Возрождения и выражением его истинной народности стало также народное жилище в первоначальном значении этого слова (непрофессиональная архитектура, создаваемая народными мастерами для народа). Она переживает в первой половине XIX в. поздний расцвет, оспаривая значение «ученой» архитектуры, с тем чтобы уступить ей лидерство во второй половине XIX в.— и теперь уже навсегда.
В этом факте наиболее полно воплощены демократизм и своеобразие сербского и македонского зодчества. Искусственно остановленное в своем развитии в пору средневековья, в конце XVIII — первой половине XIX в., оно создается людьми, у которых чисто средневековое чувство этнического патриотизма и народности соседствует с пробуждающимся чувством буржуазной нации. И если градостроительство представляет архитектурную интерпретацию демократических и освободительных идей интеллектуальной элитой Сербии, то храмовое зодчество и народная жилая архитектура — понимание тех же идей самим народом, то есть крестьянством. Очевидна аналогия в характере развития сербского и македонского зодчества в строго ограниченной локальной сфере жилищного строительства болгарскому, румынскому, греческому, даже турецкому, заставляющая нас вспомнить о проблеме балканизма и о специфике культурного и художественного развития региона.
Перестройка архитектуры и архитектурного образования на академический лад выдвигают, поднимая до уровня национальной задачи, проблему изучения памятников древнего зодчества. Начало ему было положено художником Д. Аврамовичем (1815— 1855), издавшим в Белграде две книги: «Святой Афон с точки зрения веры, искусства и истории» (1847) и «Описание древних сербских памятников Святой (Афонской) горы» (1848). Планомерное изучение древностей и появление истории архитектуры как специальной науки приходится на 1871—1885 гг. и связано с именами Михаила Валторовича и Драгутина Милутиновича, которых вдохновляло «одушевление изучать древнее сербское искусство во имя его оживления и современного применения».
Инициатива энтузиастов нашла продолжение в деятельности кафедры истории архитектуры и византийского стиля (в Сербии конца XIX — начала XX в., как и в России 1830—1840 гг., византийский стиль, точнее византийское зодчество, отождествляется с национальной традицией, то есть с зодчеством отечественного средневековья) на техническом факультете Высшей школы Белграда, в 1905 г. вошедшей в состав архитектурного факультета Белградского университета. Однако только в конце XIX в.— начале XX в., когда задача утверждения государственности отодвинулась на второй план, уступив место задачам укрепления и развития национальной культуры, сербский стиль приобрел широкое распространение и в гражданском строительстве.
В сербском зодчестве второй половины XIX — начала XX в. эклектика сохраняет господствующее положение. Когда оно пытается приблизиться к новейшим направлениям европейской архитектуры, в цервую очередь к венскому модерну, то делает это в формах национального стиля. Идейно-художественная программа модерна с антибуржуазной нацеленностью, лозунгом искусства для всех и во всем была воспринята сербами в наиболее близком их пониманию национально-романтическом варианте. Виднейший представитель сербского модерна Бранко Таназевич выступает за современное использование национальных мотивов в соответствии с современными потребностями. Архитектор Леко подчеркивает необходимость художественного осмысления современной техники, не забывая, однако, упомянуть, что национальная архитектура невозможна вне преобразованных в соответствии с новыми эстетическими вкусами элементов и облика древних сербских зданий. А. Стефанович полемизирует с Леко, настаивая на непосредственном использовании традиционных форм. Он выступает за региональную и национальную определенность, за развитие в архитектуре черт, свойственных среде, ее создавшей, указывает на вред, нанесенный отечественной архитектуре «иезуитско-барочным» стилем.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.