К опыту народного зодчества (крестьянского жилого дома) профессиональные архитекторы обращаются лишь в начале XX в. при проектировании типовых сельских школ. Это новое явление для сербской архитектуры имело, по всей видимости, определенную социально-политическую подоснову, в чем-то родственную демократическому варианту русского стиля 1860—1870 гг., румынского в интерпретации И. Минку и крестьянскому оттенку хорватизма. Смысл его в попытках создания стиля на принципах архитектуры, создаваемой народом для народа.
К 20—30-м годам нашего столетия, после создания Югославского государства позитивная программа сербского стиля исчерпала себя, став знаменем великосербского шовинизма и оплотом консервативных тенденций.
Иными путями идет формирование общедемократических тенденций в зодчестве Словении. Это связано как с политическим статусом ее и с традициями культуры, развивавшейся, как и хорватская, несмотря на территориальную принадлежность к Балканам, в сфере иной художественной традиции, точнее на перекрестке иных традиций — среднеевропейской и итальянской. Идеалом и целью освободительного движения в XIX и начале XX в. остается независимая Словения. Поскольку адекватным выражением государственной идеи, как уже говорилось, считались формы и стили, основанные на ордерной системе, минимально соотносившиеся с представлениями о национальном своеобразии, зодчество Словении, теснейшим образом связанное с освободительным движением, не обнаруживает специальной тяги к национальной форме. Оно стремится не столько к самобытности, сколько к достижению передового уровня общеевропейской архитектуры.
Оживленное строительство в Словении начинается лишь на рубеже XIX—XX вв. в ее культурном центре — Любляне. Трагедия города, разрушенного в 1895 г. землетрясением, была воспринята как общенародное бедствие. Его восстановление, сфокусировавшее в себе созидательную деятельность словенцев в области архитектуры, их волю к освобождению, стало своеобразным памятником патриотического движения, накануне создания Югославского государства. Возникновение новой национальной школы заявило о себе в большом градостроительном начинании, приобретшем общенародный характер.
О демократизме программы восстановительных работ свидетельствует размах строительства зданий просветительного и общественно-массового назначения (Оперный театр, арх. Храски и Хруби; Народный дом, арх. Скрабонт; Рудольфинум, арх. Резори из Вены), а главное — принципы, легшие в основу плана регулирования и перспективной застройки Любляны. Его создание — свидетельство победы передовой архитектурной мысли над свойственным буржуазному обществу индивидуализмом предпринимательства и частнособственнической организации строительства. Конечно, Любляне не угрожали зловещие контрасты, свойственные городам Англии или Германии середины XIX в., но самое стремление предупредить нежелательные последствия спекулятивной застройки свидетельствует о зрелости социальной мысли.
К разработке проекта реконструкции и восстановления столицы Словении Городской совет привлек архитекторов из Вены и Праги, а также знаменитого немецкого теоретика и зодчего К. Зитте. Проект последнего был отвергнут из-за его внешнего архаизма — приверженности к средневековым образцам и в равной мере из-за утверждения нецелесообразности устройства аналогичного Вене Ринга в сравнительно небольшом городе. Как и для сербов, прямоугольная сетка улиц символизировала для жителей Любляны, сохранявшей до конца XIX в. вид средневекового города, прогресс, культуру, индустриализацию. После небольших коррективов, к осуществлению был принят проект архитектора Макса Фабиани, уроженца Любляны, ученика О. Вагнера, одного из учредителей венского «Сецессиона».
Подобно Зитте, Фабиани берет за основу градостроительного решения старый город, пытаясь тем самым сохранить своеобразие и подчеркнуть в особенностях планировки красоту и живописность традиционных городских картин. Но в противоположность первому он широко использует контрасты между частями города, застроенными по регулярному плану, и частями, сохранившими старый план и традиционную систему застройки, предусматривает устройство соединявшего радиальные магистрали Ринга, создание которого имело для словенцев символическое значение.
Уяснению идеологического смысла реконструкции Любляны помогает еще один факт. По указанию известного свободомыслием и демократизмом бургомистра Хрибара, мечтавшего превратить Любляну во вторую Прагу, при проектировании зданий на площади перед Дворцом юстиции архитекторы должны были придерживаться характерного для облика чешской столицы мотива двойных угловых башен. Наряду с антиномией притяжение — отталкивание от современной австрийской архитектуры важным моментом национальной культурной программы является осознание общеславянской общности и желание дать обозначившейся в то время тенденции к сближению славянских наций вполне материальное воплощение.
Социальные задачи, разрешаемые в хорватской архитектуре, близки словенской. И здесь основные усилия зодчих направлены на преодоление провинциализма и отсталости.
Подъем хорватского зодчества в 1890—1914 гг. является непосредственным результатом распада Австро-Венгрии и получения в 1867 г. автономии во внутренних делах. В конце XIX в. в Загребе ведется интенсивное строительство. Здесь мы также встречаемся со ставшим едва ли не правилом для югославских народов соперничеством с Веной. В подражание и по образцу осуществленного в столице Австрии форума сооружается форум — главная площадь и общественный центр Загреба.
Особенно значителен вклад Хорватии в разработку проблемы национальной архитектуры, интерпретируемой как народная в сословном понимании этого термина. В отличие от «почвенности» архитектуры сербского и македонского Возрождения, еще не поднявшейся до уровня профессиональной, и «этнографизма» сербского стиля конца XIX — начала XX в. в Хорватии мы имеем дело со сложными социологическими рассуждениями, аргументирующими необходимость оживить народное зодчество. Разложение общины, развитие капитализма в деревне, превратившее крестьянский вопрос в одну из самых жгучих проблем аграрной Хорватии, нашло свое отражение в архитектурных теориях на переломе столетий.
В изданной в 1897 г. книге А. Радича «Основы собирания и изучения материалов о народной жизни» сформулирована концепция крестьянской архитектуры. Ее основное положение базировалось на народной мечте о правде и опиралось на бесспорную для автора аксиому: «Поскольку и народ имеет свою культуру, необходимо изучить, на чем она основывается, какова она, необходимо во имя блага народа определить ее место среди других, а не под другими». Это казалось тем более актуальным, что в Хорватии были скептики, сомневавшиеся в существовании хорватской культуры как культуры особенной, национальной. Радич подчеркивает: дело не в отсутствии национальной культуры, а в знании ее. Причина незнания — оторванность просвещенных классов от народа, не достигших оригинальности культуры другого народа, то есть их беспочвенность. Типично романтическая теория, выросшая на традициях дубровницкой литературы и иллирийского движения, обнаруживает также удивительное, хотя и несколько запоздалое соответствие русскому славянофильству, претерпевшему естественное видоизменение в соответствии с потребностями «хорватизма». Из идеализации крестьянства в духе Л. Толстого вытекают особенности толкования Радичем понятия демократизации. Девиз его — «свободой к просвещению». Господа, верхушка — носители чужеземной цивилизации, прогресса, знания и образованности, крестьяне — носители самобытных начал культуры. Современная хорватская культура, и архитектура в том числе, должна развиваться на основе синтеза обоих начал. Неся своему милому и доброму народу просвещение, господин станет одновременно и учеником. Он будет учиться у народа его жизни, его правде.
Создатель одной из крестьянских утопий Радич возглавил движение архитектуры к фольклорной традиции. Идеями фольклоризма вдохновлена деятельность архитектора Позиловича, известного в качестве создателя «народной архитектуры». Его аналогом в области архитектурной теории являются монографии Пилара «Хорватские строительные формы» и «Хорватский крестьянский дом». Цель их — менее всего абстрактная наука, они предназначены быть подспорьем проектировщику в его усилиях создать национальную архитектуру. Но очень скоро обнаружился утопизм этих начинаний; социальная база их, как и предупреждал Радич, ограничивалась лишь «господским кругом». И многие из недавних адептов фольклоризма, например Пилар, стали пылкими сторонниками «Сецессии». В 1898 г. в брошюре «Сецессия» Пилар сформулировал программу нового стиля:
1. Никакой школы. Полная свобода творчества. Художнику предстоит обогатить искусство элементами новой жизни.
2. Современное искусство должно быть понятно всем и каждому.
3. Сецессия — искусство для всех, а не для избранных.
4. Сецессия должна вести непрерывную борьбу против общеизвестного и традиционного.
Не останавливаясь на всей совокупности сложных проблем, следует отметить одно. Программа Пилара — сторонника сецессии — не противоречит программе Пилара — апологета фольклоризма. Больше того, первая есть последовательный и закономерный вывод из его ранних художественных пристрастий. Отрицание школы понимается как отрицание старой академической школы. Поскольку академизм претендовал на общезначимость на все времена, бунт против его догм принимает форму бунта против существующей школы как таковой. Антибуржуазная, более того, социалистическая, хотя и далекая от научного социализма, установка сецессии на искусство для всех, единое и общепонятное, имеет тот же смысл, что и апелляция к хорватской крестьянской архитектуре. Общенародную архитектуру должны питать народные корни.
Об этом же свидетельствуют теоретические взгляды и творческая практика В. Ковачича (1874—1924), опиравшегося на традиции античности, Ренессанса и средневековья. В программной статье «Современная архитектура» формулировки, буквально совпадающие с формулировками О. Вагнера в одноименной книге, имеют в виду иную цель — не создание современной архитектуры вообще, а архитектуры, удовлетворяющей нужды хорватского народа и выражающей особенности «хорватской души».
Демократизм идейной программы хорватских зодчих, для которых национальная архитектура может быть только архитектурой народной, находит соответствие в демократизме их художественной программы. Показателен опыт Ковачича, проектирующего коттеджи, опираясь на опыт английского зодчества поздней готики и раннего Ренессанса, на традиции народного средиземноморского жилища. Его шедевр — церковь св. Блажа — создана с учетом принципов формообразования сводчатых храмов средневековья и осмысления художественных возможностей новых конструкций из железобетона.
Принцип формообразования средневекового зодчества, характеризующийся художественным претворением утилитарно-полезного в художественно-выразительное, обладает определенным демократизмом в том смысле, что он не нуждается в специальной изобразительной системе художественных средств, будь то ордерная система Ренессанса, барокко или классицизма, или «стиль» эклектики. В народном жилище свойственный средневековью принцип формообразования получил максимально последовательное воплощение. Социальный смысл, вкладываемый сторонниками сецессии и фольклоризма в понятие прекрасного, объясняет корни фанатической ненависти Ковачича к орнаментации и декору, разделяемой им со своим знаменитым другом, венским архитектором Адольфом Лоосом, создателем архитектурного памфлета под названием «Орнамент и преступление», а также причину того, почему новые принципы формообразования связывались в общественном сознании с элементами социалистической архитектуры. Подводя итоги сказанному, следует отметить, что для формирования социалистической культуры Югославии особенно плодотворной оказалась градостроительная традиция сербского и словенского зодчества XIX — начала XX в., заостренность постановки проблем народности в хорватской архитектуре и общая для всех трех основных культурных центров Югославии сосредоточенность на важнейшей, с точки зрения определенного исторического этапа, общенациональной задаче создания народной по духу и характеру архитектуры.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.