Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Югославия. Часть 15-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Так к первым десятилетиям XX в. в искусстве Сербии, Хорватии, Словении складываются предпосылки для возникновения, социалистического искусства. Среди них выделим как основные:
сильную демократическую линию в искусстве, связанную с утверждением духовных ценностей, которые мастера этого направления видят в жизни народных масс, в огромной роли, которую народ сыграл в исторических судьбах страны;
сатирическую линию, главным образом в графике, создающую разоблачительный образ буржуазного общества, широко использующую гротеск — мобильный и массовый вид искусства, неразрывно связанный с передовой, революционной прессой;
авангардистское искусство — то его антибуржуазное и бунтарское, по самой своей сути, крыло, которое существенно революционизировало художественную и общественную жизнь страны;
искусство монументальных форм, способных вобрать широкое жизненное содержание, тяготеющее к героико-патриотическим обобщениям.

АРХИТЕКТУРА

Говорить о собственно социалистических тенденциях в архитектуре будущей Югославии следует с большой осторожностью. В отсталых, зависимых или едва вышедших из вековой зависимости землях (в дальнейшем речь пойдет о Сербии, Хорватии и Словении) перед зодчеством XIX — начала XX в. выдвигались задачи, отличные от вопросов, стоявших перед архитектурой народов Центральной Европы.
Однако в социальной ангажированности, сосредоточенности на высоких целях освободительного движения, в демократизме и широте подхода к разрешению задач следует видеть традицию, к которой обратится в будущем формирующаяся социалистическая архитектура.
Со времени национального Возрождения — вплоть до образования Югославского государства проблематика зодчества по существу исчерпывается, полностью совпадая с проблематикой, рожденной движением за национальную независимость.
Напряженность и всенародный характер этого движения придают формирующейся в ходе его архитектуре ярко выраженную демократическую окраску.
Этим объясняется недифференцированность понятий народное и национальное, мыслимых как синонимы, объясняется, почему на протяжении рассматриваемого периода доминирует тенденция к созданию самобытной, достигшей уровня передовых европейских стран архитектуры, с которой связывается все передовое и жизнеспособное.
В специфических условиях сложения югославского государства тенденция к созданию единой югославской архитектурной школы сталкивается с противоположной — желанием иметь архитектуру собственную, особенную — сербскую, хорватскую, словенскую.
В XIX — начале XX в. доминирует второе. Одновременно ширится, приобретая особую интенсивность на рубеже столетий движение за культурную общность югославских народов.
Архитектор словенец И. Плечник и скульптор хорват И. Мештрович разрабатывают в 1910 г. в Вене проект будущей Югославянской академии художеств.
В 1913 г. организационный комитет художественных деятелей Сербии и Югославянства, в состав почетных председателей которого также входили Мештрович и Плечник, публикует «Программу», пронизанную пафосом создания великой славянской культуры на Балканах.
Первым ее великим творением и залогом будущего расцвета назван спроектированный Мештровичем «храм в память Косовской битвы».
Формирование региональных и зарождение единой югославской архитектуры, протекающее в эпоху интенсивного сближения и интернационализации культур, выглядит как непрерывная цепь усилий, направленных на изживание провинциализма и отсталости путем освоения опыта передовых стран, создания национальных кадров профессиональных архитекторов и национальной архитектурной школы, приобщения к современным методам проектирования, внедрения в строительство современных типов административных, общественных, культурно-бытовых зданий.
Движение за национальную архитектуру в XIX в. возглавляет Сербия — лидер освободительного движения югославских народов. Но только в идейном отношении.
В Хорватии и Словении проблема национальной самобытности и создания национальной школы включает в качестве важнейшей задачу модернизации архитектуры.
Иным образом обстоит дело в Сербии. Освобождение от навязанной иноземным игом культурной изоляции в период Национального Возрождения открывает пути европеизации архитектуры — преодолению норм средневековья и освоения архитектурного языка нового времени.
В первой половине XIX в. зодчество Сербии, стадиально соответствующее Возрождению в общекультурном смысле этого термина, развивается в кругу идей просвещенного абсолютизма.
В 1860-е годы происходит новый скачок: окончательное изгнание чужеземных поработителей, открывающее перед страной перспективу буржуазного развития, ставит архитектуру перед задачей освоения опыта передовых капиталистических стран.
Сербия осваивала архитектурную систему нового времени, когда та близилась к своему историческому концу (эклектика), и сербскому зодчеству пришлось на протяжении столетия пережить два кардинальных перелома.
Едва успев освоить архитектурный язык и метод творчества после Возрождения, оно было поставлено перед другой столь же сложной проблемой приобщения к нормам рождающейся на рубеже столетий современной архитектуры.
К началу первой мировой войны архитектура основных национальных школ Югославии (Хорватия, Словения) достигла современного уровня и вплотную приблизилась к нему в Сербии.
Будучи плодом национального развития, она одновременно приобрела черты общечеловеческие и интернациональные. Задача, поставленная перед зодчеством национально-освободительным движением, была в основном решена.
Социальная заостренность сербского зодчества XIX — начала XX в. и его поглощенность общенародными проблемами нашла последовательное воплощение в градостроительстве, непосредственно связанном в своем развитии с этапами освободительного движения.
В первой половине XIX столетия градостроительство — одна из форм реформаторской и преобразовательной деятельности князей, вдохновлявшихся идеями сербских просветителей.
Развитие сербского градостроительства на основах регулярности начинается с сел. 1828 г. датируются первые регулярные планы сербских сел, а вскоре издается указ: свидетельство былого варварства — стихийно возникшие, хаотично распланированные села — покинуть и сжечь, построив вместо них новые, регулярно распланированные.
Со смертью Милоша Обреновича это начинание заглохло. Но идея создания регулярных поселений получила в 1830—1850-е гг. новое развитие.
Отсталость Сербии заставляет правительство принять меры, стимулирующие развитие городов как очагов национальной культуры.
С 1833 г. начинается выселение турок, составлявших основную массу населения городов, и заселение их сербами.. Проблема, известная по строительству сел, решается аналогичным образом: население покидает старые города, создавая вместо них новые с широкими прямыми улицами, с застройкой по красной линии, большими площадями правильной формы (Лешнице, Рашка, Горний и Доний Милованец, Пожега, Кральево, Крановец и др.)
Программа создания новых сербских городов взамен прежних — чисто политическая акция, рожденная логикой освободительной борьбы и создания независимого государства.
Собственно градостроительный прием имеет второстепенное значение, хотя, конечно, нельзя сбрасывать со счета смысл, с которым ассоциировались формы регулярного градостроительства — европеизм, то есть путь исторического развития, выбранный Сербией, демократия, прогресс.
Формирующаяся национальная культура и складывающееся в борьбе за независимость государство нуждаются в зримых символах своего становления.
В этих условиях тип города и его пространственно-планировочная структура, тип и облик зданий превращаются в форму выражения воли народа к созданию справедливого социального устройства.
Если бы дело касалось только удовлетворения бытовых нужд, развитие градостроительства пошло бы, вероятно, по другому руслу, ибо строительство новых городов взамен покидаемых старых представляется далеко не самым рациональным с точки зрения практической полезности.
Начало третьей фазы в сербском градостроительстве приходится на 60-е годы. В 1862 г. была заключена конвенция об окончательном выселении турок из городов.
Этот акт положил начало реконструкции крупных исторических центров. Поскольку ее осуществление наталкивалось на препятствие в виде частной собственности на землю, в 1866 г. был издан указ об экспроприации владений для всенародного пользования в гигиенических или технических целях, а также в целях «большего удобства и украшения отдельных мест».
Сильная централизованная власть и неразвитость предпринимательского строительства сделали возможными мероприятия, к которым вынуждены были прийти в то же время развитые капиталистические страны.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +