Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Югославия. Часть 14-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Такая жизненная наполненность исторического жанра, объективно позитивная роль, которую он способен: был играть в то время, не случайна: национальное самоутверждение идет через познание своей истории.
В Хорватии именно тогда усиленно развивается историческая наука, прошлое входит в творчество почти всех деятелей искусства, национальная история оказывается питательной средой и источником многих импульсов, движущих югославянскую культуру.
История для хорватского общества — источник вдохновения, кладезь тем и сюжетов, наконец призма, сквозь которую рассматривали и оценивали настоящее и представляли себе будущее.
От ранних романтиков и до поэтов, чье творчество входит в круг модернистского миросозерцания, литераторы югославянских областей постоянно вращаются в зачарованном кругу традиционных форм национального мышления. На национальном эпосе базируется половина произведений изобразительного искусства.
Влахо Буковац (1855—1922), ученик Кабанеля, хранивший верность творческим принципам своего мэтра во всем, что касалось формального языка живописи, программно подчинял свою кисть и вдохновение потребности хорватского общества в утверждении национальной проблематики; он не случайно писал преимущественно исторические полотна.
Буковац много сделал для преодоления провинциализма хорватской живописи, он не только принес в искусство родины, пусть отраженный, блеск большого европейского искусства, но и выступил как организатор культурной жизни.
Именно он сыграл важную роль в организации первой хорватской выставки (1894), а в 1899 г. при его ведущей роли было создано Общество хорватских художников.
Интересно, что Буковац сделал проект занавеса для Национального театра в Загребе, в котором проявились стойкость просветительских тенденций в хорватском искусстве и его патриотическая программа: занавес должен был символизировать национальное возрождение и содержал ряд портретов крупных общественных деятелей Хорватии, «компонованных с большим декоративным чутьем».
Эта работа Буковаца напоминает о некоторых явлениях чешской художественной действительности того времени и еще раз говорит о значительном единстве художественного процесса в славянских странах конца XIX в.
Мастером, стремившимся приспособить принципы европейской живописи к потребностям хорватского общества, был и Ц. Медович (1857—1919), учившийся в Италии и Мюнхене. Исторический жанр был одним из ведущих в его творчестве («Приход хорватов»).
Исторические полотна О. Ивановича проникнуты антигабсбургской тенденцией: его картины, посвященные Николаю и Петру Зриньским, борцам против австрийской монархии, напоминают о проблематике венгерской исторической живописи — там тоже возникали полотна на подобные темы.
Названные художники по-своему старались «не отстать» от исторического романа, возникшего в своем новом качестве в творчестве хорватского писателя А. Шеноа. Однако, если писатель стремился к тому, чтобы отразить, по его же словам, «раны народа», то изобразительное искусство этой задачи перед собой не ставило.
Все же и здесь возникает демократическое направление — в творчестве Н. Машича (1852—1902) и ряда других художников, обращавшихся к теме народа. Машич воплощал тенденции, противоположные салонным, хотя его крестьянские образы («Пастушка», 1880) сохраняют значительную меру идеализации.
В 1890—1900 гг. тенденции новаторства нашли себе выход в творчестве группы молодых художников: М. Кральевича (1885—1913), В. Бецича (1886-1957), Й. Рачича (1885-1908).
Они связаны с импрессионизмом, с его поздней и видоизмененной стадией, как это имело место в большинстве славянских стран. Правда, в Хорватии импрессионизм не складывается в такую доминирующую систему, как это было в Словении.
Однако разрыв с прошлым происходит столь же решительно и целеустремленно. Как раз борьба «старых» и «молодых» происходила в Хорватии очень напряженно и была непримирима.
В литературе ее стойко вела группа «Хорватского модерна», сложившаяся в 1895 г. В области живописи в Загребе возникло «Общество Медулича» (1908), близкое по своим исканиям венскому сецессиону, в 1916 г. появился «Весенний салон».
Ведущими жанрами названных выше художников были, как это типично для всего европейского искусства того времени, пейзаж, натюрморт, портрет.
Хорватские мастера, хотя и проходили обучение в Мюнхене и Вене, были хорошо ориентированы в вопросах французского искусства. Причем их творчеству часто присуще острое чувство пластической формы, склонность к драматизации, напряженности.
В этой обстановке подъема, интенсивных исканий начинает складываться творчество крупнейшего мастера хорватского и всего южнославянского искусства — Ивана Мештровича (1883—1962).
В полной мере оно развернулось в период межвоенного двадцатилетия, когда Мештрович говорит уже от лица всей Югославии, всех вошедших в нее народов.
Широкий диапазон творчества сочетался у него с не менее широкой идейной проблематикой. Он сознательно стремился создать как бы общую мифологию южных славян, дав отображение их истории средствами новейшего искусства. Эту огромную задачу Мештрович решал, по существу, всю жизнь.
В период перед первой мировой войной Мештрович только начинал входить в искусство,— но уже не локально хорватское, а мировое. Он начинал как скульптор, глубоко проникшийся импульсами национального творчества, которое отлично знал.
При этом Мештрович вообще обладал огромной художественно-пластической восприимчивостью, позволившей ему буквально вобрать.
в себя прежнее наследие югославянской пластики, самый его дух, которые он увидел глазами художника XX в. Не случайно не только мера его одаренности, но и национальный характер творчества, проявившийся буквально с первых шагов в искусстве, были замечены соотечественниками: они решили помочь молодому Мештровичу (сыну крестьянского ремесленного резчика по камню) получить художественное образование.
Мештрович едет в Вену, где в 1901 г. поступает в Академию. Характерно, что уже в 1904 г. он становится членом венского Сецессиона и оказывается в центре творческих исканий своего века.
О его духовных исканиях того времени говорит созданная им статуя Льва Толстого (влияние великого русского писателя тогда сильно возросло среди южных славян). В то же время Мештрович был глубоко затронут идеями Родена.
В 1904 г; Мёщт.рович едет в Париж, что представляется вполне закономерным в его «годах учения». Здесь хорватский скульптор испытывает и творчески переосмысливает целый поток новых художественных впечатлений.
Здесь же он проявляет себя как национальный мастер: в 1908 г. появляется его скульптура «Мать», а в 1907—1912 гг. он работает над проектом грандиозного монумента-храма в память битвы на Косовом поле.
Для генезиса будущего социалистического искусства Югославии имеют особое значение два момента творчества Мештровича: поиски монументальных форм выражения и тяготение к значительной общественной проблематике.
Он входит в плеяду крупных европейских скульпторов XX в., умевших и желавших воплотить большие комплексы национальных идей. Средства вы разительности, например, К. Дуниковского, как и интеллектуально-эмоциональная окраска его творчества, резко отличны от художественных образов Мештровича.
Однако «Гробница Болеслава Смелого» и «Вавельские головы» воплощают тот же национально-эпический подход к задачам творчества, что и «Косово поле» молодого Мештровича, мечтавшего дать пластическое оформление целому пласту национального миросозерцания.
По сути дела, он пытался создать памятник всему национальному прошлому своей страны. Однако мемориальный комплекс Мештровича не мог быть реализован в то время: он был задуман с таким размахом и требовал решения таких сложных профессиональных задач, что предварил многие из современных попыток в этой области.
Мештрович хотел сочетать в едином синтезирующем образе отдельные виды искусства, сохраняющие свою равнозначность, пластическую раскованность.
Он пытался сочетать скульптуру — и рельеф, круглую скульптуру — с архитектурным решением, создать сложную пространственную композицию, но одновременно — единую, целостную.
Подобно тому, как в его скульптуре «Мать» ощущение скованности, цельности каменного блока сочетается с мотивом словно бы разворачивающегося изнутри движения; это движение странным образом выражается через неподвижность, напоминая об увлечении Мештровича скульптурами Микеланджело, которые он старался интерпретировать по-своему.
Столь триумфальное начало знаменовало собой тот факт, что молодое югославянское искусство за чрезвычайно короткий срок стало вровень с европейским, что период культурной стагнации остался далеко позади, что вклад этого искусства в европейское в самом начале XX века стал весьма ощутимым.
Как Брынкуши и Дуниковский, Мештрович принадлежит уже истории мирового искусства.
Еще до того, как Югославия стала объединенным государством южных славян, она, образно говоря, воссоединилась в творчестве Мештровича.
В этом смысле творчество Мештровича, как и творчество крупнейших мастеров, его современников, подводит итог начинаниям иллирийцев и «Омладины» и многим другим прогрессивным тенденциям XIX в.
Отойдя от всякой стилизации, от этнографизма, усвоив творческие начинания новейшего европейского искусства, наследуя великим традициям прошлого и настоящего — от Микельанджело до Родена,— Мештрович воплотил в своих образах самую суть национальной культуры.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +