Такая жизненная наполненность исторического жанра, объективно позитивная роль, которую он способен: был играть в то
время, не случайна: национальное самоутверждение идет через познание своей истории. В Хорватии именно тогда усиленно развивается историческая наука, прошлое входит в творчество почти всех деятелей искусства, национальная история оказывается питательной средой и источником многих импульсов, движущих югославянскую культуру. История для хорватского общества — источник вдохновения, кладезь тем и сюжетов, наконец призма, сквозь которую рассматривали и оценивали настоящее и представляли себе будущее. От ранних романтиков и до поэтов, чье творчество входит в круг модернистского миросозерцания, литераторы югославянских областей постоянно вращаются в зачарованном кругу традиционных форм национального мышления. На национальном эпосе базируется половина произведений изобразительного искусства.
Влахо Буковац (1855—1922), ученик Кабанеля, хранивший верность творческим принципам своего мэтра во всем, что касалось формального языка живописи, программно подчинял свою кисть и вдохновение потребности хорватского общества в утверждении национальной проблематики; он не случайно писал преимущественно исторические полотна. Буковац много сделал для преодоления провинциализма хорватской живописи, он не только принес в искусство родины, пусть отраженный, блеск большого европейского искусства, но и выступил как организатор культурной жизни. Именно он сыграл важную роль в организации первой хорватской выставки (1894), а в 1899 г. при его ведущей роли было создано Общество хорватских художников. Интересно, что Буковац сделал проект занавеса для Национального театра в Загребе, в котором проявились стойкость просветительских тенденций в хорватском искусстве и его патриотическая программа: занавес должен был символизировать национальное возрождение и содержал ряд портретов крупных общественных деятелей Хорватии, «компонованных с большим декоративным чутьем». Эта работа Буковаца напоминает о некоторых явлениях чешской художественной действительности того времени и еще раз говорит о значительном единстве художественного процесса в славянских странах конца XIX в.
Мастером, стремившимся приспособить принципы европейской живописи к потребностям хорватского общества, был и Ц. Медович (1857—1919), учившийся в Италии и Мюнхене. Исторический жанр был одним из ведущих в его творчестве («Приход хорватов»).
Исторические полотна О. Ивановича проникнуты антигабсбургской тенденцией: его картины, посвященные Николаю и Петру Зриньским, борцам против австрийской монархии, напоминают о проблематике венгерской исторической живописи — там тоже возникали полотна на подобные темы.
Названные художники по-своему старались «не отстать» от исторического романа, возникшего в своем новом качестве в творчестве хорватского писателя А. Шеноа. Однако, если писатель стремился к тому, чтобы отразить, по его же словам, «раны народа», то изобразительное искусство этой задачи перед собой не ставило. Все же и здесь возникает демократическое направление — в творчестве Н. Машича (1852—1902) и ряда других художников, обращавшихся к теме народа. Машич воплощал тенденции, противоположные салонным, хотя его крестьянские образы («Пастушка», 1880) сохраняют значительную меру идеализации.
В 1890—1900 гг. тенденции новаторства нашли себе выход в творчестве группы молодых художников: М. Кральевича (1885—1913), В. Бецича (1886-1957), Й. Рачича (1885-1908). Они связаны с импрессионизмом, с его поздней и видоизмененной стадией, как это имело место в большинстве славянских стран. Правда, в Хорватии импрессионизм не складывается в такую доминирующую систему, как это было в Словении. Однако разрыв с прошлым происходит столь же решительно и целеустремленно. Как раз борьба «старых» и «молодых» происходила в Хорватии очень напряженно и была непримирима. В литературе ее стойко вела группа «Хорватского модерна», сложившаяся в 1895 г. В области живописи в Загребе возникло «Общество Медулича» (1908), близкое по своим исканиям венскому сецессиону, в 1916 г. появился «Весенний салон».
Ведущими жанрами названных выше художников были, как это типично для всего европейского искусства того времени, пейзаж, натюрморт, портрет. Хорватские мастера, хотя и проходили обучение в Мюнхене и Вене, были хорошо ориентированы в вопросах французского искусства. Причем их творчеству часто присуще острое чувство пластической формы, склонность к драматизации, напряженности.
В этой обстановке подъема, интенсивных исканий начинает складываться творчество крупнейшего мастера хорватского и всего южнославянского искусства — Ивана Мештровича (1883—1962).
В полной мере оно развернулось в период межвоенного двадцатилетия, когда Мештрович говорит уже от лица всей Югославии, всех вошедших в нее народов. Широкий диапазон творчества сочетался у него с не менее широкой идейной проблематикой. Он сознательно стремился создать как бы общую мифологию южных славян, дав отображение их истории средствами новейшего искусства. Эту огромную задачу Мештрович решал, по существу, всю жизнь.
В период перед первой мировой войной Мештрович только начинал входить в искусство,— но уже не локально хорватское, а мировое. Он начинал как скульптор, глубоко проникшийся импульсами национального творчества, которое отлично знал. При этом Мештрович вообще обладал огромной художественно-пластической восприимчивостью, позволившей ему буквально вобрать.
в себя прежнее наследие югославянской пластики, самый его дух, которые он увидел глазами художника XX в. Не случайно не только мера его одаренности, но и национальный характер творчества, проявившийся буквально с первых шагов в искусстве, были замечены соотечественниками: они решили помочь молодому Мештровичу (сыну крестьянского ремесленного резчика по камню) получить художественное образование. Мештрович едет в Вену, где в 1901 г. поступает в Академию. Характерно, что уже в 1904 г. он становится членом венского Сецессиона и оказывается в центре творческих исканий своего века. О его духовных исканиях того времени говорит созданная им статуя Льва Толстого (влияние великого русского писателя тогда сильно возросло среди южных славян). В то же время Мештрович был глубоко затронут идеями Родена.
В 1904 г; Мёщт.рович едет в Париж, что представляется вполне закономерным в его «годах учения». Здесь хорватский скульптор испытывает и творчески переосмысливает целый поток новых художественных впечатлений. Здесь же он проявляет себя как национальный мастер: в 1908 г. появляется его скульптура «Мать», а в 1907—1912 гг. он работает над проектом грандиозного монумента-храма в память битвы на Косовом поле.
Для генезиса будущего социалистического искусства Югославии имеют особое значение два момента творчества Мештровича: поиски монументальных форм выражения и тяготение к значительной общественной проблематике. Он входит в плеяду крупных европейских скульпторов XX в., умевших и желавших воплотить большие комплексы национальных идей. Средства вы разительности, например, К. Дуниковского, как и интеллектуально-эмоциональная окраска его творчества, резко отличны от художественных образов Мештровича. Однако «Гробница Болеслава Смелого» и «Вавельские головы» воплощают тот же национально-эпический подход к задачам творчества, что и «Косово поле» молодого Мештровича, мечтавшего дать пластическое оформление целому пласту национального миросозерцания. По сути дела, он пытался создать памятник всему национальному прошлому своей страны. Однако мемориальный комплекс Мештровича не мог быть реализован в то время: он был задуман с таким размахом и требовал решения таких сложных профессиональных задач, что предварил многие из современных попыток в этой области.
Мештрович хотел сочетать в едином синтезирующем образе отдельные виды искусства, сохраняющие свою равнозначность, пластическую раскованность. Он пытался сочетать скульптуру — и рельеф, круглую скульптуру — с архитектурным решением, создать сложную пространственную композицию, но одновременно — единую, целостную. Подобно тому, как в его скульптуре «Мать» ощущение скованности, цельности каменного блока сочетается с мотивом словно бы разворачивающегося изнутри движения; это движение странным образом выражается через неподвижность, напоминая об увлечении Мештровича скульптурами Микеланджело, которые он старался интерпретировать по-своему.
Столь триумфальное начало знаменовало собой тот факт, что молодое югославянское искусство за чрезвычайно короткий срок стало вровень с европейским, что период культурной стагнации остался далеко позади, что вклад этого искусства в европейское в самом начале XX века стал весьма ощутимым. Как Брынкуши и Дуниковский, Мештрович принадлежит уже истории мирового искусства.
Еще до того, как Югославия стала объединенным государством южных славян, она, образно говоря, воссоединилась в творчестве Мештровича. В этом смысле творчество Мештровича, как и творчество крупнейших мастеров, его современников, подводит итог начинаниям иллирийцев и «Омладины» и многим другим прогрессивным тенденциям XIX в. Отойдя от всякой стилизации, от этнографизма, усвоив творческие начинания новейшего европейского искусства, наследуя великим традициям прошлого и настоящего — от Микельанджело до Родена,— Мештрович воплотил в своих образах самую суть национальной культуры.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.