Словенские ученики Ашбе оказались той группой мастеров, чье творчество знаменовало собой переворот во всем искусстве их страны. Художественная деятельность И. Грохара, М. Стернена, Р. Якопича, М. Ямы вводит в искусство Словении круг новых художественных идей, новой проблематики и новых творческих возможностей. На первый взгляд, мир этого творчества далек от социально-критической устремленности, от борьбы за прогрессивные идеалы общественного развития. Но так сложилась судьба словенского искусства, что именно последователям импрессионизма суждено было воплотить в своем творчестве ведущие, наиболее прогрессивные тенденции художественной культуры.
Демократизм общественной позиции, неприятие буржуазной действительности выражается здесь преимущественно не литературно-сюжетно, как у передвижников или польских жанристов эпохи позитивизма. Связь художника с передовыми идеями осуществляется как бы на более глубоких уровнях творческого метода, олицетворяется в новаторской художественной системе, отрицающей академически-условную, освященную буржуазной традицией систему искусства. Принципиальное новаторство словенских молодых импрессионистов выражалось и в настойчивом утверждении нового идеала, новой системы художественных ценностей, не только не прославляющих буржуазную действительность, но и противостоящих ей. Все творчество словенских импрессионистов посвящено национальному пейзажу, оно является истинным гимном родной земле. Прекрасный, свободный и красочный мир представал с их полотен, воплощенный активными художественными средствами, навсегда преодолевшими условную идеализацию прежнего искусства.
Современники по достоинству оценили смелый дух и национальное лицо этого молодого искусства. Выставка словенских импрессионистов в Вене в 1904 г. получила широкий резонанс, причем австрийские критики отметили, что словенские мастера ведут с немецким искусством борьбу «не на жизнь, а на смерть». Известный исследователь искусства южных славян В. Моле, анализируя творчество словенцев, пишет: «Безусловно, великим парадоксом словенского искусства является то, что оно стало наиболее словенским именно в импрессионизме, который, казалось бы, должен был отдалить его как от национальной основы, так и от реализма, который уже созрел в живописи. На деле оказалось иначе. Словенский импрессионизм был значительно больше проникнут национальным ощущением, чем все предшествовавшее ему искусство. Он создал впервые глубоко прочувствованный национальный пейзаж, представил словенскую действительность и, что наиболее характерно для него, сочетался с революционным размахом поколения, которое во всех областях художественной деятельности рвало с прошлым, борясь за социальную справедливость. Не случайно то, что в одном ряду с представителями художественного течения оказывались вожди молодого словенского социализма».
Что такое явление не случайно, может подтвердить история Надьбанской художественной школы в Венгрии, которая сходным образом утверждала антибуржуазный идеал в искусстве средствами авангардистской живописи.
Словенский импрессионизм, таким образом, оказывается для художественной культуры своего времени наиболее позитивным слагаемым и в качестве такового может рассматриваться как вклад в сложение передового национального искусства.
В Словении существовали и другие направления. Если группа Ашбе еще в 1904 г. образовала общество «Сава», то в Вене словенские ученики тамошней Академии объединились в группу «Весна». Уже само название, варьирующее наименования многочисленных художественных организаций времен модерна (в них, как правило, повторяются слова «молодость», «весна»), говорит об устремленности этой группировки. Действительно, «Весна» была близка принципам венской «Сецессии» Идеи символизма соседствовали в ее программе с попытками обновления современного стиля через возрождение народного, в первую очередь прикладного искусства.
X. Смрекар, С. Шантель, М. Гаспари, Г. Биролла, И. Вавнотич провозгласили лозунг «из народа — за народ» и деятельно работали над возрождением изобразительного фольклора, чьи традиции в Словении были живы и свежи.
1890—1900 гг. характеризуются быстрым нарастанием классовых противоречий, что находится в прямой связи с общей быстрой эволюцией европейских стран в сторону зрелых форм буржуазного развития. Рождается острое осознание неустранимости жизненных противоречий, неизбежности трагических коллизий, возникающих в жизни как отдельной личности, так и общества в целом. Вырождение дворянства и хищнический рост капиталистического предпринимательства, разорение крестьянства, эксплуатация пролетариата, нищета и эмиграция, ложь и демагогия, пропитавшие государственный аппарат,— весь запутанный клубок этих тем постепенно проникает в искусство не только косвенно, путем утверждения «от противного», как у импрессионистов, но и в самой прямой форме, становясь достоянием в первую очередь сатирической графики. Ее роль необычайно возрастает в это время во всей Европе. В Германии, России, Франции функционируют сатирические журналы.
В странах будущей Югославии появляются художники, избравшие сатирическую графику если не главной, то одной из основных сфер своей творческой деятельности. Речь идет не просто об отдельных журнально-бытовых зарисовках на злободневные темы, которые мелькают во всей прессе второй половины XIX в., это артистические рисунки, отличающиеся свободой и смелостью формы, поисками новых изобразительных средств, что типично для эмансипирующейся графики времен модерна. Неразлучный спутник сатиры того времени — гротеск. Обобщение, до-стигамое через его посредство, обладает особой концентрированностью и разящей меткостью, и неудивительно, что изображения отдельных слабостей и людских пороков перерастает с его помощью в сатирический портрет всего общества.
Патроном этого направления остается Домье, но оно развивается дальше и глубже в канун больших общественных потрясений начала XX в.
В Словении сатира связана в изобразительном искусстве в первую очередь с именами Ф. Тратника и Г. Смрекара. Множество параллелей их творчеству можно найти в литературе всех областей будущей Югославии; как раз в рассматриваемый период сатирические, обличительные тенденции в нем резко возрастают. Творчество Тратника, к типичным рисункам которого можно отнести «Процесс в Загребе» (1909), «Депутат» (1909), показывает, насколько органично словенское искусство этого времени входит в контекст общеевропейской графики. Тратник был близок к немецким экспрессионистам (это отчетливо проступает в упомянутых рисунках) и в 1907 г. даже сотрудничал в «Симшгацис-симусе».
Художественная жизнь Хорватии на протяжении ряда десятилетий XIX в. протекала несколько замедленно: светское искусство развивается поздно, для творчества литераторов и художников 50-х годов еще типичным остается мир просветительских идей. Однако именно здесь сложилась концепция иллиризма с его тенденцией к объединению всех славянских земель. Загреб исподволь готовится к той роли крупного культурного центра, которым он станет впоследствии.
Сравнительно поздно возникший (40—50-е годы XIX в.), но серьезный интерес к национальной поэзии, попытки опереться на национальное художественное наследие характерны для становления нового хорватского искусства.
Первой крупной — и трагической — фигурой его стал Векослав Карас (1821—1858). Как художник он складывался в обстановке еще полуцехового религиозного ремесла, но впоследствии, проделав стремительную эволюцию, пройдя обучение в Мюнхене и Риме, стал серьезным профессионалом европейского уровня. Карас был последователем назарейцев.
Высокоодаренный художник, Карас много работал в жанре портрета. Но, вернувшись на родину, не получил возможностей для развития своего таланта. Когда даже такой просвещенный и патриотически настроенный меценат, как епископ Шроссмайер, основатель Академии наук и Художественной галереи, искал художника, чтобы доверить ему росписи собора в Дьякове, то он обратился к Овербеку, который, кстати, высоко ценил талант Караса. Карас нашел лишь место учителя рисования в Загребе. Он создал ряд интересных и своеобразных портретов, но в 37 лет покончил самоубийством. Хорватия еще как бы не созрела в это время для большого национального искусства, и лишь несколько десятилетий спустя наметились решительные сдвиги в области художественной культуры. В рамках Австро-Венгерской империи Хорватии удается развить свою культуру: появляются художественные школы, Общество друзей хорватского искусства, Национальный музей.
В живописи доминирующую роль играла историческая картина. Это является общей характерной чертой для многих стран с нерешенной проблемой национальной независимости, и в этом отношении Хорватия стоит в одном ряду с Польшей, Венгрией, Чехией XIX в. Историческая живопись — академическая, архаически-условная по своему языку, в сравнении с развитием изобразительного искусства на Западе Европы,— смогла тем не менее определенное время воплощать насущно важные для общества чувства и идеалы, верно служа идеям национального самоутверждения.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.