Романтическая живопись Якшича, как, впрочем, и картины Матейки или лучших венгерских мастеров исторического жанра, явления, казалось бы, запоздавшие по отношению к oсновному развитию европейской живописи: во Франции в это время уже выступили импрессионисты. Однако весь облик искусства Якшича отнюдь не оставляет ощущения анахронизма. Оно глубоко идейно, патриотично и является одним из наиболее ценных слагаемых демократического, а через его посредство и будущего социалистического искусства Югославии.
Творчество Якшича и его современников перекликается с развернутой сербскими прогрессивными критиками и литераторами программой сближения искусства с жизнью, с идеями Светозара Марковича, утверждавшего: «Жизнь народа — вот содержание и реальность поэзии». Якшич поддерживал эту программу всем своим литературным и художественным творчеством. Интересно, что если на родине самого Н. Г. Чернышевского, оказавшего столь сильное влияние на Марковича, проповедь сближения искусства с жизнью вылилась в бунт против академизма, в движение передвижников, породив мощное течение бытовой, жанровой живописи, то в Сербии эти идеи вели к утверждению наиболее насущной для искусства национально-освободительной темы в разных ее модификациях. Наметившаяся в рассмотренных явлениях трансформация идеализированного образа исторического героя в реальный образ патриота-защитника чрезвычайно показательна.
Идеи, пронизанные героикой освободительной борьбы 60— 70-х годов, завершившейся освобождением от иноземного ига, насытили искусство значительным общественным содержанием. В последующее десятилетие оно, однако, не получает прямого развития и однозначного продолжения. Период 80—90-х годов широко и повсеместно внесет в национальное творчество тему родной земли, что скажется в примате бытовой тематики, пейзаже. Сельская, крестьянская тема проникает в эти годы и в литературу: именно в Сербии получает широкое распространение жанр сельской повести, которому свойственны и поэтизация деревенской жизни, и острота наблюдений, смягченных, однако, уважением к патриархальному быту, к его стойкости, ритуальности (повести Л. Лазаревича, Я. Веселиновича).
Сходная трактовка крестьянской темы встречается у художника Пайи Йовановича (1859—1957). Реалистическая точность внимательного и доброжелательного наблюдателя, отличного знатока народной жизни, национальных нравов, типов и характеров, бытовых ситуаций отразилась в таких его полотнах, как «Одевание невесты» (Национальный музей в Белграде). Этнографическая экзотика не растворяет в них правдивые и обаятельные образы людей из народа. Большей социальной остротой отличаются жанровые сцены Уроша Предича, как, например, его «Веселая компания» (Национальный» музей в Белграде), где группа подвыпивших крестьян бредет по грязи среди нищей, обветшавшей деревни. Надо подчеркнуть, что и другие живописцы — М. Тенкович, Д. Крстич — тоже постоянно обращаются к изображению сербских городов, сел и природы, рисуют крестьян, а порой по традиции обращаются и к темам национальной борьбы, хотя творчество их лишено общественного темперамента и живописных качеств работ Якшича.
Искусство все больше обретает национальную и одновременно демократическую тональность. Возросший профессионализм (особенно это касается живописи талантливого Крстича) позволяет художнику ставить перед собой новые творческие задачи. Крстич был одним из первых сербских художников, широко познакомившихся с европейской живописью: он обучался в Мюнхене — центре, которому суждено было сыграть большую и положительную роль в становлении нового югославского искусства в 1873—1883 гг. Исследователи видят также в полотнах Крстича, посвященных крестьянам, влияние живописи Курбе. Очень хороши его пейзажи с их напряженным колоритом — динамичные, живо передающие своеобразную природу, например романтический образ далматинского побережья в грозу («Местечко Баба-Кай», 1907, Национальный музей в Белграде).
Последнее десятилетие XIX в. стало для Сербии, как и для других областей будущей Югославии, временем резкого и крутого подъема искусства — европейского по своему типу, свободно интерпретирующего новейшие течения и тенденции, — искусства нового времени. Правда, открыто оно не поднимало, как это делала литература, социальную проблематику, было далеко от разоблачительной прямоты Б. Нушича, чей талант развернулся именно в это время. Но творчество мюнхенской группы сербских молодых художников, наряду с хорватской и словенской художественной молодежью, входившей в школу А. Ашбе, с ее антитрадиционностью, смелостью творческих исканий и бескомпромиссной позицией в Искусстве, по всему своему духу и направленности оказывается наиболее близкой параллелью авангардистской поэзии и другим революционным тенденциям в искусстве.
Полнокровное творчество Надежды Петрович (1874—1915), наиболее одаренной и самостоятельной в этой группе (в нее входили также К. Миличевич, Р. Вуканович, М. Милованович и ряд других художников), олицетворяло собой бунтарское, экспрессивное начало в гораздо большей степени, чем жанровые сценки или журнальные зарисовки, посвященные социальной проблематике.
В нем таились размах и непокорность, активность молодого искусства, завоевывающего новые рубежи, и одновременно страстная преданность художницы родине. Утверждающий характер искусства этих первых сербских авангардистов делает его особенно ценной традицией для социалистического искусства XX в.
По сравнению с Сербией искусство Словении, не испытавшей трагедии иноземной неволи, развивалось более плавно, в большем соответствии с основными европейскими тенденциями. Начало и середина XIX в. ознаменовались здесь торжеством классицизма, некоторыми романтическими тенденциями, в портретной живописи ощущался бидермейер. Определенный сдвиг в сторону большей национальной определенности наметился только во второй половине века, позже, чем в литературе и поэзии. Реалистические тенденции созревали исподволь, концентрируясь в пейзаже и портрете. Они воплотились уже с полной определенностью в творчестве братьев Я. и Ю. Шубиц, отличных профессионалов, хорошо ориентированных в современных им европейских художественных течениях. Имеющий значение для развития общей демократизации искусства стиль их творчества отличался тяготением к серьезному и сосредоточенному постижению реальности. Их портреты и жанровые композиции отличают правдивость, натура в них погружена в стихию созерцательного спокойствия и самоуглубления, и это придает, на первый взгляд случайным и скромным, мотивам обоих художников внутреннюю значительность.
Таковы картины Ю. Шубица «Одиночество» (1880) и «Перед охотой» (1882) или прочувствованный портрет матери Я. Шубица (1880).
Братья Шубиц исполнили целую серию рисунков (сепии) для официального издания «Австро-Венгерская монархия в словах и рисунках». Рисунки эти в связи с целями, которые ставило перед собой издание, несут черты протокольности и этнографической сухости, но тем не менее это была попытка создать своего рода живописный обзор словенского народного быта. Однако такой остроты национального самосознания, как это было в Сербии, Словения того периода не знала: факт ее присоединения в 1867 г. к Австро-Венгерской монархии затормозил процесс национального самоопределения.
Тем не менее жанрово-бытовой сюжет, картина, воспроизводящая характерные особенности словенского народного быта, как и реалистическая повесть в литературе, завоевывают все более сильные позиции в словенском искусстве. Реалистом был И. Петковшек (1861—1898); картины народного быта — опять-таки с элементами любования нарядными костюмами, патриархальными обрядами — писал Ф. Весел; а в творчестве художницы И. Кобильцы (1862—1926), работавшей на грани веков, возникают и более обобщенные образы.
Однако главные успехи словенского искусства, та область художественного творчества, которая наиболее близко подошла к воплощению революционных настроений, назревавших в обществе в 1890—1900-х годах, связаны не с мастерами бытового жанра, а с группой художников, известных под именем «словенских импрессионистов».
Эта группа сложилась в период своего обучения в Мюнхене в мастерской А. Ашбе (1862—1903), о которой уже шла речь в связи с развитием сербской живописи. Антон Ашбе, известный педагог и серьезный живописец, сверстник братьев Шубиц, воспитал целое поколение молодых славянских художников, среди которых были и такие мастера русской живописи, как И. Грабарь и М. Добужинский, Д. Кардовский и В. Кандинский. Мюнхен в эти годы вообще был центром притяжения для славянской молодежи: напомним, что в нем сложилась большая колония и польских художников, так и называвшаяся «Мюнхенская колония» (Ю. Брандт, Ю. Хелмонский, братья М. и А. Герымские — все крупнейшие имена польской живописи конца века). Широта общения и многообразие контактов, плодотворная художественная атмосфера, которой художники Сербии, Словении, Польши были по разным причинам лишены на родине, помогли формированию многих талантов, именно здесь, кстати, осознавших особенно четко свою национальную сущность.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.